Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:33, реферат
На сегодняшний день явление имморализма – одна из наиболее актуальных проблем мирового искусства. Особенно яркое воплощение данного феномена можно наблюдать в литературе. Несмотря на то, что традиции имморализма возникли и были реализованы в зарубежной литературе (на него опирается «Философия в будуаре» маркиза де Сада, оно лежит в основе творчества Бодлера и Лотреамона, продолжается эпатажными опытами Готфрида Бенна, Жана Жене, Патрика Зюскинда и др.), в начале XX века эти традиции оказываются востребованными и в русской прозе.
Введение
Вопрос 1. Биография
Вопрос 2. Направления и периоды философии
2.1 Три основных периода
2. 2 Иррационализм и его основные мотивы
2. 3 «Так говорил Заратустра»
Вопрос 3. Имморализм Ф. Ницше
3. 1 Концепция имморализма
3. 2 Три доказательства имморализма
3. 3 Программа переоценки всех ценностей
Заключение
Введение
Вопрос 1. Биография
Вопрос 2. Направления и периоды философии
2.1 Три основных периода
2. 2 Иррационализм и его основные мотивы
2. 3 «Так говорил Заратустра»
Вопрос 3. Имморализм Ф. Ницше
3. 1 Концепция имморализма
3. 2 Три доказательства имморализма
3. 3 Программа переоценки всех ценностей
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день явление имморализма – одна из наиболее актуальных проблем мирового искусства. Особенно яркое воплощение данного феномена можно наблюдать в литературе.
Несмотря на то, что традиции имморализма возникли и были реализованы в зарубежной литературе (на него опирается «Философия в будуаре» маркиза де Сада, оно лежит в основе творчества Бодлера и Лотреамона, продолжается эпатажными опытами Готфрида Бенна, Жана Жене, Патрика Зюскинда и др.), в начале XX века эти традиции оказываются востребованными и в русской прозе.
Имморалистические мотивы в русской литературе появляются в творчестве декадентов, наследующих идеи из сложившейся в конце XІX века философии Фридриха Ницше, который сформулировал одну из главных идей имморализма: человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла». Декаденты отказываются от этической детерминированности, которая всегда присутствовала в любом произведении русской классической литературы, и погружают искусство только в сферу эстетическую. Это становится фундаментом для появления в русской литературе таких имен, как Федор Сологуб, Михаил Арцыбашев и Леонид Андреев. Именно из-за своей имморалистической направленности произведения этих авторов подвергались строгой критике современников.
Из сказанного выше следует, что актуальность данной работы обусловлена тем, что в XXI веке, в эпоху постмодернизма, имморализм приобретает статус категории само собой разумеющейся, так как является одним из основных компонентов модернистской и постмодернистской литературы.
Программа «переоценки всех ценностей и имморализм Фридриха Ницше (1844- 1900)».
"Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что сделали вы, дабы преодолеть его? Доныне все существа создавали нечто, что выше их; вы же хотите стать отливом этой великой волны и скорее вернуться к зверям, чем преодолеть человека?" "Слушайте, я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек -смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: да будет сверхчеловек смыслом земли!" "Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот -я учу вас о сверхчеловеке: он - это море, где потонет презрение ваше." "Внемлите, я учу вас о сверхчеловеке: он - та молния, он - то безумие!"
Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений последних невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия Ж.Ж. Руссо и Фр. Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения.
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни.
Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли
В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Не он сам покинул студенческую среду,- его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс. После он решает кончать университет в Лейпциге.
В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета.
Три основных периода в творчестве:
Собственная философия «Так говорил Заратустра », «по ту сторону добра и зла». В основе всего сущего им признается жизнь. «Жизнь стоит над всем». Жизнь – иррациональная стихия -воля к власти. Ряд специфических особенностей - иррационализм и нигилизм.
Иррационализм Ницше - последовательное уничтожение разумного постижения. «Мир хаотичен» Сознание человека лишь небольшая часть процессов и, к тому же опасная, т.к. вводит в заблуждение.
