Иван Сергеевич Тургенев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:01, биография

Краткое описание

Тургенев Иван Сергеевич (1818, Орел - 1883, Буживаль, ок. Парижа) - писатель. Род. в старинной дворянской семье. Детство Тургенев прошло в имении Спасское-Лутовиново Орловской губ.; здесь он получил начальное образование и впервые столкнулся с крепостническим произволом. В 1827, после переезда в Москву, Тургенев учился в частных пансионах. В 1833 поступил в Московский университет, следующим летом перевелся на словесное отделение философского ф-та Петербург, ун-та, к-рое окончил в 1837. Готовясь к профессуре, Тургенев слушал лекции в Берлинском ун-те, где сблизился с Н. В. Станкевичем, М.А. Бакуниным; путешествовал по Зап. Европе. В 1842 сдал в Петербург. ун-те экзамен на степень магистра философии, но преподавать его не пригласили и, отказавшись от защиты диссертации и научной деятельности, Тургенев до 1844 служил в чине коллежского секретаря в Министерстве внутренних дел.

Вложенные файлы: 1 файл

Иван Сергеевич Тургенев.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Лебедев Ю.

Использованы  материалы сайта  Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru   

Тургенев Иван Сергеевич (28 октября 1818, Орел – 22 августа 1883, Буживаль, около Парижа, похоронен  в Санкт-Петербурге) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской  Академии Наук с 1860 г. Из семьи офицера. Детские годы провел в имении матери – селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии.

В 1833 г. поступил в Московский университет. В 1834 г. перешел  в Петербургский университет  на словесное отделение философского факультета (закончил кандидатом в 1837 г.). Его первое произведение – "Стена" (1834 г.), впервые опубликовано в 1913 г. – посвящено герою демонического склада. К середине 1830-х гг. относятся ранние опыты Тургенева. В 1836 г. впервые была опубликована его работа – рецензия на книгу А. Н. Муравьева "Путешествие по святым местам русским".

В 1838 г., в журнале "Современник" были опубликованы его первые стихи: "Вечер" и "К  Венере Лидицейской".

В 1838 – 1840 гг., с  перерывами, продолжает образование  за границей. В Берлинском университете он занимается философией, древними языками, историей. В Берлине и Риме Тургенев сблизился со Станкевичем и Бакуниным. В 1842 г. – выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии, в этом же году совершает поездку в Германию, по возвращении служит в Министерстве Внутренних Дел чиновником особых поручений (1842 – 1844 гг.). В конце 1842 г. знакомится с Белинским, вскоре Тургенев сблизился с его кружком, с санкт-петербургскими литераторами, в том числе – Герценом. Под их влиянием укрепился на антикрепостнических, западнических, антиславянофильских позициях. В 1843 г. познакомился с французской певицей Полиной Виардо, дружеские отношения с которой продолжались всю его жизнь, оставив глубокий след в творчестве Тургенева. Привязанность его к ней и объясняет долгое пребывание Тургенева заграницей.

В 1843 – 1846 гг. –  выходят его поэмы, например, "Параша". В его произведениях содержится грустная ирония по отношению к героям, тоска о высоком, идеальном, героичном  – основные их настроения. В прозаике, например, "Андрей Колосов" (1844 г.) и других – продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. В это время Тургенев – автор и критических статей, рецензий.

В цикле рассказов "Записки охотника", 1847 – 1852, главном труде молодого писателя, оказавшем сильное влияние на развитие русской литературы и принесшем ему мировую известность, он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, остающегося бесправным поэзию природы. Здесь Тургенев показал резкий контраст между "мертвыми душами" помещиков и высокими душевными качествами крестьян. С публикации этой работы в журнале "Современник" он начал сотрудничество с этим изданием. Публикуя там критические материалы, он занимает видное место в этом журнале. В его драматических трудах – жанровых сценах, например, в "Безденежье" (1846 г.) и других, в изображении "маленького" человека сказались традиции Гоголя и связь с психологической манерой Достоевского – в "Нахлебнике". В пьесах, например, "Где тонко, там и рвется" (1848 г.) и других – выражена характерная для него неудовлетворенность бездействием рефлектирующего дворянства, предощущение нового героя-разночинца. Тургенев высоко ценил Гоголя. Опубликование им по этому поводу некролога в феврале 1852 г. послужило предлогом для ареста и ссылки его под надзор полиции в село Спасское на 1,5 года. В этот период он пишет повесть "Муму" (опубликована в 1854 г.), также антикрепостнического содержания и другие труды.

В 1856 г. в "Современнике" появляется социально-психологический роман "Рудин" (1856 г.) как итог его раздумий о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в которых он с разных сторон оценивал тип идеалиста 1840-х гг. Если, например, в повести "Два приятеля" (1854 г.) с неодобрением был дан портрет неустойчивого, рефлективного, то в рассказе "Дневник лишнего человека" (1850 г.) и других раскрывалась трагедия личности, мучительный разлад человека с миром и людьми. Точка зрения Тургенева на "лишнего человека" в "Рудине" двойственна: признавая значение рудинского "слова" в пробуждении сознания людей 1840-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь правды высоких идей в условиях русской жизни 1850-х гг. В повестях "Ася" (1858 г.) и "Вешние воды" (1872 г.) им созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи – разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дворянское гнездо" (1859 г.) автор остро поставил вопрос об исторических судьбах России. Эта работа – осознание ухода идеалиста 1840-х гг. с исторической сцены.

