Имморализм Фридриха Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 08:33, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день явление имморализма – одна из наиболее актуальных проблем мирового искусства. Особенно яркое воплощение данного феномена можно наблюдать в литературе. Несмотря на то, что традиции имморализма возникли и были реализованы в зарубежной литературе (на него опирается «Философия в будуаре» маркиза де Сада, оно лежит в основе творчества Бодлера и Лотреамона, продолжается эпатажными опытами Готфрида Бенна, Жана Жене, Патрика Зюскинда и др.), в начале XX века эти традиции оказываются востребованными и в русской прозе.

Содержание

Введение
Вопрос 1. Биография
Вопрос 2. Направления и периоды философии
2.1 Три основных периода
2. 2 Иррационализм и его основные мотивы
2. 3 «Так говорил Заратустра»
Вопрос 3. Имморализм Ф. Ницше
3. 1 Концепция имморализма
3. 2 Три доказательства имморализма
3. 3 Программа переоценки всех ценностей
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Имморализм Фридриха Ницше.docx

— 72.80 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, как мы видим, Заратуштра не только сулит врагам правды загробную кару, но и призывает сторонников своего учения к реальной борьбе с ними в этой жизни.

 

«Приверженец Друджа не хочет, чтобы скот в области и стране процветал... Кто отнимет у него власть или жизнь, тот обеспечит путь правой вере», — энергично восклицает Заратуштра. Далее он переходит к мысли, что реальную защиту мирному ведению хозяйства может обеспечить только сильный монарх. .Душа скота сетует по поводу того, что у нее нет сильного защитника. Она не хочет довольствоваться в качестве радетеля пророком, не имеющим другого оружия, кроме слова. Она желала бы иметь покровителем могущественного правителя, который бы помог Заратуштре вооруженной рукой... Добрый правитель понесет смерть и истребление в лагерь врагов и таким образом воздвигнет мир для радостных селений».

 

По мнению ряда ученых, Заратуштра начал свою проповедь в Средней Азии, но на родине он успеха не имел и вынужден был ее покинуть. После долгих странствий он нашел приют у князя (кави) Вишгаспы, который, как полагает советский историк И. М.Дьяконов, правил в Дрангианс (на границе нынешних Ирана и Афганистана). Вишгаспа стал ревностным сторонником учения Заратуштры, Вскоре к ним примкнули некоторые другие князья. В течение 25 лет они вместе боролись за осуществление идеалов Заратуштры, но в конечном счете потерпели поражение, 77-летний Заратуштра погиб в сражении с кочевниками-тура. Государство Вишгаспы, видимо, было завоевано ими же. Члены зороастрийской общины разбрелись в разные стороны, некоторые, возможно, перебрались в Мидию (Западный Иран).

 

Дело Заратуштры, казалось, было полностью проиграно. Однако его идеи продолжали исподволь распространяться. В одном из разделов авестийской книги «Вендидат», в котором описывается положение, сложившееся не позже середины VI в. до н.э., перечисляется 16 стран на территории Средней Азии, Ирана и Афганистана, уже принявших зороастризм. Самая северная из них — Хорезм - лежала у берегов Аральского моря, самая южная - Арахозия - находилась сравнительно недалеко от Аравийского моря и границ Индии.

 

В созданных не позже этого времени частях Авесты Заратуштра из простого смертного уже превращается в божественного чудотворца. Происходит (и, видимо, довольно быстро) процесс мифологизации этой реальной исторической личности.

 

Между 545 и 530 гг. до н. э. Кир II подчиняет своей власти все эти зороастрийские страны. Переход Восточного Ирана и значительной части Средней Азии под власть Ахеменидской Персии, несомненно, облегчил и  ускорил проникновение зороастрийских идей на запад Ирана. Проводниками религии зороастрийского типа на Западе стали маги - мидийское племя,  промышлявшее в Иране жречеством.

 

Уже при дворе сына Кира II - Камбиза II (529-522 гг. до н. э.) маги, по-видимому, играли заметную роль. Их тайное влияние выявилось во время драматических событий 522 г. до н. э.

