Драматургия XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

XVII век, столетие между двумя крупнейшими эпохами, вехами в развитии европейского искусства, между Ренессансом и Просвещением.
XVII век – это эпоха формирования первых крупных централизованных государств, эпоха высших форм абсолютизма и первых буржуазных революций, когда непримиримые до этого вероучения, философские доктрины, небывалые новшества сталкивались и приучались к сосуществованию в едином культурным пространстве Европы. Это время блестящего расцвета культуры открывающееся творчеством Шекспира и Сервантеса, время Мольера и Расина, Монтичелли и Вивальди, Баха, время рационалистической философии Декарта и эмпиризма Бэкона.

Вложенные файлы: 1 файл

XVII век.docx

— 172.38 Кб (Скачать файл)

Постановки

  • 1-я ред. (3 акта — «Тартюф, или Лицемер») — 1664;
  • 2-я ред. (5 актов — «Обманщик») — 1667;
  • 3-я ред. (5 актов — «Тартюф») — 1669.

Постановка труппы Мольера в 1-й ред. — 12 мая 1664 в Версале, во 2-й ред. — 5 августа 1667 в театре «Пале-Рояль», в 3-й ред. — 5 ноября 1669.

Первая публикация — 1669, Париж.

«Тартюф» на русском языке

Переводы на русский язык

  • И. Кропотов, под названием «Тартюф, или Лицемер». — М., 1757.
  • Н. И. Хмельницкий, «Тартюф», 1789.
  • Из советских переводов — М. Л. Лозинский, «Тартюф, или Обманщик», в кн.: Ж. Б. Мольер, т. 1. — М., 1957.

Постановки в России

    • Первое представление на русской сцене — 22 ноября 1757 года в Петербурге,
    • 21 апреля 1761 — в Москве.
  • Александринский театр (1832, 1841, 1870, 1878, 1888, 1897, 1908); среди исполнителей: П. А. Каратыгин, П. М. Свободин (Оргон), А. Д. Каратыгина, А. М. Каратыгина, А. И. Абаринова, В. А. Мичурина (Эльмира), Я. С. Брянский, В. А. Каратыгин,И. И. Сосницкий, Н. Ф. Сазонов, А. П. Петровский (Тартюф), Е. Я. Сосницкая, В. В. Стрельская, А. М. Читау (Дорина).
  • московская постановка актерами Малого театра на сцене Большого театра (1836), на сцене Малого театра (1843, 1856, 1867, 1875, 1884); среди исполнителей: М. С. Щепкин, С. В. Шумский (Оргон), М. Д. Львова-Синецкая, Н. М. Медведева,Г. Н. Федотова (Эльмира), И. В. Самарин, А. П. Ленский (Тартюф), Н. А. Никулина (Дорина).
  • театр «Эрмитаж» (1915, Тартюф — Петипа).
  • Бывший Театр Корша (1922, постановка А. П. Петровского)
  • 1935 —  театр «Красный факел»
  • 1939 — МХАТ (Оргон — В. О. Топорков, Тартюф — М. Н. Кедров)
  • 1964 — Театр на Таганке (режиссер Ю. П. Любимов)
  • 2006 — Ленком (режиссер В. Мирзоев). Последний спектакль состоялся 04.05.2012 года, после чего был снят с репертуара.
  • 2011 — Курский драматический театр им. Пушкина (режиссер Б. Горбачевский)
  • 2011 — Московский театр на Малой Бронной (режиссер П. Сафонов; Тартюф - В. Сухоруков)
  • 2013 — Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова (режиссер А. Слюсаренко)

Экранизации

  • 1926 — «Тартюф» / Tartuffe (Германия) — реж.: Фридрих Вильгельм Мурнау.
  • 1965 — «Тартюф» (фильм, 1965) (Бельгия)
  • 1971 — «Тартюф» / Tartuffe (Франция) — реж.: Марсель Кравенн
  • 1984 — «Тартюф» / Le tartuffe (Франция) — реж.: Жерар Депардьё.
  • 1987 — «Тартюф» (фильм, 1987) (Норвегия) — реж.: Ола Б. Йоханнссен.
  • 1989 — «Тартюф» фильм-спектакль МХАТа. постановка Анатолия Эфроса
  • 1992 — «Тартюф» (Музыкальный фильм) — реж.: Ян Фрид. В главных ролях: Михаил Боярский — Тартюф
  • 1998 — «Тартюф» / Tartuffe ou L’imposteur (Франция) — реж.: Жорж Бенсуссан. В главных ролях: Филипп Торретон — Тартюф

