Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 05:59, реферат
Краткое описание
В 60 – 70-х годах ХХ века в методике обучения русскому языку определился новый раздел – методика изучения лексики и фразеологии. Это было вызвано тем, что требовалось обратить внимание на расширение в методике понятия «развитие речи». В наше время этот раздел методики очень важен для изучения и обновления содержания, так как повышаются требования к хорошей речи, к её роли во взаимодействии личности в обществе, в достижении успехов в профессиональной, общественной, социальной деятельности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАРОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Методические основы изучения лексикологии в начальной школе Явление паронимии в русской лексике ИЗУЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Анализ программ и учебников по русскому языку «Школа России» «Гармония» «Школа 2100» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПАРОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Посему строки вызывают улыбку?
Когда в речи употребляется глагол «одел»,
а когда – «надел»?» [Канакина 2013: 88].
«Упражнение 190. Прочитайте.
Бабушка, девочка, одела, надела,
шапка, пальто, брат, сестрёнка, и, на.
Составьте два предложения
с однородными членами, употребляя выделенные
имена существительные в винительном
падеже. Можете использовать и другие
слова. Запишите.
Объясните, почему в одних предложениях
вы употребили глагол «одела», а в других
– «надела»?» [Канакина 2013: 107].
В учебнике для 4-го класса (вторая
часть) в разделе «Повторение. Роль имён
прилагательных в языке» есть упражнение,
при выполнении которого ученики не только
повторят правило написания имён прилагательных,
но и обратят внимание на смысловое различие
прилагательных, обусловленное суффиксами:
«Упражнение 13. Прочитайте.
Подберите к каждому имени существительному
подходящее по смыслу имя прилагательное
из скобок. Запишите словосочетания.
(Болотный, болотистый) край,
(стекольный, стеклянный) завод, (искусный,
искусственный) мастер, (злой, злостный)
поступок, (праздничный, праздный) день,
(грецкий, греческий) народ.
Устно составьте словосочетания
с другими, не выбранными вами именами
прилагательными» [Канакина 2013: 9].
И в этом же разделе ещё одно
упражнение:
«Упражнение 28. Прочитайте.
Дождевой, дождливый (утро, зонт).
Грозный, грозовой (облако, оружие).
Обидчивый, обидный (слово, человек).
Умный, умственный (труд, животное).
Запасливый, запасный (человек,
выход).
Составьте и запишите словосочетания
с каждым именем прилагательным и подходящим
по смыслу именем существительным из скобок»
[Кагакина 2013: 17].
И ещё есть упражнение на изучение
формы прошедшего времени глагола, дополнительное
задание к которому снова о глаголах «одеть
– надеть»:
«Упражнение 159. Прочитайте.
Девочка (надеть) свитер, ботинки
и шапку и (выйти) на улицу.
Брат (одеть) сестрёнку и (повести)
её в детский сад.
Бабушка (надеть) очки и (стать)
читать газету.
К ночи (стать) холодно. Мама
(укрыть) сыновей тёплым одеялом.
Вспомните, когда употребляют
в речи глагол «надеть», а когда – «одеть»?»
[Канакина 2013: 77].
В конце учебников имеются словарики:
орфографический, синонимов, антонимов.
Таким образом, в программе
и учебниках УМК «Школа России» не предусмотрено
изучение паронимов как лексической единицы.
Следует отметить, что имеются упражнения,
выполняя которые, ученики познакомятся
на практическом уровне с явлением паронимии
без употребления термина и предъявления
определения.
«Гармония»
Программа по изучению русского
языка по УМК «Гармония» предусматривает
изучение раздела «Лексика» во 2-м классе
в таком содержании: «Лексика. Осознание
важности понимания значения слова (в
том числе для правильного его написания).
Выявление слов, значение которых требует
уточнения. Определение значения слова
по тексту или толковому словарю. Знакомство
со словами, близкими и противоположными
по значению (синонимами и антонимами);
наблюдение за использованием синонимов
в речи, за выбором точного слова. Представление
о словах, имеющих несколько значений,
о происхождении отдельных слов»; в 3-м
классе: «Лексика. Слово и два его значения:
основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
накопление опыта выявления слов, лексическое
значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или толковому
словарю. Наблюдение за использованием
синонимов в речи, за выбором точного слова.
Начальное представление о прямом и переносном
значениях, о словах, имеющих несколько
значений, о происхождении отдельных слов
и выражений»; в 4-м классе: «Лексика. Совершенствование
представления о двух значениях слов:
основы (лексическом) и окончания (грамматическом);
накопление опыта выявления слов, лексическое
значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или толковому
словарю. Наблюдение за использованием
синонимов в речи, за выбором точного слова.
Общее представление о прямом и переносном
значениях, о словах, имеющих несколько
значений, о происхождении отдельных слов
и выражений» [Соловейчик 2013: 125, 193, 275].
В учебнике есть словарик орфографический,
синонимов и антонимов.
В учебниках по УМК «Гармония»
не обнаружено ни одного упражнения, при
выполнении которого ученики имели бы
возможность познакомиться с явлением
паронимии.
