Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:14, контрольная работа
Цель, которую поставили перед собой авторы учебников – сформировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Вот почему теоретико-литературные знания должны быть, но должны быть функциональными, т.е. помогать постижению художественного произведения. Автор уходит от директивной формы подачи теоретического материала, базовые понятия вводятся опосредовано (через диалог автора с читателем или сквозных героев) и одновременно являются частью структуры учебника:
УМК по Кутузову ………………………….стр.3
5 класс ………………………………………стр. 5-10
6 класс ………………………………………стр. 11-17
7 класс……………………………………….стр.18-22
8 класс……………………………………….стр.23-29
9 класс………………………………………стр.30-34
Министерство образования науки РФ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный университет
Факультет русской филологии и национальной культуры
Специальность «русский язык и литература»
Контрольная работа
по теории
и методики преподавания
«Изучение лирики Некрасова в школе»
Маркина Ю.Г.
Чапышкин В.А.
План
УМК по Кутузову А.Г.
УМК «Литература» под редакцией А. Г. Кутузова
построен по оригинальной авторской программе
и реализует концепцию литературного
образования с опорой на творческую
деятельность учащихся. Литературное
образование рассматривается как единство
трех компонентов: творчество – сотворчество
– знания и умения.
Система творческих работ
представлена широко и разнообразно: рецензии,
рефераты, презентации, эссе, сочинения
и т. п. Все задания имеют исследовательский
характер или ориентированы на творчество
ученика. Методический аппарат учебников
предлагает различные формы учебных занятий:
ролевые игры, исследования, дискуссии,
читательские конференции, сопоставительный
анализ театральных и кинематографических
интерпретаций текстов. Подобные задания
позволяют осуществлять межпредметные
связи (русский язык, музыка, МХК, изобразительное
искусство, история) и связи с миром других
искусств (музыкой, изобразительным искусством,
театром). В учебниках творческие работы
обозначены рубриками «Творческая мастерская»,
«Творческий практикум», «Проба пера».
Последовательная, из урока в урок, работа
по развитию творческого потенциала ребенка
выгодно отличает эти учебники от других.
Цель, которую поставили перед собой авторы
учебников – сформировать читателя,
способного к полноценному восприятию
литературных произведений в контексте
духовной культуры человечества и подготовленного
к самостоятельному общению с искусством
слова. Вот почему теоретико-литературные
знания должны быть, но должны быть
функциональными, т.е. помогать постижению
художественного произведения. Автор
уходит от директивной формы подачи теоретического
материала, базовые понятия вводятся опосредовано
(через диалог автора с читателем или сквозных
героев) и одновременно являются частью
структуры учебника:
5 класс – жанры;
6 класс – роды и жанры;
7 класс - характер – герой – образ;
8 класс – литература и традиция;
9 класс – автор – образ – читатель.
Курс по литературе А. Г. Кутузова обеспечивает
полноценное литературное развитие школьника:
Пояснительная записка (5 класс)
Основу рабочей программы составляют:
- Государственный стандарт общего образования
- Примерная программа основного общего образования по литературе
- Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова / М., Дрофа, 2006 г.
- «В мире литературы».
5 класс. Учебник- хрестоматия
для общеобразовательных
Количество учебных часов
В год – 70.
В неделю – 2.
Итоговых творческих работ – 6.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Предлагаемая программа учитывает современные требования к деятельности учителя. Кроме традиционного распределения программного материала по количеству часов, определяются дидактическая модель обучения, педагогические средства, вид деятельности учащихся и планируемый результат.
Основное общее образование
в современных условиях призвано
обеспечить функциональную грамотность
и социальную адаптацию обучающихся
на основе приобретения ими компетентностного
опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбо
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического
вкуса как ориентира
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Методической
особенностью преподавания
В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- такие теоретико-литературные
понятия, как: писатель и
уметь:
Содержание программы по литературе в 5 классе.
Введение ( 1час ).
Литература как искусство
слова. Вымысел и художественное
творчество. Понятия писатель и автор.
Литературные жанры как исторически
сложившиеся формы существовани
Фольклор ( 10 часов).
Начальное понятие о фольклоре. Вымысел в фольклорном произведении. Основные жанры фольклора. Нравственный идеал русского фольклора.
Детский фольклор. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка. Небылицы как игровой жанр фольклора.
Загадка как жанр фольклора.
Возникновение и бытование
Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора.
Народная сказка. Виды народных сказок.
«Два Ивана-солдатских сына». Художественные особенности волшебной сказки.
«Жена-доказчица». Особенности бытовой сказки.
«Мужик, медведь и лиса». Животные как герои сказок.
Духовная литература (6 часов).
Библия.
Библия как Вечная книга и памятник человеческой цивилизации.
Священное Предание и Священное Писание.
Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семенах и плевелах.
Житийная литература. «Житие Бориса и Глеба».
Литература.
Эпос и эпические жанры (40 часов).
Литературная сказка (10 часов).
Литературная сказка как авторское произведение. Сказка литературная и фольклорная.
П. П. Ершов. «Конек-горбунок». Понятие о стихотворной сказке.
В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.
Х. К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности.
Саша Черный. «Мирная война». Герой в литературной и фольклорной сказках.