Использование зрительных опор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3

Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Жанны провер - копия.docx

— 289.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3

 

Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

 

1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7

1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16

1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22

Выводы по I главе…………………………………………………………..….27

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

 

2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………

2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..

Выводы по II главе……………………………………………………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения. Процесс активизации познавательной деятельности является одной из важнейших проблем современной педагогики и психологии. Организация самостоятельно-познавательной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.  Говоря о формировании у младших школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая – в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.  Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений. Главной функцией самостоятельно-познавательной работы является формирование высококультурной личности. Идея формирования самостоятельной деятельности учащегося начальной школы была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци.

Одним из системообразующих  качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к  развитию личности ученика в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.  Понятие самостоятельности охватывает не только ту сторону непосредственной физической деятельности что-нибудь сделать или изменить, но и умственную, интеллектуальную деятельность, способствующую правильному достижению реальной цели.

 Ж.Ж. Руссо утверждал, что «на интерес ребёнка к деятельности, к учению должен, прежде всего, опираться педагог, стимулируя самостоятельность учеников». А. Дистервег считал, что детская самостоятельность в процессе обучения является одним из важнейших средств развития умственных способностей: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». В.П. Вахтеров указывал на то, чтобы дети сами принимали участие во всех опытах, а не только смотрели, как производит их учитель. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность, способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать определенной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученным результат с исходным намерением.

Объект исследования. Процесс организации самостоятельных познавательных  работ младших школьников на уроках окружающего мира

Предмет исследования. Дидактические и методические условия организации самостоятельной познавательной работы младших школьников на уроках окружающего мира.

Цель исследования. Изучить вопрос организации самостоятельной познавательной работы младших школьников на уроках окружающего мира в теории, на этой основе спланировать и провести эксперимент, доказывающий положительное влияние этого вида деятельности учащихся на их успеваемость и развитие.

Гипотеза исследования. Процесс обучения младших школьников будет эффективной, успешной, если на уроках окружающего мира будут проводиться самостоятельные познавательные работы.

В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи исследования:

1. Изучить методологическую, педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Уточнить сущность и структуру процесса стимулирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

3. Определить возможности организации самостоятельных познавательных работ учащихся на уроках окружающего мира.

Методологической базой исследования послужили работы Л.В. Занкова, Б.Г.Ананьева, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, Л.М.Фридмана и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы.

2. Изучение передового педагогического опыта.

3. Наблюдение.

4. Беседа.

5. Анкетирование.

6. Сравнение результатов деятельности.

7. Тестирование.

8. Изучение документации.

9. Педагогический эксперимент.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

1. Уточнен понятийно-терминологический  аппарат проблемы.

2. Определены психолого-педагогические  основы формирования умений самостоятельной  учебной работы в младшем школьном  возрасте.

3. Обоснована система  мер, обеспечивающих целенаправленное  формирование умений самостоятельной  учебной работы.

Апробация введется в МБОУ «Далырская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса.

База исследования: МБОУ «Далырская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса. В эксперименте приняли участие учащиеся 2-го класса.

Структура дипломной  работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы самостоятельной познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

 

    1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема

 

Любая наука ставит своей  задачей не только описать и объяснить  тот или ной круг явлений или  предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и  предметами, и, если нужно, преобразовывать  их. Управлять и тем более преобразовывать  явления можно только тогда, когда  они достаточно описаны и объяснены. В науке функции управления и  преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципы и правила преобразования явлений.

Самостоятельная работа –  это не форма организации учебных  занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как  средство вовлечения учащихся в самостоятельную  познавательную деятельность, средство ее логической и психологической  организации [19, с. 89].

Основополагающим требованием  общества к современной школе  является формирование личности, которая  умела бы самостоятельно творчески  решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в  действительности.

Специалистами в этой области  подчеркивалось, что учащимся важно  дать метод, путеводную нить для организации  приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного  труда, то есть умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать  работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение  ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Существует множество  различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности  учащихся в обучении. Первое направление  берет начало еще в древности. Его представителями можно считать  еще древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. [16, с.67].

В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами  исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя  современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей  всестороннего развития человека наших  дней.

Изучая сущность самостоятельной  работы в теоретическом плане, выделяется три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов в 60-е годы обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Второе направление берет  свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную  деятельность. При этом предметом  теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь  преподавание, деятельность учителя  без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области  применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных  звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства  и самостоятельности школьника  в учебном познании. Практика обучения во многом обогатилась так же содержательными  материалами для организации  самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Третье направление характеризуется  тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались  в русле психолого-педагогического  направления, были направлены на выявление  сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях  в исследовании этого направления  самостоятельной деятельности школьника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.

Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

Первая группа:

1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;

Информация о работе Использование зрительных опор