Использование зрительных опор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3

Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Жанны провер - копия.docx

— 289.37 Кб (Скачать файл)

2) оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

3) результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.

Вторая группа:

1) содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

2) процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;

3) мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности.

Собственно процесс самостоятельной  деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) –  результат.

Итак, в социальном плане  самостоятельная деятельность может  рассматриваться в очень широком  спектре. В любом отношении личности к окружающему миру, в любом  виде ее конкретного взаимодействия со средой.

В зависимости от места  выполнения, самостоятельную работу разделяют на выполняемую:

  1. в классе (лаборатории, кабинете, мастерской или другом каком-либо школьном помещении);
  2. во время внеклассного или внешкольного учебного мероприятия (на пришкольном опытном участке, на географической площадке, на экскурсии и так далее)
  3. дома.

Особенно «популярной» среди  дидактов и методистов оказалась  классификация видов самостоятельной  работы, основанных на источниках знаний. Это - работа с учебной книгой, газетой  дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и так далее. В наиболее завершенном виде такая  классификация разработана В.П. Стрезикозиным. Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

1) работа с учебной  книгой (разновидности - составление  плана отдельных глав, ответы  на вопросы учителя, анализ  идейного содержания или художественных  особенностей произведения по  вопросам учителя, характеристика  действующих лиц, работа над  документами и другими первоисточниками  и так далее);

2) работа со справочной  литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям  знаний и народного хозяйства,  словари, энциклопедии и прочее);

3) решение и составление  задач;

4) учебные упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным  впечатлениям и так далее);

6) наблюдения и лабораторные  работы (работа с гербаризированным  материалом, коллекциями минералов,  наблюдение природных явлений  и их объяснение, ознакомление  с механизмами и машинами по  моделям и в натуре и другие).

7)работа, связанная с использованием  раздаточного материала (комплекты  картинок, фигур, кубиков и так  далее;

8) графические работы [24, c. 126].

Нужно учитывать, что классификация  самостоятельных работ по источникам знаний является вспомогательной, так  как не может быть заданий просто работать с книгой, таблицей, картой и тому подобное. Всегда ставится содержательная цель.

Приведённая классификация  видов самостоятельной работы отражает ее внешнюю сторону или, если говорить с точки зрения деятельности учителя, управленческую сторону этого понятия. Такая классификация имеют определенную ценность, поскольку показывает многообразие способов включения самостоятельной  работы в учебную деятельность учащихся. Однако такой подход к классификации  односторонен. Он не раскрывает внутреннего  содержания работы, оставляя в тени уровень мыслительной активности школьников. Это понимали многие ведущие дидакты  и пытались как-то совместить обе  стороны содержания самостоятельной  работы. Наиболее характерна в этом отношении классификация, разработанная  Б.П. Есиповым. Исходным ее принципом  было избрано дидактическое назначение. Поэтому виды самостоятельной работы выделяются по основным звеньям учебного процесса. Вместе с тем, характеризуя выделенные им виды самостоятельной  работы, Б.П. Есипов пытался показать протяженность трудности и проблемности в каждом из этих видов и внутреннюю динамику мыслительной деятельности учеников. [8, c. 92]

При  построении  системы  самостоятельных  работ  в  качестве  основных

дидактических требований выдвинуты  следующие:

1. Система самостоятельных  работ должна  способствовать  решению  основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию  у  них  познавательных  способностей,   формированию   умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2. Система должна удовлетворять  основным принципам  дидактики,  и,  прежде всего принципам доступности и систематичности,   связи   теории   с    практикой, сознательной и творческой активности, принципу  обучения  на высоком научном уровне.

3. Входящие в систему  работы должны быть разнообразны  по  учебной  цели  и содержанию, чтобы  обеспечить  формирование  у  учащихся  разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность выполнения  домашних и классных самостоятельных  работ   логически вытекало  из  предыдущих  и  готовило  почву  для  выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются  не только «ближние», но и  «дальние»  связи.  Успех  решения  этой  задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от  того, как он понимает значение и место  каждой  отдельной  работы  в  системе    работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их  мышления  и других качеств.

    Однако одна  система не определяет успеха работы учителя по формированииу учеников знаний, умений и навыков. Для  этого  нужно  еще  знать  основные

принципы,   руководствуясь   которыми   можно    обеспечить    эффективность

самостоятельных  работ,  а  также  методику  руководства  отдельными  видами

самостоятельных работ.

    Эффективность  самостоятельной работы  достигается,  если  она  является

одним их составных, органических элементов  учебного  процесса,  и  для  нее

предусматривается специальное  время на каждом  уроке,  если  она  проводится

планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

    Только при  этом условии у учащихся вырабатываются  устойчивые  умения  и

навыки в выполнении различных  видов самостоятельной  работы  и  наращиваются

темпы в ее выполнении.

