Е. Габова детский писатель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 00:38, контрольная работа

Краткое описание

Из возникшей проблемы определяется цель контрольной работы: Определить современный образ литературного героя – подростка и особенность его изображения в художественных произведениях Елены Габовой., а также ее творческий путь. Достижению этой цели способствует разрешение ряда задач:
Проследить жанровое своеобразие и тематику произведений Е.Габовой,
предназначенных для детского и юношеского чтения
Рассмотреть реальность изображения сюжетных коллизий.

Содержание

Введение……………………………………………………. стр 3

1 Творческий путь Е.Габовой……………………………. стр 4
2.Жанровое и сюжетное своеобразие произведений
Е.Габовой ……………………………………………… стр 8
3. Образ главного героя…………………………………… стр 15
Заключение………………………………………………… стр 19
Список использованной литературы…………………….. стр 20

Вложенные файлы: 1 файл

КОМИ ЛИТЕРАТУРА КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

«Педагогическая» литература вглядывается не только в учителя, но и в ребенка, когда возраст только подробность, обстоятельство, а главное – сложная внутренняя жизнь» (….). Вот и в рассказе Елены Габовой «Двойка по поведению» духовный мир подростков воссоздан в тончайших нюансах.

Главный герой рассказа Елены Габова – Валерий Приходнов. Для школы он – «последний» двоечник, для дома - явно не «первый» (задержится, заиграется - никто его не ищет), а для себя - запутанный, незащищенный. Как такие обстоятельства влияют на формирование характера? Как в этих условиях обрести душевную цельность и доверие к жизни?

В построении сюжета рассказа велика роль детали. Например, однажды в своей тетради по алгебре Валерий увидел «четверку». «В тот день Приходнов подбирал все бумажки с пола, относил их в урну, вытирал добровольно доску и никого не задирал. А назавтра пришел в чистой, хоть и очень мятой рубашке», хотя «месяцами он носил одну и ту же темную рубашку, которую менял после того, как учительница писала его матери записку». Этот эпизод, эта чистая, но мятая рубашка имеют психологический подтекст: герой неоднозначен, его преждевременно отнесли к безнадежным, и он, как может пытается доказать это, увидев за «четверкой» нечто большее, чем оценку – в него поверили!

Еще, в порыве гнева и ревности он обидел Таню, узнав от нее, что она якобы “любит” Вовку Соловьева, и заодно учинил расправу над ним самим, велев ему поцеловать Таню. Узнав об этом, учительница «поставила ему очередную двойку по поведению и вздохнула: если бы двойка смогла помочь Приходнову понять всю жестокость своего поступка». Это еще раз показывает, что оценка – это не отметка для Приходнова, а единственный метод воспитания.

Одна из особенностей рассказа в том, что все происходящее с мальчишкой дано сквозь призму детского восприятия. Одноклассники давно усвоили, что Валерий словно «бездомная собака». Та частица его жизни, которая связана с Таней (в эту девочку он влюблен), показывает, что в нем соседствуют и жестокость, и нежность, т.е. не всегда поступки, поведение человека отражают его духовность, внутренние качества.

Мальчишка сорвался: ревнуя Таню, он учинил над ней расправу. Упиваясь своей силой, он не подозревает потерю человечности в себе. Автор не оправдывает мальчишку, он предлагает задуматься над истоками поступка подростка: «Ему хотелось плакать. Он понял, что все кончено. Теперь Таня не будит дружить с ним. Приходнов никогда не плакал. Ему было стыдно плакать. Злые слезы катились из узких глаз. Он не вытирал их. Пусть прохожие думают, что это звездочки снега тают на лице слезами. Да и прохожих-то нет. Никого рядом нет. Саня Муравченко заболел. Да разве он нужен Валерке? Как на улице темно… И не видно совсем, что он плачет».

И на самом деле, Риту в рассказе …, да и не только ее, окружает сложная, такая противоречивая жизнь.

