Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:01, биография
Тургенев Иван Сергеевич (1818, Орел - 1883, Буживаль, ок. Парижа) - писатель. Род. в старинной дворянской семье. Детство Тургенев прошло в имении Спасское-Лутовиново Орловской губ.; здесь он получил начальное образование и впервые столкнулся с крепостническим произволом. В 1827, после переезда в Москву, Тургенев учился в частных пансионах. В 1833 поступил в Московский университет, следующим летом перевелся на словесное отделение философского ф-та Петербург, ун-та, к-рое окончил в 1837. Готовясь к профессуре, Тургенев слушал лекции в Берлинском ун-те, где сблизился с Н. В. Станкевичем, М.А. Бакуниным; путешествовал по Зап. Европе. В 1842 сдал в Петербург. ун-те экзамен на степень магистра философии, но преподавать его не пригласили и, отказавшись от защиты диссертации и научной деятельности, Тургенев до 1844 служил в чине коллежского секретаря в Министерстве внутренних дел.
Лебедев Ю.
Использованы
материалы сайта
Большая энциклопедия
русского народа - http://www.rusinst.ru
Тургенев Иван
Сергеевич (28 октября 1818, Орел – 22 августа
1883, Буживаль, около Парижа, похоронен
в Санкт-Петербурге) - русский писатель,
член-корреспондент
В 1833 г. поступил
в Московский университет. В 1834 г. перешел
в Петербургский университет
на словесное отделение
В 1838 г., в журнале "Современник" были опубликованы его первые стихи: "Вечер" и "К Венере Лидицейской".
В 1838 – 1840 гг., с перерывами, продолжает образование за границей. В Берлинском университете он занимается философией, древними языками, историей. В Берлине и Риме Тургенев сблизился со Станкевичем и Бакуниным. В 1842 г. – выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии, в этом же году совершает поездку в Германию, по возвращении служит в Министерстве Внутренних Дел чиновником особых поручений (1842 – 1844 гг.). В конце 1842 г. знакомится с Белинским, вскоре Тургенев сблизился с его кружком, с санкт-петербургскими литераторами, в том числе – Герценом. Под их влиянием укрепился на антикрепостнических, западнических, антиславянофильских позициях. В 1843 г. познакомился с французской певицей Полиной Виардо, дружеские отношения с которой продолжались всю его жизнь, оставив глубокий след в творчестве Тургенева. Привязанность его к ней и объясняет долгое пребывание Тургенева заграницей.
В 1843 – 1846 гг. – выходят его поэмы, например, "Параша". В его произведениях содержится грустная ирония по отношению к героям, тоска о высоком, идеальном, героичном – основные их настроения. В прозаике, например, "Андрей Колосов" (1844 г.) и других – продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. В это время Тургенев – автор и критических статей, рецензий.
В цикле рассказов "Записки охотника", 1847 – 1852, главном труде молодого писателя, оказавшем сильное влияние на развитие русской литературы и принесшем ему мировую известность, он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, остающегося бесправным поэзию природы. Здесь Тургенев показал резкий контраст между "мертвыми душами" помещиков и высокими душевными качествами крестьян. С публикации этой работы в журнале "Современник" он начал сотрудничество с этим изданием. Публикуя там критические материалы, он занимает видное место в этом журнале. В его драматических трудах – жанровых сценах, например, в "Безденежье" (1846 г.) и других, в изображении "маленького" человека сказались традиции Гоголя и связь с психологической манерой Достоевского – в "Нахлебнике". В пьесах, например, "Где тонко, там и рвется" (1848 г.) и других – выражена характерная для него неудовлетворенность бездействием рефлектирующего дворянства, предощущение нового героя-разночинца. Тургенев высоко ценил Гоголя. Опубликование им по этому поводу некролога в феврале 1852 г. послужило предлогом для ареста и ссылки его под надзор полиции в село Спасское на 1,5 года. В этот период он пишет повесть "Муму" (опубликована в 1854 г.), также антикрепостнического содержания и другие труды.
В 1856 г. в "Современнике" появляется социально-психологический роман "Рудин" (1856 г.) как итог его раздумий о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в которых он с разных сторон оценивал тип идеалиста 1840-х гг. Если, например, в повести "Два приятеля" (1854 г.) с неодобрением был дан портрет неустойчивого, рефлективного, то в рассказе "Дневник лишнего человека" (1850 г.) и других раскрывалась трагедия личности, мучительный разлад человека с миром и людьми. Точка зрения Тургенева на "лишнего человека" в "Рудине" двойственна: признавая значение рудинского "слова" в пробуждении сознания людей 1840-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь правды высоких идей в условиях русской жизни 1850-х гг. В повестях "Ася" (1858 г.) и "Вешние воды" (1872 г.) им созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи – разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дворянское гнездо" (1859 г.) автор остро поставил вопрос об исторических судьбах России. Эта работа – осознание ухода идеалиста 1840-х гг. с исторической сцены.