Вариации на тему пьесы Мольера

В 1792 году Пьер-Огюстен Бомарше создал пьесу «Преступная мать, или второй Тартюф», где в облике одного из главных героев — Бежеарса — попытался заново воспроизвести черты мольеровского героя. В 1847 году Карл Гуцков создаёт пьесу о Мольере «Прообраз Тартюфа», где образ главного героя его комедии играет довольно значительную роль.

 

 

Благотворное влияние комедии было бесспорно, но если "Школе жен" горячо аплодировали широкие круги зрителей, то в привилегированных слоях общества, среди "ценителей" и "жрецов" высокого искусства она вызвала взрыв негодования. В литературных салонах, в аристократических собраниях, среди почтенных отцов города и духовенства, в Бургундском отеле - везде и всюду порицали Мольера, называли его развратителем нравов и человеком дурного вкуса.

Мольеру, наконец, надоело выслушивать всевозможные пересуды и оскорбления, и он решил ответить своим злобным критикам в комедии "Критика "Школы жен" (1663). Помимо того, что поэт высмеял своих противников, он заставил положительных персонажей комедии - Доранта, Элизу и Уранию, защищая "Школу жен" от нападок жеманной Климены, маркиза и поэта Лизидаса, развернуть целую программу нового направления.

Мольер открыто заявляет, что одобрение партера он ставит неизмеримо выше похвал аристократических знатоков. Дорант говорит маркизу: "Я сторонник здравого смысла и не выношу взбалмошности наших маркизов Маскарилей". И тут же он дает доброжелательную характеристику партеру: "Я не могу не считаться с мнением партера, ибо среди его посетителей иные вполне способны разобрать пьесу по всем правилам искусства, а другие станут судить ее судом правды, то есть доверяясь непосредственному впечатлению, без слепого предубеждения, без всяких натяжек, без нелепой щепетильности".

 

Мольер развил в классицизме его наиболее прогрессивные начала и, преодолевая сословие ограниченные стороны этого стиля, возвысился над своим временем как писатель. По словам Гете, Мольер "господствовал над нравами своего века"; он воспитывал людей, давая их правдивое изображение.

Источником величия Мольера были прекрасное знание действительности и горячая любовь к народу, с которым он общался и в жизни и с подмостков театра.

Устами своего героя Мольер заявляет: "Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с Фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно".Не осознавая еще политической необходимости сближения буржуазии с демократическими массами, Мольер был тем единственным писателем XVII века, который звал к этому сближению. И делал это не во имя сохранения средневековых патриархальных связей, а гениально предчувствуя в народе и обществе накопление тех центростремительных сил, которые в следующем, XVIII веке обретут мощное единство "третьего сословия". Мольер своим творчеством настоятельно призывал широкие слои буржуазии крепить связи с народом. Именно в этом Мольер видел залог сохранения здравого смысла у буржуа, их морального здоровья, верности общественных устремлений. Если же представители буржуазии гнушались этих связей, стремились породниться с дворянством, то это вело к отрыву от "третьего сословия" и было чревато для буржуа не только потерей верной общественной ориентации, но и лишением всякого человеческого достоинства, полной сумятицей суждений, морали и эстетических вкусов.

 

Мольер оптимистичен, он не верит в победу зла. Как бы ни был безобразен порок, здоровое начало в жизни общества сильнее.

Такой идейный диапазон мог существовать только у человека, который жил с народом и творил для народа. Широта и бесстрашие воззрений Мольера, его постоянное стремление обнажить в своих комедиях главные пороки времени, его оптимизм и поэтическая одушевленность и, наконец, его страстная вера в свои писательский долг, превращающий творчество в гражданский подвиг, - все это делало творца "Тартюфа" великим народным поэтом, истинным главой французского театра, гением, заложившим основы новой реалистической драматургии.

 

 


Информация о работе Драматургия XVII века