Своими трудами  Тургенев вызвал в печати полемику о долге, самоотречении, эгоизме. В  решении этих проблем между Тургеневым и революционными демократами наметилось расхождение, так как они считали  нравственноцельным человеком, у которого нет противоречия между внутренними потребностями и общественным долгом. Чуткий к запросам времени, Тургенев в романе "Накануне" (1860 г.) выразил мысль о необходимости сознательно героической натуры. В ответ на опубликованные Некрасовым в "Современнике" критические статьи на свое творчество, Тургенев ушел из "Современника". В это время он стоял на либеральных позициях, не веря в необходимость революции. В романе "Отцы и дети" (1862 г.) он показал борьбу идейных направлений, идеализма и материализма, неизбежность и непримиримость столкновения старых и новых социально-политических сил. Современники остро отреагировали на появление романа. Консервативная печать обвиняла Тургенева в заискивании перед молодежью демократическая – упрекала в клевете на молодое поколение. После этого для Тургенева наступил период сомнений и разочарований. В этот момент, в споре с Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести, например, "Призраки" (1864 г.), исполненные грустных раздумий и пессимистичных настроений. Раздумья о народе и сути русского характера в повести "Степной король Лир" (1870 г.) приводят его к созданию романов "Дым" (1867 г.) и "Новь" (1877 г.) – Тургеневым затронута проблема начавшихся реформ в России, когда "новое принималось плохо, старое – всякую силу потеряло". Здесь изображена жизнь русских заграницей, народническое движение в России. Он не верит в успех "хождений в народ", но отдает дань уважения его участникам.

В стихотворениях этого времени, например, "Порог" и других, он прославляет подвиг самопожертвования во имя счастья народа. В 1870-е гг., живя в Париже, сблизился с лидерами народников – Лавровым, Степняком-Кравчинским и другими. Материально помогал народническому журналу "Вперед". В это время он пристально следит за развитием русского и французского искусства, входит в кружок крупнейших французских писателей того времени – Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. Уже тогда Тургенев получил мировое признание, особенно его ценили в Скандинавии.

В 1878 г. он был  избран вице-президентом Международного Литературного Конгресса в Париже. В 1879 г. Оксфордский университет  присвоил ему степень доктора  обычного права. Приезжая в 1879 – 1880 гг. в Россию, Тургенев участвовал в чтениях в пользу Общества любителей русской словесности, в том числе – выступал с речью о Пушкине. Либеральная Россия встретила его овациями. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882 г.). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Заслуги его особенно велики в развитии русского романа.

Особое место  у Тургенева занимали женские  образы. В женской натуре, по его  мнению, цельной, чуткой, бескомпромиссной, мечтательной и страстной – воплощено ожидание нового, героического. Поэтому он дает своим любимым героиням право суда над отдельными персонажами. В создании психологического и сатирического портретов он является последователем Пушкина и Гоголя. В СССР к творчеству Тургенева было проявлено повышенное внимание: его труды назначались обязательными к прочтению школьниками, на их темы назначались вступительные сочинения в вузы, по ним ставились театральные постановки и снимались фильмы; в Спасском-Лутовинове открыли его музей.

Использованы  материалы сайта  А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/

Бунин о Тургеневе:

Кончил перечитывание  двух рассказов Тургенева. Мастерство изумительное, но в общем читал  равнодушно — исключение некот. страницы. Кое-что (почти все, вернее) читал как новое — так забывается Тургенев. Одно «Полесье» почти все по-настоящему прекрасно. Почти во всех рассказах, — да, кажется, даже во всех, — редкое богатство совершенно своих, удивительных по меткости определений чувств и мыслей, лиц и предметов.

Бунин И.А. Дневники 1939-1945 гг.

Далее читайте:

"Современник" - Русский ежемесячный журнал, в Петербурге с 1847 по 1866 годы.

Аполлон Григорьев. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу.

Андрей РУМЯНЦЕВ. «Вся суть русской жизни…» 22.09.2011

Галина КОЗЛОВА. К проблеме образов Гамлета и Дон Кихота в статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». 01.03.2011

Галина КОЗЛОВА. «Повесть Тургенева "Фауст" как отражение творческих исканий писателя». 27.12.2010

Андрей РУМЯНЦЕВ. «Вся суть русской жизни…».  27.10.2011 ("ПАРУС")

Сочинения:

Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.; Л., 1960—68;

Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1978—99.

Литература:

Лебедев Ю. В. Тургенев. М., 1990 (ЖЗЛ).

Страхов Н. Н. И. С. Тургенев. «Отцы и дети» // Страхов  Н. Литературная критика. М., 1984;

Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. 2-е изд. М., 1979;

И. С. Тургенев в  воспоминаниях современников: В 2 т. 2-е изд. М., 1983;

Чалмаев В. Иван Тургенев. М., 1986;   

Информация о работе Иван Сергеевич Тургенев