    При отборе  видов самостоятельной работы, при  определении  ее  объема  и

содержания следует руководствоваться,  как  и  во  всем  процессе  обучения,

основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом  деле  имеют

принцип доступности и  систематичности, связь  теории  с  практикой,  принцип

постепенности в нарастании  трудностей,  принцип  творческой  активности,  а

также  принцип  дифференцированного  подхода  к  учащимся.  Применение  этих

принципов   к   руководству   самостоятельной   работой   имеет    следующие

особенности:

1. Самостоятельная работа  должна  носить  целенаправленный  характер.  Это

    достигается   четкой   формулировкой   цели   работы.   Задача   учителя

    заключается в  том, чтобы  найти  такую   формулировку  задания,  которая

    вызывала бы  у школьников интерес к работе  и стремление выполнить ее  как

    можно лучше.  Учащиеся  должны  ясно  представлять,  в  чем  заключается

    задача и каким  образом будет проверяться   ее  выполнение.  Это  придает

    работе учащихся  осмысленный, целенаправленный характер, и  способствует

    более успешному  ее выполнению.

    Недооценка указанного  требования приводит  к  тому,  что  учащиеся,  не

поняв цели работы, делают не то, что нужно,  или  вынуждены  в  процессе  ее

выполнения  многократно  обращаться  за  разъяснением  к  учителю.  Все  это

приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня  самостоятельности

учащихся в работе.

2. Самостоятельная работа  должна  быть  действительно   самостоятельной  и

    побуждать ученика  при ее выполнении работать  напряженно.  Однако  здесь

    нельзя допускать  крайностей: содержание и объем  самостоятельной работы,

    предлагаемой  на каждом  этапе  обучения,  должны  быть  посильными  для

    учащихся, а сами  ученики — подготовлены  к   выполнению  самостоятельной

    работы теоретически  и практически.

3. На  первых  парах   у  учащихся  нужно  сформировать  простейшие  навыки

    самостоятельной  работы (выполнение схем и чертежей, простых  измерений,

    решения несложных  задач и т.п.). В этом случае  самостоятельной  работе

    учащихся  должен  предшествовать  наглядный  показ   приемов  работы   с

    учителем, сопровождаемый  четкими объяснениями, записями  на доске.

    Самостоятельная  работа,  выполненная  учащимися   после  показа  приемов

работы   учителем,   носит   характер   подражания.   Она    не    развивает

самостоятельности в подлинном  смысле слова, но  имеет  важное  значение  для

формирования  более  сложных  навыков  и   умений,   более   высокой   формы

самостоятельности,   при    которой    учащиеся    оказываются    способными

разрабатывать  и  применять  свои  методы   решения   задач   учебного   или

производственного характера.

4. Для самостоятельной  работы нужно предлагать такие   задания,  выполнение

    которых не  допускает действия по готовым  рецептам и шаблону, а  требует

    применения  знаний   в   новой   ситуации.   Только   в   этом   случае

    самостоятельная   работа   способствует   формированию   инициативы   и

    познавательных  способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной   работы  необходимо  учитывать,  что  для

    овладения знаниями, умениями и навыками различными  учащимися  требуется

    разное время.  Осуществлять это можно путем  дифференцированного  подхода

    к учащимся.

    Наблюдая за  ходом работы класса в целом  и отдельных  учащихся,  учитель

должен вовремя переключать  успешно справившихся с  заданиями  на  выполнение

более сложных. Некоторым  учащимся количество тренировочных  упражнений  можно

свести до минимума.  Другим  дать  значительно  больше  таких  упражнений  в

различных вариациях, чтобы  они усвоили  новое  правило  или  новый  закон  и

научились самостоятельно применять  его  к  решению  учебных  задач.  Перевод

такой группы учащихся  на  выполнение  более  сложных  заданий  должен  быть

своевременным.  Здесь  вредна  излишняя  торопливость,   как   и   чрезмерно

продолжительное «топтание  на  месте»,  не  продвигающее  учащихся  вперед  в

познании нового, в овладении  умениями и навыками.

6. Задания,  предлагаемые  для  самостоятельной  работы,  должны  вызывать

    интерес  учащихся.   Он   достигается   новизной   выдвигаемых   задач,

    необычностью  их содержания, раскрытием  перед   учащимися  практического

    значения  предлагаемой  задачи  или  метода,  которым   нужно  овладеть.

    Учащиеся всегда  проявляют большой интерес к  самостоятельным работам,  в

    процессе выполнения  которых они исследуют предметы  и явления.

7. Самостоятельные работы  учащихся необходимо планомерно  и  систематически

    включать в  учебный  процесс.  Только  при   этом  условии  у  них   будут

    вырабатываться  твердые умения и навыки.

    Результаты  работы  в  этом  деле  оказываются   более  ощутимы,   когда

привитием  навыков  самостоятельной  работы  у  школьников  занимается  весь

Информация о работе Использование зрительных опор