У многих из них несчастные семьи, они с детства видят те пороки нашего общества, которые, конечно же, не были присущи ему изначально:

  • Во-первых, это проблема родителей и детей, связанная в основном с пьянством, с родительским безразличием к своим детям даже жестокость взрослых, и отсутствие элементарной внутренней культуры. Такая проблема была и в семье Риты – отец у нее очень часто уходил в запой и бил их мать, поэтому Рита НЕ ЛЮБИТ своего отца, да и дом, в котором живет, она тоже не любит – уж много несчастий случилось там.

Пьянство – это порок, это грех, поэтому не зря оно наказуемо: хотя отец у Риты человек неплохой – «у него золотые руки»- она все же ненавидит его «Пусть бы хоть весь золотой был, он мне не нужен. Я бы вообще всех пьяниц уничтожила, потому что у их детей нет нормального детства. Как не было его у нас с сестрой.

Каждый вечер мы с Оксанкой ждали, каким придет с работы отец. Если трезвый, дома – праздник. Он шутил с мамой, катал нас верхом, и квартира становилась самым счастливым местом на свете.

Но чаще он приходил пьяный. Тогда мы себя вели смирно, чтобы не подавать повода для скандала. Но  папочка все равно находил его: мы, прижавшись друг к другу, к ужасом слушали как ругались родители … Приезжала милиция, отца увозили. Утром мы с сестрой топали в школу с красными глазами. Целый день нам хотелось спать. А еще хотелось, чтоб у нас не было папы, КАК ЭТОГО ХОТЕЛОСЬ!». Рита была уже взрослая, поэтому прекрасно понимала все поступки отца: что он «пропивает свою зарплату, потом клянчит деньги у мамы, а потом начинает уносить из дома вещи книги…», т.е. это порождает и финансовые проблемы, из-за которых мама должна одна кормить всю свою семью и пьяницу-мужа, а дочь лишается возможности увидеть столицу.  За все это она отцом его называть не может. Но все же он человек, а главное ОТЕЦ, который по-своему, но любит своих детей: «нас отец никогда плохим словом не назвал. Ни разу пальцем не тронул». А день Ритиного рождения он всегда дарит ей цветы, «очень красивые», и только тогда Рита с трудом выдавливает: «Спасибо, папа».

  • Во-вторых, это презрительное отношение неродных родителей к не своим детям. Таков в семье Ритиной подруги Иры, отчим. Когда «Ирину маму положили в больницу, она осталась одна с отчимом. Понятно, отчимы бывают всякие, но Иркин – подонок: пьет, обзывает Ирку по-всякому, смеется над тем, что она комсомолка и что до сих  пор хранит в шкафу пионерский галстук. Он ее уже несколько раз бил».
  • В-третьих, это неодинаковое, неравное отношение к своим родным детям. Так, уже ближе к концу произведения, мы узнаем, что несчастья Рите причиняет не только отец, но и мать, когда она назвала Риту «выродком»! Оказывается, она не любила Риту страстной материнской любовью. Она не желает знать, есть ли у Риты двойки, замечания – она все оставляет без внимания. Стоит лишь девочке объявить, что завтра у них родительское собрание, то у мамы сразу портится настроение. Она всегда находит предлог не ходить на него. Поэтому, мне кажется, из-за недостатка внимания к школьной жизни ребенка, я уже не говорю о ее личных проблемах, от нежелания выполнять родительские функции, Рита была не самой успевающей в школе, хотя была умной и очень талантливой.
  • В-четвертых, оказывается, вредными бывают и бабушки. «Дома ей жилось несладко. У нее нормальные отношения с родителями. Но УЖАСНАЯ бабушка. Она заставляла Юлю все время что-нибудь делать [«Школьные годы недетские»]. На кресле к ее комнате всегда лежала груда носков и колготок младших Юлиных братьев, которые надо было починить…»

 