 

Согласно официальной персидской летописи и свидетельству Геродота, также восходящему к персидским источникам, Камбиз II, отправляясь в далекий поход на Египет, велел тайно убить своего брата Бардин). Воспользовавшись этим, некий маг по имени Гаумата совершил переворот в столице, выдавая себя за Бардию. По мнению некоторых современных историков, человек, захвативший трон Персии II марта 522 г. до н. э„ был не магом, а самим Бардией. В любом случае, независимо от того, кто восстал против Камбиза — родной брат или самозванец, — этот человек, бесспорно, опирался на жрецов, которые диктовали его политику. Первым делом новый царь отменил подати и воинскую повинность на три года (это соответствовало идеям Заратуштры, осуждавшего агрессивные войны). Благодаря подобным мерам Бардия-Гаумата вскоре стал весьма популярным среди разных народов империи. Камбиз II поспешил с войском назад, но в дороге погиб при таинственных обстоятельствах.

 

После этого, насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, новый царь энергично приступил к внедрению в стране единобожия (по-видимому, на первых порах только в иранской части империи), к разрушению храмов местных богов, объявленных дайвами. Однако правление Бардии-Гауматы было внезапно прервано. 29 сентября 522 г. до н. э. дальний родственник царей правящей династии Дарий совершил новый переворот, убив Бардию-Гаумату и окружавших его магов. (Именно от Дария и исходит версия, что он убил самозванца на троне.)

 

Дарий 1, правивший с 522 по 486 г. до н. э., с гордостью написал в своей знаменитой надписи на Бехиступской скале: «Святилища, которые Гаумата-маг разрушил, я восстановил». Но контрреформа Дария 1 не встретила всеобщего одобрения. Среди многочисленных восстаний, которые по различным причинам поднялись против Дария 1 после его восшествия на трон. выдающийся советский историк академик В. В. Струве особо выделил восстание в области Маргиана (на территории современной Туркмении). Маргиана, судя по авестийским источникам, была в то время одним из основных бастионов зороастризма. В. В. Струве обратил внимание на то, что число убитых повстанцев в Маргиане согласно Бехиступской надписи превышало 55 тысяч человек. В. В. Струве пришел к выводу, что в Маргиане в 522 г. до н. э. произошло мощное народное восстание под зороастрийскими лозунгами, направленное не только против врагов зороастрийской религии, но и против господства знати. Ведь ранний зороастризм с его культом физического труда, несомненно, заключал в себе сильную демократическую тенденцию. Лозунг: «Сильный монарх и трудовой народ — против хищной знати» - довольно часто встречается в социальных утопиях древности и средневековья.

 

Подавив восстание и прочно усевшись на троне, Дарий 1 примирился с магами. (Впрочем, возможно, Бардию-Гаумату поддерживала не вся каста жрецов, а лишь наиболее радикально настроенная их группа.) С помощью магов Дарий 1 разработал новый, более пригодный для нужд его династии вариант зороастрийской религии. Прежде всего из этой религии был вытеснен сам ее основатель - Заратуштра. Место Заратуштры в роли пророка и спасителя (саошьянтз) со времен Дария 1 заняли ахеменидские цари, которые присвоили себе исключительное право говорить от имени Ахурамазды. Были внесены и другие поправки в религию Заратуштры. Поскольку население отдельных стран, входивших в Ахеменидскую державу, еще крепко цеплялось за своих богов, религиозная реформа была проведена лишь в ираноязычных областях империи и осуществлялась поэтапно. Дарий 1 в своих надписях называет Ахурамазду верховным богом и созидателем Вселенной) но допускает существование рядом с ним других богов.

