Изучение лирики Н. А. Некрасова в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Николай Алексеевич Некрасов занимает особое место в истории русской литературы и резко выделяется среди писателей-гуманистов второй половины XIX в. Его поэзия, бесспорно, связана множеством нитей с предшествующим литературным развитием и с творчеством великих современников — с Тургеневым, Фетом, Тютчевым, Достоевским, Толстым. «При всех личных разногласиях, при всех идейных противоречиях, разделявших Некрасова и этих писателей, все они были участниками единого литературного процесса, служили своим пером народу и находились в многообразной, сложной творческой зависимости друг от друга» . Однако в то же время очевидно исключительное своеобразие Некрасова. Он не только сочувствовал народу, он отождествлял себя с ним, с крестьянской Россией, говорил от ее имени и ее языком. Он стал выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, и это определило идейные и художественные особенности его творчества и его поэзии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Особенности лирики Н.А.Некрасова………………………………………….8
1.1 Жизненный путь Н.А.Некрасова…………………………………….............8
1.2 Художественный метод Н.А.Некрасова……………………………………12
2. Гражданская и любовная лирика Н.А.Некрасова в школе…………………12
2.1 Анализ литературных программ……………………………………………18
2.2 Система уроков по творчеству Н.А.Некрасова……………………………23
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по изучению некрасова в школе.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

В 1856 г., после семнадцати лет напряженной работы поэта, вышла вторая после сборника «Мечты и звуки», а по существу, первая книга стихотворений Некрасова. «Последние элегии» - так прощально озаглавил поэт ряд стихотворений. Тяжелая болезнь заставляла думать о близком конце. Поэтому сборник этот в глазах Некрасова становился как бы поэтическим завещанием.

Большое место в сборнике 1856 года заняла и лирика в собственном смысле этого слова, лирика интимная. И здесь в полной мере проявилось его новаторство13. В поэзии Некрасова создается нечто вроде психологического лирического романа, который образует группа стихов так называемого «панаевского цикла». Стихи этого цикла имеют определенную автобиографическую основу – длительный, подчас мучительный роман с А.Я.Панаевой, в дальнейшем ставшей его гражданской женой.

  В 1866 г. «Современник» был закрыт, но Некрасов сошелся со старым врагом своим Краевским и арендовал у него с 1868 г. «Отечественные Записки», поставленные им на такую же высоту, какую занимал «Современник». В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Написанные за это время «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, о матери и о совершенных ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. В душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова14.

 Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Художественный метод Н.А.Некрасова

Лирика поэта являет новый тип лирики потому, что основана на «посылке к другим». Именно с таких «посылок к другим» начинается зрелое стихотворное творчество Некрасова: «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть…», «Пьяница», «Когда из мрака заблужденья…», «Огородник».

 Тема о назначении поэзии – одна из основных  в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин» - это драматическое  раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой,  находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа («Вчерашний день, часу в шестом…»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем»15.

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет  в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь  в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти ( «схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о  счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».

«Умение проникать в мир простого человека определяло и совершенно новое изображение характера крестьянина, мужика, в лирике до Некрасова мест никогда не имевшее»16. Особенно ясно это видно на примере стихотворения «В дороге». Это произведение — одно из первых стихотворений Некрасова, посвященных судьбе русской женщины-крестьянки. По своей композиции оно в известной степени восходит к народным ямщицким песням. Однако «В дороге» — это не столько песня, сколько рассказ, и рассказ не совсем обычный для поэтического произведения, так как в нем идет речь о судьбе двух конкретных людей — ямщика и его жены Груши, а также намечена (правда, в самых общих чертах) и третьего — «барина» - седока.

       Центральное место  в стихотворении занимает рассказ  ямщика о своей «злодейке-жене»  Груше, которая смолоду воспитывалась в помещичьем доме, а затем по прихоти нового барина была возвращена обратно в деревню («Воротил он ее на село — / Знай-де место свое ты, мужичка!»). Не по силам оказался для Груши тяжелый крестьянский труд, хотя изо всех сил старалась она выполнять все то, что положено деревенским труженикам. Но страдает Груша не столько от непосильной работы, сколько от сознания своего бесправного положения и оттого, что не вправе распоряжаться своей судьбой. Ямщик сначала не понимает, отчего чахнет и угасает его жена. Ведь не томил он ее «безустанной работой», «без пути не бранил», «уважал». И неожиданно его осенила мысль, что «погубили ее господа», что она стала жертвой помещичьего произвола.

