Использование зрительных опор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3

Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Жанны провер - копия.docx

— 289.37 Кб (Скачать файл)

1. Знания, умения, навыки.

2. Способности, организованность.

3. Мотивы учения (ведущий  из которых − познавательный  интерес).

4. Научное мировоззрение.

5. Высокие моральные качества  личности.

Некоторые дидакты рассматривают  познавательную самостоятельность  не только в широком, но и в узком  смысле слова. Например, Т.И.Шамова указывает  на то, что познавательной самостоятельностью школьника является такое качество его личности, как готовность своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую  деятельность. Это качество личности определяется следующими органическим единством сторон:

1. Побудительный (мотивы  самостоятельного учения);

2. Содержательной (опорные  знания);

3. Технической (методы  познавательной деятельности).

Говоря о психолого-педагогической сущности системы самостоятельности  школьника на уроке, автор подробно останавливается на технической  её стороне [28, с.75].

Познавательная самостоятельность  проявляется в готовности к поисковой  работе на основе собственных знаний. Но она не включает наличия показательных  путей и рациональных способов умственных действий (умений контролировать себя, спорить с самим собой, обосновывать).

Роль учителя в формировании самостоятельности как черты  личности учащегося понимается сейчас как активная, целенаправленная, последовательная работа по развитию у школьников творческой познавательной самостоятельности. При  этом должна быть достаточно высока активность учителя в организации самостоятельной  работы. Учитель ставит цель, продумывает  процесс самостоятельной работы и средства на пути к цели; с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей определяет методы и приемы, которые обеспечат успех в работе.

Самостоятельная работа учащихся начальных классов является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без неё невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения ребёнка.

Рационально сочетать методы самостоятельной работы с другими  методами обучения. Например, путём  увеличения доли самостоятельных практических работ, самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, осуществления самостоятельных  индуктивных и дедуктивных умозаключений.

Во всех случаях, когда  учитель хочет особенно активно  развивать учебную самостоятельность  младших школьников, умения рационально  учиться, он отдаёт предпочтение самостоятельным  работам, которые будут доминировать в сочетании с другими методами обучения, оттеняя самостоятельную  активность учащихся. В этом случае ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства  со стороны педагога, хотя пользуется его заданием (инструкцией), но при  этом проявляет свою инициативу.

Все виды самостоятельной  деятельности младших школьников имеют  большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с  книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное ─ это самостоятельные  творческие работы, требующие большей  активности, работоспособности.

По определению самостоятельная  работа в процессе обучения младших  школьников должна научить ребят  думать, добывать самостоятельно знания, возбуждать интерес к обучению в  школе.

Из изложенного выше ясно, что самостоятельная работа имеет  большое значение в обучении школьников.

Многими самостоятельная  работа понимается как деятельность ученика без непосредственной помощи учителя. Сущность её видят в том, что ученик сам читает, сам пишет, сам слушает, сам решает, сам отвечает и тому подобное. Здесь главное ─ самодеятельность ученика. При этом важно, что ученик действует сам.

Другие считают, что самостоятельная  работа ученика должна пониматься как  деятельность, требующая умственного  напряжения. Это понимание современное  и перспективное, хотя и базируется оно на том, что ученик всё делает сам. Однако принципиальность отличия  в том, что учитывается характер познавательной деятельности ученика, её напряжённость.

Наблюдаются разночтения  и в определении классификационных  признаков самостоятельных работ  и в условиях их организации.

Единство мнений учёных и  практиков наблюдается в перечне  признаков самостоятельной работы:

─ наличие задания учителя;

─ наличие времени для  его выполнения;

─ наличие результата в  виде устных ответов, письменных и графических  работ;

─ необходимость умственного  напряжения;

─ обеспечение обучения учащихся творческому применению знаний и умению их добывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Педагогические условия организации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира

 

Проблема формирования самостоятельных познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Я.А Каменский писал: «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности» [12, с. 126] .

Педагогические условия, способствующие развитию познавательного интереса:

1. Развитию познавательного  интереса, любви к изучаемому  предмету и к самому процессу  умственного труда способствует  такая организация обучения, при  которой ученик вовлекается в  процесс самостоятельного поиска  и “открытия” новых знаний, решает  задачи проблемного характера.  Проблемно – поисковые, деятельностные  технологии обучения широко применяются  нашими учителями начальных классов,  работающими по образовательной системе «Школа 2100».

2. Для появления интереса  к изучаемому предмету необходимо  понимание нужности, важности, целесообразности  изучения предмета в целом  и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый  материал связан с усвоенными  ранее знаниями, тем он интереснее  для учащихся. Связь изучаемого  с интересами, уже существовавшими  у школьника ранее, также способствует  повышению интереса к новому  материалу.