Своими трудами Тургенев вызвал в печати полемику о долге, самоотречении, эгоизме. В решении этих проблем между Тургеневым и революционными демократами наметилось расхождение, так как они считали нравственноцельным человеком, у которого нет противоречия между внутренними потребностями и общественным долгом. Чуткий к запросам времени, Тургенев в романе "Накануне" (1860 г.) выразил мысль о необходимости сознательно героической натуры. В ответ на опубликованные Некрасовым в "Современнике" критические статьи на свое творчество, Тургенев ушел из "Современника". В это время он стоял на либеральных позициях, не веря в необходимость революции. В романе "Отцы и дети" (1862 г.) он показал борьбу идейных направлений, идеализма и материализма, неизбежность и непримиримость столкновения старых и новых социально-политических сил. Современники остро отреагировали на появление романа. Консервативная печать обвиняла Тургенева в заискивании перед молодежью демократическая – упрекала в клевете на молодое поколение. После этого для Тургенева наступил период сомнений и разочарований. В этот момент, в споре с Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести, например, "Призраки" (1864 г.), исполненные грустных раздумий и пессимистичных настроений. Раздумья о народе и сути русского характера в повести "Степной король Лир" (1870 г.) приводят его к созданию романов "Дым" (1867 г.) и "Новь" (1877 г.) – Тургеневым затронута проблема начавшихся реформ в России, когда "новое принималось плохо, старое – всякую силу потеряло". Здесь изображена жизнь русских заграницей, народническое движение в России. Он не верит в успех "хождений в народ", но отдает дань уважения его участникам.
В стихотворениях этого времени, например, "Порог" и других, он прославляет подвиг самопожертвования во имя счастья народа. В 1870-е гг., живя в Париже, сблизился с лидерами народников – Лавровым, Степняком-Кравчинским и другими. Материально помогал народническому журналу "Вперед". В это время он пристально следит за развитием русского и французского искусства, входит в кружок крупнейших французских писателей того времени – Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. Уже тогда Тургенев получил мировое признание, особенно его ценили в Скандинавии.
В 1878 г. он был
избран вице-президентом
Особое место у Тургенева занимали женские образы. В женской натуре, по его мнению, цельной, чуткой, бескомпромиссной, мечтательной и страстной – воплощено ожидание нового, героического. Поэтому он дает своим любимым героиням право суда над отдельными персонажами. В создании психологического и сатирического портретов он является последователем Пушкина и Гоголя. В СССР к творчеству Тургенева было проявлено повышенное внимание: его труды назначались обязательными к прочтению школьниками, на их темы назначались вступительные сочинения в вузы, по ним ставились театральные постановки и снимались фильмы; в Спасском-Лутовинове открыли его музей.
Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/
Кончил перечитывание двух рассказов Тургенева. Мастерство изумительное, но в общем читал равнодушно — исключение некот. страницы. Кое-что (почти все, вернее) читал как новое — так забывается Тургенев. Одно «Полесье» почти все по-настоящему прекрасно. Почти во всех рассказах, — да, кажется, даже во всех, — редкое богатство совершенно своих, удивительных по меткости определений чувств и мыслей, лиц и предметов.
Бунин И.А. Дневники 1939-1945 гг.
"Современник" - Русский ежемесячный журнал, в Петербурге с 1847 по 1866 годы.
Аполлон Григорьев. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу.
Андрей РУМЯНЦЕВ. «Вся суть русской жизни…» 22.09.2011
Галина КОЗЛОВА. К проблеме образов Гамлета и Дон Кихота в статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». 01.03.2011
Галина КОЗЛОВА. «Повесть Тургенева "Фауст" как отражение творческих исканий писателя». 27.12.2010
Андрей РУМЯНЦЕВ. «Вся суть русской жизни…». 27.10.2011 ("ПАРУС")
Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.; Л., 1960—68;
Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1978—99.
Лебедев Ю. В. Тургенев. М., 1990 (ЖЗЛ).
Страхов Н. Н. И. С. Тургенев. «Отцы и дети» // Страхов Н. Литературная критика. М., 1984;
Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. 2-е изд. М., 1979;
И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. 2-е изд. М., 1983;
Чалмаев В. Иван
Тургенев. М., 1986;