       Как уже отмечалось, особенностью стихотворения «В дороге» является то, что в нем представлена не только трагическая судьба Груши, но и содержится рассказ ямщика о своей несчастливо сложившейся жизни, о которой он поведал «барину». Через него Некрасов попытался раскрыть внутренний мир человека из народа. Именно его сознание, восприятие жизни и стремление понять происходящее вокруг привлекло внимание поэта. Это позволило ему погрузить читателя в народную жизнь, лучше понять и почувствовать ее.

       Несколько иная  роль отведена в произведении  «барину» - седоку, который предстает перед нами как человек страдающий. Его что-то тревожит и томит «неотвязная скука». Чем это вызвано, мы не знаем. Можно только предположить, что речь идет не просто о его плохом настроении. Его «скука» и печаль, по всей вероятности, вызваны раздумьями не только о себе, но и от созерцания того, с чем ему приходилось сталкиваться в окружающей его жизни.

       Это, вне всякого  сомнения, было близко и самому  Некрасову. Однако в отличие от  «барина» поэт-автор мыслит масштабнее. И хотя сам он ничего не говорит (в стихотворении нет авторской речи), но, по словам Б. О. Кормана, его сознание «вмещает... и мир «барина» и мир «ямщика»17. По верному замечанию Н. Н. Скатова, чувство страдания отчетливо выражено в стихотворении, прочувствовано Некрасовым «вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого «сокрушила злодейка-жена», и от необходимости и неосознанного «злодейства» самого мужика, и от горя несчастной Груши, и от горя народной жизни»18.

       К этому можно  добавить, что, стремясь подчеркнуть достоверность изображаемых в стихотворении событий, Некрасов широко использует в нем живую крестьянскую речь с ее просторечными словами и выражениями («слышь-ты», «понимаешь-ста», «примерно представить», «тоись», «врезамшись» и др.).

 Любовная лирика Некрасова существенным образом отличалась от любовных стихов других русских поэтов, поскольку у некрасовского лирического героя было свое представление о счастье, свое отношение к возлюбленной. «В лирике Некрасова любимая женщина выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем: у каждого из них позади нелегкая судьба, каждому довелось много пережить и выстрадать. Но это не мешает им любить друг друга пусть трудной, не сдержанной в выражении чувств, но глубокой и самоотверженной любовью»19. Умеют они и прощать невольно нанесенную обиду и нечаянно оброненное резкое слово. Оба они наделены конкретными, реальными живыми чертами людей определенного времени, несущих в себе и в своей любви приметы «больного века». Отсюда и сложность взаимоотношений двух любящих сердец, часто обремененных житейскими невзгодами, несходством характеров, взаимным недовольством, усталостью от совместного проживания. Одним словом, далеких от гармонии и безоблачного счастья. Сам поэт называл это «прозой любви».

Некрасов впервые ввел в любовную лирику то, что никогда не было предметом изображения в лирической поэзии: ссоры, размолвки, досадные недоразумения:

Да, наша жишь текла мятежно.

Полна тревог, полна забот...

Или:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Как верно отметит Н. Скатов, в любовной лирике Некрасова (точно так же, как и чуть позже у Тютчева) возникает «не традиционно один, а два характера, из которых женский оказывается чуть ли не главным»20.

 Это во многом объясняет  и специфический характер любовной  лирики Некрасова, которая построена  как открытый или внутренний  диалог лирического героя с  любимой, раскрывающий характер  каждого из них.

Сложные и изменчивые взаимоотношения двух любящих людей требовали качественно нового подхода к их выражению в поэзии. В любовной лирике Некрасова мы не увидим господства одного доминирующего чувства, стремления зафиксировать любовь в каком-нибудь одном определенном проявлении, как это было у других поэтов, в произведениях которых на первый план выступали либо мятежная страсть, восторг, упоение или. наоборот, грусть, печаль, сомнение, ревность. По словам Б. Кормана, у Некрасова «Любовь предстает перед нами в сложном переплетении прекрасного и прозаического, возвышенного и обыденного»21. «Поэт стремится передать любовное чувство не в его конечном проявлении, а в диалектическом развитии, уловить в нем переходные моменты и тончайшие нюансы»22.