4. Ни слишком лёгкий, ни  слишком трудный материал не  вызывает интереса. Обучение должно  быть трудным, но посильным  (это условие очень хорошо выполняется в программе «Математика» Л. Г. Петерсон).

5. Чем чаще проверяется  и оценивается работа школьника  (в том числе им самим, обучающими  устройствами), тем интереснее ему  работать.

Задача школы состоит  в том, чтобы давать определенный минимум знаний - фактов, положений, истин научных, технических, политических, эстетических. Но самое главное - научить  школьника овладевать методами добывания  знаний, приемами исследования и логикой  научного мышления, закономерностями познания. Для этого нужно учить  детей самостоятельности.

Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой  обучения.

1. Чтобы они имели знания  и умения, которыми потребуется  самостоятельно пользоваться.

2. Каждый новый для  них вид работы они сначала  осваивают при непосредственном  участии учителя, который их  обучает соответствующим приемам  и порядку действий.

3. Работа, не требующая  никакого умственного напряжения  от учащихся, не рассчитанная  на проявление ими сообразительности,  не будет самостоятельной. Она  не будет иметь развивающего  значения.

4. Задание должно даваться  так, чтобы учащиеся восприняли  его как свою собственную познавательную  или практическую цель и активно  стремились к лучшим успехам.

5. Если в классе есть  ученики, для которых вообще  задание по какой-либо причине  непосильно, то этим ученикам  учитель дает особые, индивидуальные  задания. 

Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать  знания, овладевать умениями, применять  их в жизни. Существуют требования к  самостоятельной работе:

1) обучать школьников  на уроках правильным, рациональным  приемам самостоятельной работы;

2) следить, чтобы у учащихся  не было перегрузки, вызванной  этими заданиями; 

3) использовать время  на уроках с максимальной продуктивностью [35, 46].

Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без  перехода на личность ребёнка. Кроме  того, сначала надо отметить достоинства  ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза «было бы лучше, если…».

6. Важную роль в стимулировании  познавательного интереса имеет  позитивная психологическая атмосфера  урока, выбор демократического  стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо  от их учебных успехов, преобладание  побуждения, поощрения, понимания  и поддержки. Психологическое  поглаживание учеников: приветствие,  проявление внимания к возможно  большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

7. Чем младше ребёнок,  тем больше материал должен  подаваться в образной форме.  Недаром И.Г. Песталоцци принцип  наглядности назвал «золотым правилом» дидактики.

8. обучении должны создаваться  возможности для творчества, необходима  дифференциация обучения.

9. Создание на уроке  ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания  ситуации успеха – определённость  домашнего задания. Ученики чётко  должны знать, что если они  выполнят задание в полном  объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов,  ответы на вопросы), то их ответ  будет успешным. Для этого каждый  урок оговаривается, что и как  следует подготовить дома.

Стимулирование познавательной активности учащихся в начальных  классах.

Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).

Наглядность.

Творческие работы по разным предметам.

Участие в предметных олимпиадах.

Научно-исследовательская  деятельность.

Проектная деятельность учащихся.

Внеклассные мероприятия  по предметам.

Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).

Дифференциация (разноуровневые задания).

Использование различных  педагогических технологий:

- игровые,

- личностно-ориентированные,

- развивающие,

- проблемное обучение,

- компьютерные.

Интегрированные уроки.

Карточки, перфокарты для  индивидуальной работы.

Как пишут педагоги, психологи  и учителя, для успешной организации учебной деятельности на уроках окружающего мира следует учитывать следующие положения:

  1. Выделение основных понятий и учебной задачи урока.
  2. Полная умственная нагрузка всех учащихся класса в течение урока.
  3. Разнообразие структуры и методов обучения.
  4. Использование, по возможности, на каждом уроке окружающего мира натуральных наглядных пособий и практических методов обучения.
  5. Знание учителем психических особенностей младшего школьника, а поэтому применение физкультминуток и дидактических игр.
  6. Использование на уроках окружающего мира самостоятельной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работа с дополнительной литературой.

В начальной школе только 5% учебного времени приходится на уроки  окружающего мира. За такое небольшое  число уроков учащиеся должны усвоить  основы важного пропедевтического  предмета – окружающего мира, формирующего мировоззрение и экологическую  культуру. Чем сложнее содержание предмета и меньше число уроков, приходящихся на него, тем больше роль каждого урока, тем эффективнее  должна быть организована учебная деятельность.

В работах ученого-педагога Г.М.Муртазина сказано, что активизировать – это значит целенаправленно  усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их, затрачивать энергию, прилагать  волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

Выдающийся ученый-педагог  М.Н.Скаткин предлагает следующие  способы активизации учебной самостоятельной познавательной деятельности:

  • проблемное изложение знаний;
  • дискуссия;
  • комментированные упражнения;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • творческая работа учащихся;
  • коллективная познавательная деятельность;
  • формирование стимулов к учению и другие.

Информация о работе Использование зрительных опор