«Школа 2100»
В программе по русскому языку
для 1-го класса говорится: «Из области
лексики – дети знакомятся с тем, что каждое
слово что-то обозначает (имеет лексическое
значение), в ходе наблюдения устанавливают,
что в языке есть слова, у которых несколько
значений; наблюдают над сочетаемостью
слов в русском языке; тренируются в правильном
словоупотреблении».
Во 2-м классе в разделе «Слово»
«Наблюдение над лексическим значением
слова, над тем, что слово может иметь несколько
значений, над прямым и переносным значениями
слова (без введения специальной терминологии).
Особенности словоупотребления, сочетаемости
слов. Нахождение в тексте слов со сходным
значением, с противоположным значением».
3-й класс: «Развитие внимания
к значению слова. Наблюдение
над словами, имеющими несколько
значений. Составление предложений,
в которых чётко проявляется
каждое из значений слова. Наблюдение
над явлением синонимии, осмысление
роли этого явления в речи.
Самостоятельный подбор 1-2 синонимов
к данному слову. Наблюдение над
особенностями употребления синонимов
в речи. Практическое знакомство
с антонимами (на примере имён
прилагательных)».
В 4-м классе: «Наблюдение за
лексическим значением, многозначностью,
синонимией и антонимией слов разных частей
речи» [Бунеева, Бунеев 2014: 26, 29, 31, 34].
В учебнике имеются словарики
– орфографический, синонимов и антонимов.
В учебниках также не отражена
тема знакомства с паронимами даже
в дополнительных заданиях на практическом
уровне.
Выводы по второй
главе
Итак, анализ программ и учебников
УМК «Школа России», «Гармония» и «Школа
2100» с точки зрения лексической работы
над явлением паронимии позволил установить,
что в перечисленные программах не предусмотрено
изучение паронимов как единиц лексической
системы языка. В учебниках УМК «Школа
России» и «Гармония» имеются упражнения,
дидактический материал которых предлагает
ученикам знакомство с явлением паронимии
на практическом уровне без научного определения
явления и без предъявления термина «пароним».
В УМК «Школа 2100» мы нам не удалось обнаружить
ни одного упражнения, где бы предлагалось
поработать с паронимами. Можно констатировать,
что УМК «Школа России», хотя и не предъявляет
в программе изучение паронимов, но в учебниках
уделено достаточное внимание работе
по культуре речи – правильному использованию
паронимов в речи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ПАРОНИМОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Поскольку в школьную программу
не включён вопрос, предполагающий изучение
слов-паронимов и употребление их в речи,
мы полагаем, что целесообразно предлагать
то или иное задание, связанное с явлением
паронимии, в связи с изучением различный
частей речи (в разделе «Морфология», в
связи с изучением состава слова и словообразования
(в разделе «Состав слова»). И делать это
необходимо на протяжении изучения всего
курса русского языка в начальной школе.
И очень часто можно предлагать дополнительные
задания к уже имеющимся в учебниках упражнениям.
Покажем это на примере упражнений учебника
«Русский язык» УМК «Школа России».
В учебнике для 3-го класса (первая
часть) имеется целый ряд упражнений,
которые могут быть дополнены заданиями,
способствующими введению паронимов в
практическую часть. Приведём примеры.
Раздел «Лексическое значение
слова», изучаются синонимы, антонимы,
омонимы. В упражнении 64 на странице
42 даны слова: мир, дружба, родина, Россия,
звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые
и радостные. Добавить к этому списку слово
«горделивый» и предложить подумать: пара
слов «гордый – горделивый» - это синонимы,
антонимы, омонимы или что-то другое? Это
паронимы.
Актуальным является вопрос
введения термина и научного определения
паронимов как лексической единицы языка.
В этом случае можно воспользоваться определением,
данным в учебнике под редакцией Л.Л.Касаткина:
«Паронимы – это слова, близкие по звучанию
и строению, но имеющие разный смысл» [Касаткин
2001: 165]. Дополнить и расширить это определение
целесообразно сообщением о том, что паронимами
бывают слова, образованные от одного
корня с помощью разных аффиксов. Полагаем,
этого объёма информации достаточно.
На страницах учебника для 3-го
класса (первая часть) нередко возникают
ситуации, когда информация о паронимах
и дополнительное задание на различение
паронимов в речи, на правильное их употребление,
может быть органично введена в структуру
урока и изучаемого материала.
Так, на странице 46 в упражнении
73 есть предложение: По улице пронеслась
пожарная машина. Мы знаем, что не только
учеников начальных классов, но и взрослых
носителей языка очень часты случаи употребления
слова «пожарник» вместо «пожарный». Поэтому
целесообразным будет обратить внимание
школьников на этот факт. Сделать это можно
так: учитель задаёт вопрос: А кто едет
в пожарной машине? Если дети ответят «
в пожарной машине едут пожарники», учитель
обратит внимание учеников на то, что правильное
название профессии – пожарный. При этом
обратит внимание учеников на то, что «пожарный
– пожарник» - паронимы, различаются они
суффиксами (-н- и –ник-) и стилистически:
слово «пожарник» является разговорным
вариантом.