 

Сын Дария 1 - Ксеркс (486—465 гг. до н. э.) попытался более последовательно провести принцип единобожия. В 1935 г. при раскопках в Персеполе была обнаружена надпись Ксеркса, в которой говорилось: «Когда я стал царем, была среди стран, которые выше написаны, такая, где было волнение. Поюм Ахурамазда мне помог. По воле Ахурамазды эту страну я сокрушил и поставил ее на место. И среди этих стран была такая, где прежде дайвы почитались. Потом по воле Ахурамазды я этот притон дайвов разгромил и провозгласил: «Дайвы да не почитаются!» Там, где прежде поклонялись дайвам, там я совершил поклонение Ахурамазде вместе с Артой в Бразмане. И другое было, что делалось дурно, я сделал, чтобы было хорошо. Все, что я совершил, я совершил по воле Ахурамазды. Ахурамазда мне помог, пока я не выполнил дело. Ты, который со временем подумаешь: «Чтобы мне быть счастливым при жизни и чтобы мне по смерти быть приобщенным к Арте», следуй тому закону, который установлен Ахурамаздой, чти Ахурамазду вместе с Артой в Бразмане. Человек, который следует тому закону, который установлен Ахурамаздой, и чтит Ахурамазду вместе с Артой в Бразмане, он и при жизни будет счастлив и по смерти приобщится к Арте. Говорит Ксеркс-царь: «Меня да хранит Ахурамазда от всякой скверны, и мой дом, и эту страну. 0б этом я прошу Ахурамазду. Это мне Ахурамазда да подаст».

 

Этот самый пространный из дошедших до нас религиозных документов Ахеменидской Персии вызвал много споров среди ученых. Спорили и о том. какие именно хоамы разрушал Ксеркс (большинство считает, что были разрушены только храмы локальных богов на ираноязычных территориях, а храмы Вавилонии, Египта и других стран в западной части империи уцелели), и о значении термина «Бразман» (В. В. Струве переводит его как „священный огонь"), и о датировке надписи (наиболее убедительной представляется датировка В. В. Струве — 485 г. до н. э.), и о соотношении религиозной политики Ксеркса с зороастризмом (В. В. Струве считает, что почти одновременно с надписью „против дайвов", в 484 г. до н. э., Ксеркс принял авестийский календарь, который действовал в Иране до VII в н. з.).

 

Религиозная реформа Ксеркса была осуществлена в момент наивысшего могущества Ахеменидской державы, за пять лет до похода персидской армии на Грецию, который кончился полным крахом и знаменовал начало постепенного упадка Персидской империи.

 

И все же, несмотря на все свое могущество, Ксеркс не смог довести свою религиозную реформу до идеала Заратуштры -полного единобожия. Подобно тому как его отец употреблял в своих надписях выражения «Ахурамазда и другие боги, которые существуют») «Ахурамазда со всеми богами», Ксеркс говорил о «великом боге Ахурамазде, который величайший из всех богов».

 

Тем не менее реформа Ксеркса была очень большим шагом на пути к внедрению единой централизованной религии. Из свидетельства Геродота, посетившего Персию в середине V в. до н.э., ясно, что после смерти Ксеркса храмы местных богов не были восстановлены, а поклонение Ахурамазде в соответствии с принципами Заратуштры, отвергавшего всякие культовые излишества, осуществлялось под открытым небом. «Воздвигать статуи, храмы и алтари у персов не принято, - пишет Геродот. -Тех же, кто это делает, они считают глупцами, потому, мне думается, что вовсе не считают богов человекоподобными существами, как это делают эллины. Зевсу (т. е. Ахурамазде. - Э. Б.) они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом».

 

Культ в Персии во времена Геродота находился под строгим контролем государства. «Приносящему в жертву, - пишет греческий историк, — не дозволяется просить о даровании благ только себе одному: он молится за всех персов и за царя, так как и сам принадлежит к персам». При жертвоприношении обязательно было присутствие государственного жреца - мага. «Ведь без мага совершать жертвоприношение у них не положено». В стране существовал культ Арты - правды в зороастрийском смысле слов , т. е. культ установленного порядка.