В «панаевском цикле» запечатлены все этапы сложных отношений Некрасова и Панаевой: зарождение любовного чувства, его развитие, взлеты и падения, радость и печаль, ревность и подозрения, ссоры и примирения, нежность, сменявшаяся отчуждением.

Умер Николай Алексеевич Некрасов в 1877 году. Но поэзия Некрасова явилась целой эпохой в развитии русской литературы. Его произведения оказали огромное воздействие на становление всей демократической поэзии второй половины XIX века, послужили основой для формирования целой поэтической школы, «некрасовской школы».

Творческое наследие Некрасова составляет драгоценную страницу истории русской литературы. Его произведения дороги и близки современному читателю, традиции некрасовской поэзии продолжают жить в лучших поэтических созданиях поэтов XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гражданская и любовная  лирика Н.А.Некрасова в школе

2.1 Анализ школьных программ

Анализ учебно-методической литературы в аспекте исследуемой проблемы показал, что в настоящее время действуют программы по литературе разных авторов. Демократизация общества, усиление свободы слова и печати выдвинули перед современной школой задачи гуманизации обучения, отказа от идеологических подходов в процессе изучения художественной литературы. В соответствии с этим современные программы по литературе основаны на принципе вариативности, что дает учителю и учащимся возможность выбора автора, произведения, путей его изучения, что позволяет сделать процесс постижения искусства интересным для каждого школьника.

Лирика Н.А.Некрасова традиционно отражена во всех ныне действующих программах по литературе на разных этапах обучения. Современные авторские программы по литературе являют собой различные варианты концепции курса, причем максимальные различия (произведений и тем) приходятся, в основном, на 5-8-е классы, тогда как программа 10 классов в различных авторских версиях относительно однородна по содержанию. Это объясняется общностью задач, стоящих перед авторами-составителями программ. Как показал анализ, далеко не во всех программах творчество Н.А.Некрасова рассматривается системно, последовательно и многоаспектно. Чаще речь идет об отдельных аспектах или отдельных стихотворениях.

В программе под редакцией В.Я. Коровиной творчество Н.А.Некрасова изучается в пятом, шестом, седьмом, девятом и десятом классах. В 5 классе на изучение творчества Н.А.Некрасова отводится два часа. Авторы предлагают познакомить учащихся с рассказом о поэте (детство и начало литературной деятельности), для чтения и изучения предлагаются следующие произведения: «На Волге» картины природы и жизнь народа; отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» - «Есть женщины в русских селеньях…», также этот отрывок предлагается выучить наизусть.

В 6 классе авторы отводят на изучение творчества Н.А.Некрасова 3 часа. Учащимся предлагается знакомство с жизнью поэта и со стихотворением «Железная дорога». В 7 классе на изучения творчества поэта авторы программы отводят также 3 часа. Произведения, которые предлагаются учащимся: «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…». В программе под редакцией В.Я.Коровиной в 8 кассе произведения Н.А.Некрасова не изучаются. В 9 классе программа предлагает учителю выбор одного поэта XIX века, который будет изучаться на уроках: Н.А.Некрасов, А.А. Фет, Ф.И.Тютчев. В 10 классе программа предполагает изучения следующих произведений Н.А.Некрасова: «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка», «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки..», «Душно! Без счастья и воли…», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе».  В 11 классе традиционно изучается литература XX века.

В программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой жизнь и творчество Н.А.Некрасова изучается в пятом, шестом, седьмом, девятом и десятом классах. В 5 классе авторами программы произведения Н.А.Некрасова включены в раздел «Поэтический образ Родины» и для изучения предлагается стихотворение «Соловьи». В 6 классе авторы программы предлагают рассмотреть тему детства в поэзии Н.А.Некрасова на материале произведений «Крестьянские дети», «Школьник». В 7 классе учащимся предлагается познакомиться с основными этапами творчества поэта и подробнее остановиться на гражданской лирике: «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда». В 9 классе программа предлагает для изучения творчества Н.А.Некрасова стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» и другие (по выбору учителя) на тему поэта и поэзии. Наиболее полно и обширно познакомиться с творчеством Н.А.Некрасова предлагается в 10 классе, где рассматриваются основные этапы жизни и творчества поэта, различные темы лирики. Учащимся предлагается следующие стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, в часу шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и Гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия», «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны», «Зине», «О муза! я у двери гроба», «Умру я скоро…»; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Информация о работе Изучение лирики Н. А. Некрасова в школе