Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:14, контрольная работа
Цель, которую поставили перед собой авторы учебников – сформировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Вот почему теоретико-литературные знания должны быть, но должны быть функциональными, т.е. помогать постижению художественного произведения. Автор уходит от директивной формы подачи теоретического материала, базовые понятия вводятся опосредовано (через диалог автора с читателем или сквозных героев) и одновременно являются частью структуры учебника:
УМК по Кутузову ………………………….стр.3
5 класс ………………………………………стр. 5-10
6 класс ………………………………………стр. 11-17
7 класс……………………………………….стр.18-22
8 класс……………………………………….стр.23-29
9 класс………………………………………стр.30-34
Н.А.Заболоцкий. «Журавли», «Оттепель», «Я воспитан природой суровой…», «Одинокий дуб». Поэтический мир Заболоцкого.
Эпические мотивы в русской поэзии. Лирика и поэзия. Лирическое стихотворение и стихотворение с эпическим сюжетом.
А.С.Пушкин. «Песни Стеньки Разина»; А.К.Толстой «Илья Муромец»; И.А.Бунин «Святогор Илья»; Н.С.Гумилев «Змей».
Творческая мастерская.
Как «делать» стихи, или Как рождается стихотворение.
Советы библиотеки.
А.С.Пушкин «Узник».
М.Ю.Лермонтов «Тучи».
Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..».
И.С.Никитин «Встреча зимы».
А.Н.Майков «Рассвет», «Осень».
Я.П.Полонский «ПО горам две хмурые тучи…».
Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…», «Листья».
А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…».
Н.С.Гумилев «Сказочное».
С.А.Есенин «Береза», «Мелколесье. Степи и дали…», «Пороша».
Творческий практикум.
Подбор рифмы для стихотворения.
Создание стихотворения по заданным рифмам.
Сочинение стихотворения.
Лироэпические жанры
Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя. Первоначальное понятие о художественном переводе.
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» как героическая баллада. Традиции народной баллады и их разработка в балладе литературной.
М.Ю.Лермонтов «Бородино» как национально-патриотическая баллада. Сочетание лирического и эпического в балладе.
Ф.Шиллер «Перчатка». Человек в необычных обстоятельствах.
И.В.Гете «Лесной царь». Средства создания эмоционального напряжения в балладе: фрагментарность композиции, авторская интонация, драматизм, таинственность.
В.А.Жуковский «Светлана». Тема верности и ее осмысление в русской литературной балладе.
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» как лирическая баллада. Тема красоты и смерти и ее разрешение. Таинственное в балладе.
Творческая мастерская.
Баллады оригинальные и переводные.
Баллады и их переводчики.
Советы библиотеки.
Ф.Шиллер «Кубок».
Р.Бернс «Джон Ячменное зерно».
В.А.Жуковский «Людмила».
А.С.Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный…», «Жених», «Утопленник».
Н.М.Языков «Олег».
А.К.Толстой «Змей Тугарин», «Курган».
И.А.Бунин «Белый олень».
Творческий практикум.
Создание балладного сюжета.
Перевод отрывка из баллады (по подстрочнику).
Сравнение двух переводов.
Поэма. Лирические и эпические поэмы. Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (часть первая). Народные характеры и судьбы в изображении поэта. Фольклорное начало в поэзии. Трехсложные размеры стиха.
Творческая мастерская.
Тайны поэтической речи.
Советы библиотеки.
М.Ю.Лермонтов «Беглец».
Н.А.Некрасов «Дедушка».
И.А.Бунин «Листопад».
Творческий практикум.
Составление сценария по сюжету поэмы.
Драма.
Драма как род литературы, ее особенности. Слово в драме.
А.Н.Островский «Снегурочка». Основные образы пьесы и ее сюжетные мотивы. Власть природы и порывы человеческого сердца.
М.Метерлинк «Синяя птица». Философская пьеса-сказка о взаимоотношениях природы и человека, о всемогуществе человеческого разума и человеческой доброты. Система образов.
Внешнее и внутреннее действие в драме. Условность образов.
Творческая мастерская.
Как рождается спектакль.
Творческий практикум.
Чтение и инсценирование отдельных сцен пьесы.
Духовная литература
Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе.
Различный характер образности в духовной и художественной литературе. Влияние религиозной литературы на светскую.
Молитва Господня и «Молитва» А.С.Пушкина.
Религиозные мотивы в стихах русских поэтов.
А.С.Хомяков «К детям»; К.Р. «Молитва»; П.А.Вяземский «Молитва Ангелу хранителю»; М.Ю.Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Итоговая читательская конференция.
Миф – фольклор – литература.
В 6 классе по рабочей программе А.Г. Кутузова предусмотрено изучение поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» и поэмы «Дедушка».
Пояснительная записка (7 класс)
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 7 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ на 2008/2009 гг. Примерное тематическое планирование, составленное на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, рассчитано на 102 часа.
Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы. Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема. Для 7 класса это «Характер – герой – образ», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.
Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений искусства в формах самого искусства. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. В программе А. Г. Кутузова осуществляется деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.
В программе нет традиционного раздела «Развитие речи». Рассматривая литературное образование как единство 3х компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, авторский коллектив Кутузова А.Г. предлагает систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое заание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения».