 

Но долго удержать в своих руках строгий контроль над осуществлением культа единого бога даже в иранских областях Ахеменидам, однако, не ужалось. Уже Геродот отмечает наличие там традиционных жертвоприношений солнцу, луне, огню, воде и ветрам, а также культа Митры. При преемниках Ксеркса снова стали возводить храмы древним иранским богам. Да и сам Ксеркс неоднократно совершал массовые жертвоприношения скота в нарушение принципов раннего зороастризма. Древнее персидское общество еще не созрело для строго монотеистической религиозной системы Заратуштры.

 

Одновременно (а возможно, и раньше) процесс приспособления учения Заратуштры к конкретным историческим условиям происходил и в общине прямых наследников Заратуштры в Восточном Иране. Анализируя поздние части Авесты, можно сделать вывод, что был восстановлен культ Митры и некоторых других иранских богов. Существовал и культ хаомы) растения с дурманящим соком, который пили при совершении ритуала богослужения. Этот обряд Заратуштра отвергал так же, как и жертвоприношения скота. Но роль Заратуштры как великого пророка Ахурамазды была здесь полностью сохранена.

 

Интересная  метаморфоза  произошла в поздней Авесте с Ахурамаздой. Он теперь слился со святым духом (Спэнта-Майнью) и стал непосредственным антагонистом злого духа (Ангро-Майнью). Таким образом, зороастризм из первоначально монотеистического религиозного учения стал дуалистическим. Дело в том, что здесь впервые в истории религии была совершена попытка примирить существование благого бога-творца с наличием зла в созданном им мире. Ахурамаздаде создал только хорошие вещи, все же плохое — это творение Ангро-Майнью (Ахримана). Одна из сект зороастрийцев, стремясь снова привести мир к одному знаменателю, ввела в свою религиозную систему нового творца - бога бесконечного времени Зурвана, существо с нейтральной этической оценкой, который якобы сотворил и Ахурамазду и Ахримана. Но, как бы то ни было, основным содержанием зороастрийской религии теперь стало противоборство Ахурамазды и Ахримана, которое якобы должно продолжаться 12 тысяч лет.

 

Заратуштра считал, что вековая борьба добра и зла должна завершиться в его время и он лично приведет своих последователей к победному концу. Он говорил в Гатах: «Пройдя через испытания в красном огне и расплавленном металле, друджевцы войдут в царство мрака, а артовцы в царство света».

 

Здесь Заратуштра использует очень старое, еще времен индоевропейской общности, представление, что в конце каждой эпохи вся Вселенная поглощается огнем) а потом зарождается новая Вселенная.

 

 Но в представлении людей  первобытного общества этот цикл  повторялся бесконечно, как все  в природе. Заратуштра же представлял  историческое развитие как линейный  процесс.

 

После вселенского пожара цикл уже не повторится, земля не возродится) а будет вечное царство света для праведных. После гибели Заратуштры, когда стало ясно) что «царство света» в ближайшее время не наступит, была выработана новая концепция.

 

Момент окончательной битвы с силами зла был отсрочен на 3 тысячи лет. По прошествии этого времени явится спаситель (саощьянт), сын Заратуштры, который будет рожден от девственницы, и возглавит силы добра. Затем наступит страшный суд. Все живое пройдет через поток расплавленного металла. Праведникам он покажется теплым молоком, а злодеи погибнут в нем мучительной смертью.

 

Наряду с идеей страшного суда у Заратуштры и его последователей существовало и представление о рае и аде, куда души умерших попадают непосредственно после смерти. «В будущей жизни, — учил Заратуштра, - каждого ждет воздаяние. Те) кто дружит с Арамати (миром. — Э. Б.), будут в царстве Ахурамазды и Арты». Его преемники говорят о загробной судьбе более пространно. По их мнению, душа после смерти должна перейти через мост Чинват, висящий над пропастью. Для праведных душ он окажется широким и удобным, а для злых душ он будет не толще волоса) и они низвергнутся с него в ад. Эта идея впоследствии перешла в мусульманскую мифологию.

Информация о работе Имморализм Фридриха Ницше