Ещё один пример: на странице
74 и 131 есть слова «лесные – лесник – лесистый».
На материале этих упражнений можно поработать
с прилагательными «лесной – лесистый»
и существительными «лесник – лесничий»,
которые являются паронимами.
В 3-м классе (вторая часть) на
странице 20 есть упражнение: составить
рассказ по картине К.Е.Маковского «Дети,
бегущие от грозы». Даны слова для справок,
среди которых есть словосочетание «обхватывает
шею». Учителю следует обратить внимание
детей на это словосочетание и предложить
подумать: можно ли заменить в этом словосочетании
слово «обхватывает» словом «охватывает»?
одинаковое ли значение имеют эти слова?
Ученики, обратившись к толковому словарю,
выясняют, что замена невозможна, так как
«обхватить» - сжать, заключить в объятия,
а «охватить» - окружить, окутать. Таким
образом, ученики получат представление
о том, что такое паронимы, и будет предотвращена
возможная ошибка в их рассказах.
Следующий пример: на странице
28 упражнение 40: составить предложения
из группы слов: змеи, в, тёплый, зарылись,
мох, и, ящерицы. Следует обратить внимание
учеников на слово «ящерицы», с которым
дети встретятся и на странице 56. Возможно,
на уроках окружающего мира дети уже встречались
с этим словом и знают, что «ящерица –
ящер – ящерка» - это не одно и то же, а
учитель дополнит их знания сообщением
о том, что это паронимы.
На странице 41 в упражнении
задание: выберите любое слово из текста
и определите его лексическое значение.
В тексте есть предложение «Трава на лужайке,
листья на деревьях…». Обратить внимание
учеников на слово «листья», уточнить,
это «лист дерева» и предложить определить
его грамматическое значение, поставит
слово в начальную форму, потом предложить
образовать форму множественного числа
от слова «лист (тетради, книги)» - «листы»
- это тоже паронимы. Ещё раз дети встретятся
со словом «листья» на странице 58 в упражнении
102. У учителя будет возможность проверить,
помнят ли дети, в чём особенность этого
слова.
На странице 72 в разделе «Наши
проекты. Рассказ о слове» в одном из вариантов
предложенных заданий для создания проекта
есть слово «жёсткие»: «Сочетаемость слова:
сильные, жёсткие, первые, январские, русские,
сибирские … (морозы)». Слова «жёсткий
– жестокий» - паронимы, можно дать задание
одному из учеников (или группе учеников)
составить страничку со словами «жёсткий
– жестокий» и рассказать об этой паре
слов в классе.
На странице 78 в упражнении
141 задание: прочитать, записать слова
в порядке указанных значений. Выделить
в словах корень, который «хранит» общее
значение данных однокоренных слов. Предложить
ученикам подумать, «Часть океана – большое
водяное или водное пространство», в чём
различие этих слов? Ученики придут к выводу,
что эти слова различаются суффиксами
и значением.
Следует отметить, что при изучении
раздела «Состав слова» есть возможность
часто обращаться к паронимам – парам
слов, отличающихся друг от друга приставкой
или суффиксом. Перед изучением раздела
«Состав слова» на странице 73 даётся целевая
установка: «Будем учиться» и перечислены
умения: находить в слове значимые части:
корень, приставку, суффикс, окончание,
а также основу; сравнивать состав слов,
составлять схему слова; разбирать слова
по составу». Дидактический материал этого
раздела может послужить хорошим поводом
для обращения к паронимам. По этому
поводу И.А.Ширшов пишет: «Верно определив
направление словообразовательных связей
и место паронимов в гнезде, мы с большей
долей вероятности приблизимся к его правильному
истолкованию и установлению отличия
от другого паронима» [Ширшов 1995: 121].
На странице 100 в разделе «Проверь
себя» есть задание: «Найдите лишнее слово
в каждой группе слов. Объясните свой ответ».
Дан ряд слов «дальний, синий, зимний, соседний».
Целесообразно дополнить этот список
словами «далёкий» и «соседский». Далее
по заданию: дети выделят суффиксы в данных
словах, потом предложить им подумать
над значением и составом пар слов «дальний
– далёкий» и «соседний – соседский».
Так будет сделан вывод о том, что эти пары
слов – паронимы, потому что они имеют
разные суффиксы, которые и придают этим
парам слов разные оттенки значений. Можно
ещё предложить ученикам составить словосочетания
с этими парами слов: соседний участок
– соседский кот, водное пространство
– водяная мельница.
На странице 74 упражнение 131:
прочитать предложения, найти однокоренные
слова, объяснить их лексическое значение.
В тексте упражнения есть слова «лесник»
и «лесистый». Предложить ученикам самим
попытаться составить пары слов – паронимов,
а если не получится, что предложить список
слов на выбор: лесник – лесничий, лесистый
– лесной. Являются ли они одинаковыми
по значению или отличаются оттенками
значений?