Необходимо отметить, что автором программы не выделяются специальные уроки внеклассного чтения. Реализация этого вида деятельности школьников предполагается в «Советах библиотеки» и рекомендациях по самостоятельному чтению учителя. Формы проверки могут быть разнообразны: читательские дневники, внеклассные мероприятия, составление аннотаций и др.
Содержание основного курса
В 7 классе по рабочей программе А.Г. Кутузова предусмотрено изучение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
Пояснительная
записка (8 класс)
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы»
для 8 класса входит в федеральный перечень
учебников, определенных Министерством
образования РФ, поэтому творческая группа
сочла необходимым представить примерное
тематическое планирование, составленное
на основе авторской программы под руководством
А. Г. Кутузова и с учетом федерального
компонента государственного стандарта
общего образования по литературе.
Под литературным образованием понимается
изучение литературы как искусства слова,
а целью данного процесса является формирование
творчества читателя, способного к полноценному
восприятию предмета в контексте мировой
духовной культуры.
Задачи литературного образования определены
его целью и связаны как с читательской
деятельностью, так и с эстетической функцией
литературы (см. Стандарты). Структурообразующими
составляющими программы А. Г. Кутузова
являются базовые теоретико-литературные
понятия. Для 8 класса это «Литература
и традиция», поэтому формулировки тем
уроков составлены с учетом данного базового
понятия и не противоречат сложившейся
ранее системе, учитывают этапы литературного
развития учащихся.
Кроме того, концептуальная основа программы
А. Г. Кутузова – изучение произведений
на основе творческой деятельности. Поэтому
планирование составлено с учетом анализа
произведения в единстве формы и содержания.
Задолго до появления Стандартов в программе
А. Г. Кутузова был осуществлен деятельностный
подход в обучении, что также отражено
в составленном тематическом планировании
как в виде творческих практикумов и творческих
мастерских, так и в названиях уроков.
Содержание основного курса
1. Введение. Литература и традиция.
2.Фольклорные традиции в литературе.
«Во лбу солнце, на затылке месяц,
по бокам звезды». Русская народная
сказка. Литературная сказка. А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане».
3. Ю. П. Кузнецов, «Атомная сказка». Творческий
практикум. Сочиняем сказку сами. Сопоставление
героев литературных сказок с фольклорными.
4. Древнерусская литература. Её традиции.
«Повесть временных лет», «Откуда
пошла Русская земля…»
5. «Повесть временных лет». Церковь и
просвещение.
6. «Слово о полку Игореве». Историческая
основа «Слова…». Патриотический пафос
поэмы. Тема и идея.
7. Композиция «Слова…». Образная система
и художественные особенности языка. Авторская
позиция и средства её выражения.
8. Жизнь «Слова…» в литературе. Переводы
и произведения по мотивам «Слова…».
9. Духовная литература. «Поучение Владимира
Мономаха», «Письмо Амвросия Оптинского…».
10. Творческая мастерская. Историческая
реальность и литературная традиция в
духовных жанрах. Сравнительный анализ.
11. Зарубежная литература средних веков
и эпохи Возрождения. Данте Алигьери, Франческо
Петрарка, Уильям Шекспир. Жанр сонета.
12. Библиотечный урок. Сопоставление
сонетов разных авторов.
13. Русская литература XVIII века и её традиции.
14. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Анализ I действия. Чтение и комментарий.
15. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Чтение и комментарий. Анализ действий
2, 3.
16. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Чтение и комментарий 4, 5 д.
17. Итоговый урок по комедии. Традиции
и новаторство. Особенности жанра.
18. Р/р. Классное контрольное сочинение
по комедии «Недоросль».
19. Г. Ф. Державин – представитель классицизма,
родоначальник русской философской лирики.
«Осень во время осады Очакова», «Снегирь».
20. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие
о сентиментализме, его основные черты.
21. Повесть «Бедная Лиза», положившая
начало новой традиции в русской литературе.
Анализ повести.
22. Русская литература XVIII века. Литературный
монтаж. Советы библиотеки.
23. Русская литература XIX века. Романтизм
как литературное направление, его основные
черты.
24. Творческая мастерская. Романтический
герой остросюжетного фильма. Создание
кинофрагментов.
25. А. С. Пушкин. Романтическая поэма «Братья
разбойники».
26. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель».
Тема «маленького человека» в русской
литературе.
27. Р/р. Проба пера. Эссе «Печальная участь
«сущих мучеников четырнадцатого класса»
в России».
28. Е. А. Баратынский. «Водопад», «Чудный
град порой сольется».
29. Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова
«Мцыри». Печальная судьба юноши – монаха.
Монолог – исповедь.
30. Образный строй языка. Художественные
особенности, черты романтизма.
31. Творческий практикум. Эссе на тему
«Интересен ли Мцыри современному молодому
человеку?»
32. Библиотечный урок. Д. Г. Байрон «Корсар».
Влияние Байрона на М. Ю. Лермонтова.
33. Н. В. Гоголь «Портрет». Страшная судьба
художника Чарткова.
34. Сочетание фантастики и реальности
в романтической повести. Вопрос о назначении
искусства.
35. Советы библиотеки. «Призвание и судьба
человека искусства». Урок-семинар.