Противоречивость
Основные мотивы : нигилизм , переоценка всех прежних ценностей , воля к власти , понятие сверх человек. Нигилизм у Ницше отрицание всех ценностей того времени , против всего, во что верили. «Может быть добро есть зло , а Бог всего лишь выдумка дьявола ». Нигилизм – высшие ценности теряют свою ценность, нет цели и нет ответа на вопрос- «Зачем?». Еще один тезис – «Бог умер»- означает отрицание существования сверхъестественного мира , идеалов.
Ницше создал мораль эгоизма или мораль имморализма. Люди не равны между собой , а делятся точно на два ранга:
1. низшая порода
2. высшая порода.
Традиционные ценности : Добро, Красота Истина нужны низшему классу , т. е рабам. Высшим людям такая мораль не нужна , а даже опасна . Ведь существующая мораль заставляет человека отказаться от своей природы .
Выделяет 3 этапа становления морали :
1. доморальный - оцениваются поступки.
2. поступки людей оцениваются из их намерений
3. внеморальный - ценность поступков человека оценивается в том ,что они естественны.
Концепция имморализма
Человек сам себе хозяин.
Принципы имморализма: - сверхчеловек
должен руководствоваться
Принципы по Заратустре :
Мораль эгоизма раскрепощает , нет обязанностей перед другими. Высшие люди становятся личностями , т.к. заботятся только о «Я».
Три доказательства
Зло–моральная ценность Добро и зло взаимодополняют друг друга Мораль в которой добро противопоставляется злу неправильна
По Ницше суперчеловек рождается, раскрепощая свою природу.
Три вида неравенства:
1. Господа и подчиненные
2. Слабые , больные и здоровые
3. Мужчины и женщины.
Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей : все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места - на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом.
Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше, так сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря, у него принят иной критерий добра и зла.
Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко : каждый из них претендовал на создание новой этики как философии морали, но не самой морали.
Программа “переоценки всех ценностей” и “имморализм” Ф. Ницше.
Из права сильного, “воли к власти” Н. выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль, определяющим понятием которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете.
Н. считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека и, поэтому необходимо провести переоценку всех ценностей, прежде всего христианских. Ницше считал религию виновницей искажения в культуре подлинно человеческих ценностей.
· Христианство разрушило инстинкт жизни, оно отрицало земную жизнь во имя жизни загробной, прославляло потусторонний мир, чтобы “лучше оклеветать этот”. Воля христианства - воля к гибели, это болезнь, упадок, когда жизнь ни во что не ставиться.
· Христианство породило сознание раба, покорность, смирение, страх наказания за грехи.
· Христианство с его догмами основало доктринерскую мораль, навязывающую ответы на вопросы, которые не имеют столь простых решений, поскольку жизнь не возможно уложить в простую схему.
· Христианство способствует вырождению человечества, ибо это скрытый инстинкт уничтожения. Свою же философию Н. называл “заступнический инстинкт жизни”.
· Антихристианство Н. было по существу протестом против косности, обывательщины, порождающей сознание зависимости и свободы.
"Падающего - толкни." Ницше прежде всего имел в виду критику христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов. Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше : не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности - идеала античности и возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяние, жертвы и самопожертвование, навязанного религией лицемерия.
Н. говорит, что человек должен быть независим от любого авторитета. Осознание смерти Бога необходимо для формирования свободного ума, свободного духа и свободной смерти. Но свободная жизнь и свободная смерть - для сверхчеловека.
Н. требует господствующие классы отказаться от либеральных убеждений, демократических традиций, моральных норм, религиозных верований. Требует восстановления рабства, иерархического устройства общества, воспитание новой касты господ, укрепления их воли к власти.
Смысл переоценки состоит в упразднении результатов “восстания рабов и морали” и возрождения “морали господ”. В основе морали господ, с точки зрения Н. должны лежать следующие принципы:
1. “ценность жизни” есть единственная безусловная ценность
2. существует природное неравенство людей, обусловленное различием из жизненных сил и волей к власти
3. сильный человек свободен от моральных обязательств, не связан никакими моральными нормами.
Воля к власти - основа права сильного. Это превышение всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Всякое стремление к уравнению права мужчин и женщин - показатель упадка и разложения власти. Такая же характеристика распространяется и на другие демократические институты, и на демократию, как институт в целом, т.к. у условиях демократии масса составляет оппозицию праву сильного.