Такие конфликтные ситуации  проверяют на прочность неокрепшие, еще детские души, заставляя их взрослеть и видеть свою ответственность за жизнь, за изменение ее к лучшему…

Но проблемы окружают подростков не только в семье, но и в школе. Школа – это второй дом ученика, его вторая жизнь, в которой случаются и горести и радости, и ссоры и примирения, и даже первая любовь…

  • Школа – это маленький, своеобразный мир, в котором ученик занимает какое-то свое определенное положение. Как во взрослой жизни есть начальники и подчиненные, так и в школе есть разделение детей, чаще всего на группировки, что является, по-моему мнению, негативной чертой, т. к. порождает расслоение и дает большие приоритеты лидерам, главенствующим группировкам.

В классе Риты есть небольшие группировки, но, слава Богу, они незначительные и      складываются в основном среди девчонок: Лизы, Иры и Нади. Если одной из них кто-то не понравился, то сразу же вся «группировка» объявляет этому человеку «бойкот». Но это неправильно, т. к. ведут себя прямо как дети: «Не играй с ней, или я с тобой играть не буду», - такие вот правила и отношения.

  • Но самым радостным, а иногда и печальным моментов в жизни учеников является влюбленность, а может и настоящая любовь... когда в сердце врывается весна, и никаких «тангенсов-котангенсов» в голове нет…

     «Нет повести  печальнее на свете, чем…» - да, эти  слова целиком и полностью  можно  посвятить и нашей повести. Здесь описывается подростковая  любовь, любовь наивная, мимолетная… первая…, а «первый блин», как говорится,  «всегда комом».

Очень грустно, что  любовь слепая и даже иногда невзаимная, а все только потому, что дети, точнее подростки, влюбляются только во внешность человека, а не во внутренний мир человека, а узнав  его, они сильно обманываются.

Так Алька в рассказе …., влюбившись в самого красивого парня школы - Вадима Елина - в нем очень быстро разочаровалась: «Не могу я с ним, у него на уме одни тряпки, представь. Говорит: давай тебе кроссовки адидасовские кипим… Да зачем мне Адидас этот, тем более по блату, с базы какой-то. Да и музыку он не любит. Только включу – выключает. Немодная ты, говорит, и музыка у тебя такая же – допотопная. Надо тебя перевоспитывать. И имя ему мое не нравится».

А пример слепой любви ярко виден в отношениях Маши, первой красавицы класса, и Вадима Елина: «Если бы не твоя красота, я бы с тобой дня не проходил. Мне с тобой ходить лестно – все ребята завидуют». Да еще заключил с ней договор, мол «давай не сердиться. Если я увижу тебя с другим парнем, а ты меня - с другой девчонкой». И Маша ревела, но терпела это!!! А рассталась она с ним, только когда узнала, что помимо нее он встречается с какой-то гимнасткой.

  • А если любовь невзаимная? Хорошо, если все решается мирным путем, одним словом «нет». А если нет? Если люди мстят за свою любовь, которую еще-таки и нельзя назвать любовью? Но такие случаи есть и в реальной жизни, и в повести. Девочка Вика в повести…не захотела дружить с одним парнем из своего класса. И этот подросток подговорил девчонку из той же школы, чтобы она со своими подругами Вику проучила – она и сделала это, избив ее, да еще так, что врачи сомневались, выживет ли она.

А самые же нормальные отношения, правда, получились дружескими, сложились у Риты и Лени, который был в нее тайно влюблен. Проблематика произведений более детально представлена в приложении 4.

Мы бы упрощали, если бы все талантливое в прозе Елены Габовой выводили бы прямиком из жизни. Нет, этому автору присуще и чисто художническое умение преображать действительность – «сочинять». Елена Габова очень любит детей, в ней и самой есть что-то детское. Раньше (до книги «Двойка по поведению») она писала детские сказки, рассказы, рассчитанные на дошкольный и младший школьный возраст. Ей вообще, как я заметила, интересно следить за взрослением человека, за тем, как сам себя строит и, может, чуть-чуть придумывает.

Стиль ее прозы иной раз напоминает дневник. В какие-то жизненные моменты нужна исповедальность, доверительность, незакрепощенность. В дневниковом жанре, в частности, написана повесть Елены Габовой «Школьные годы недетские».  В ней она дала волю и своей девичьей фантазии, и рационально-современному анализу взаимоотношений одноклассников, и романтическим чувствам дружества.

Хорошо, что школьное товарищество в повести складывается постепенно, а не сразу, с налета. Хорошо, что ребята думают и размышляют по-современному, хорошо, что ссорятся, остаются небезразличными к жизни. Хорошо, что сталкиваются разные характеры, проявляются таланты.

Плохо, что уже произошло расслоение школьников на потребителей и «вещистов». Плохо, что многие семьи разваливаются прямо на глазах. Плохо, что в школе, как и во всей нашей жизни, немало формализма и начетничества.

Но повесть Елены Габовой не просто констатирует все эти «плохо» и «хорошо», но и пытается научить отличать их. Автор занимает действенную позицию на стороне добра и справедливости, совести и правды.

Своеобычен и фон повествования Елены Габовой. Действие ее повестей и рассказов происходит в городе, но оно связано незримыми нитями с чудесной северной природой. Она описана скупо, но весьма достоверно. И хотя события, происходящие в повести и рассказах, совершаются «далеко от Москвы», но мы не чувствуем жалкой провинциальности, даже наоборот, - российская глубинка привлекает нас, в ее неспешности чувствуется основательность, вдумчивость.

Писательница показывает, что мир сложен и непредсказуем, но в своей основе он предрасположен к добру и в этом его красота. Она проистекает от красоты людей, в первую очередь, молодых людей, вступающих в жизнь и живущих предчувствием справедливости, правды, добра. Мир должен быть добр к тем, кто только вступает в жизнь. Идея добра – главная идея книг Елены Габовой, которая утверждается ею через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных. Несовершенство мира не в людях, а вовне их, оттого Е. Габова показывает в основном добрых, отзывчивых, остро-чувствующих людей, людей-подростков…  

   . Писательница любит  детей, хорошо знает детскую психологию. Сюжеты ее книг жизненны и современны. В них – первая любовь, взаимоотношения с родителями, сверстниками, ненависть, предательство, любовь к братьям нашим меньшим, Она знает, что их волнует и тревожит. И читатели отвечают ей большой заинтересованностью, с охотой знакомятся с ее творчеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Образ главного героя

. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного  наращивания знаний, умений, становления  нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.

   С этими проблемами попробуем разобраться и в повести Е.Габовой «Школьные годы недетские».

   В центре ее произведения  – ребята, которые остро чувствуют  несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание  родных – с одной стороны, и  стремление разобраться в себе, в своем собственном мире – с другой, - вот что определяет особенности душевного мира героинь Е.Габовой.

   В центре повествований  Елены Габовой всегда стоит  личность неординарная, и отнюдь  не вознесенная над всеми. (Особенность  персонажей можно подробнее посмотреть в приложении 3). Так, в повести «Школьные годы недетские» таковым персонажем является Рита Игнатова, талантливая девушка, живущая в небольшом северном городке. Ей как и другим героиням Габовой, присущ взрывчатый характер, она явно не из тихонь «Я сама виновата, грублю на каждом шагу, не слушаюсь». Как и Таня Коданева из рассказа «Двойка по поведению», или строптивая Алена Новикова – рассказ «Лишняя Новикова». Этих девчат многое роднит, но самое важное, что в них угадываются характеры интересные и самобытные. Они еще воспринимают мир несколько упрощенно, их максимализм не знает границ, но они свято верят в добро и в верное чувство товарищества. Это действительно молодые герои, наши современники, не придуманные, не высосанные из пальца, что на мой взгляд, самое важное в произведениях Е.Габовой.

Информация о работе Е. Габова детский писатель