Использование зрительных опор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3

Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Жанны провер - копия.docx

— 289.37 Кб (Скачать файл)

Не отрицая пути активизации, выдвинутые М.Н.Скаткиным, можно выделить для уроков окружающего мира еще  ряд способов активизации:

  • игровые методы,
  • обучение приемам познания живой природы,
  • организация предметных действий через введение в урок рисования и моделирования,
  • введение в урок занимательности,
  • проведение нетрадиционных уроков природоведения и др [19, c. 48].

По определению И.Г. Подласого нетрадиционный (нестандартный) урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

Мнения педагогов о  нетрадиционных уроках расходятся: одни видят в них правильный шаг  в направлении демократизации школы, а другие считают такие уроки  нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.

Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности, на уроках окружающего мира. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, что осложняет работу учителя. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки.

Экспериментальные исследования, проведенные в школах Новокузнецка, Новокузнецкого района по использованию  нетрадиционных уроков как нового типа уроков окружающего мира, показали в основном положительные результаты. Исходя из анализа работ педагогов и психологов, можно сказать, что нетрадиционные уроки:

  • способствуют реализации познавательных целей обучения, повышают производительность труда учащихся;
  • приучают детей к самостоятельности, активности в общении с товарищами, ответственности;
  • дают прекрасные возможности для развития мышления, воображения, устной речи младшего школьника;
  • делают объективным процесс самооценки и оценки других учащихся;

повышают познавательный интерес к окружающему миру, способствуют формированию прочных знаний о природе.

Методы инструктирования организации самостоятельной работы учащихся следует видоизменять с  тем, чтобы постепенно предоставлять  учащимся больше самостоятельности. Нужно  идти от показа образца и расчлененного  инструктирования по отдельным частям задания к предъявлению инструкций, требующих от учащихся самостоятельных  поисков некоторых материалов, средств, действий, а также инструкций, открывающих  возможности для творчества школьников. Надо также практиковать и планирование работы самими учащимися под руководством учителя. Необходимо всемерно способствовать развитию у школьников конструктивных способностей, поощряя их инициативу в различных областях творческой деятельности.

Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков окружающего  мира:

Урок – консультация

Урок – «Лесная газета»

Урок – соревнование

Урок-викторина

Урок – «Следствие ведут  знатоки»

Интегрированный урок

Урок – «Эврика»

Коллективный урок и др.

Таким образом, организация познавательной деятельности на уроках окружающего мира зависит от педагогических условий.

 

 

 

Выводы по I главе

Античный  философ Сократ пишет, что развитие мышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности - путем самопознания.

Таким образом, самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации

В.П. Стрезикозиным виды самостоятельной учебной работы школьников:

1) работа с учебной  книгой (разновидности - составление  плана отдельных глав, ответы  на вопросы учителя, анализ  идейного содержания или художественных  особенностей произведения по  вопросам учителя, характеристика  действующих лиц, работа над  документами и другими первоисточниками  и так далее);

2) работа со справочной  литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям  знаний и народного хозяйства,  словари, энциклопедии и прочее);

3) решение и составление  задач;

4) учебные упражнения;

5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным  впечатлениям и так далее);

6) наблюдения и лабораторные  работы (работа с гербаризированным  материалом, коллекциями минералов,  наблюдение природных явлений  и их объяснение, ознакомление  с механизмами и машинами по  моделям и в натуре и другие).

7)работа, связанная с использованием  раздаточного материала (комплекты  картинок, фигур, кубиков и так  далее;

8) графические работы.

Педагоги выделяют следующие  способы активизации учебной самостоятельной познавательной деятельности:

  • проблемное изложение знаний;
  • дискуссия;
  • комментированные упражнения;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • творческая работа учащихся;
  • коллективная познавательная деятельность;
  • формирование стимулов к учению и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»

 

2.1. Диагностика уровня самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»

 

Для проверки эффективности исследовательской работы нами был проведен эксперимент на базе МОБУ «Далырская средняя общеобразовательная школа» Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) в   двух классах, во 2-м и 4-м. Количество учащихя по классам:

Класс

Общее количество

Из них мальчики

Из них девочки

1.

2

14

6

8

3.

4

17

7

10


 

В эксперименте приняли участие 18 учащихся начальной школы МОБУ «Далырская средняя общеобразовательная школа».

Цель констатирующего  этапа -  определение уровня самостоятельности  при добывании информации на уроках «Окружающий мир».

Задачи эксперимента:

- проверить знания, умения, навыки учащихся по предмету «Окружающий мир»;

- определить уровень самостоятельности  на уроках;

- проверить как работают  с другими источниками, кроме  учебника.

- наблюдение за поведением  во время уроков;

Для реализации констатирующего  эксперимента использовались следующие методы:

-анализ планирования  учебного материала: источники,  литература, организация проведения  самостоятельной работы по предмету  «Окружающий мир»;

-наблюдение, беседа с  учащимися;

- контрольные срезы;

- проведение самостоятельных  работ;

- обработка полученных  результатов.

Для определения уровня самостоятельного добывания информации с разных источников нами был проведен контрольный срез для учащихся 2-4 классов.

Ребятам были даны энциклопедии, учебники, словари.

Методика 1. Тест на проверку работы с другими источниками.

Цель: проверка работы учащихся с другими источниками.

2 класс – Тест «Мир  глазами астронома»

4 класс – Тест «Мир глазами географа»

Эти темы учащиеся ранее  не проходили. Цель работы учащихся –  с помощью энциклопедий, словарей, книг, найти ответ (конкретные книги  не предлагались). Тесты состояли из 10 вопросов.

Оборудование: энциклопедии, бланк с тестовыми заданиями, учебники, словари.

2 класс – Тест «Мир  глазами астронома»

«Мир глазами астронома»

 

  1. Что такое астрономия?

а) наука о Вселенной

б) наука о строении человека

в) наука о растениях

 

  1. Что такое Вселенная?

а) необъятное пространство со звёздами, планеты и другие небесные тела

б) звёзды и планеты, которые мы видим в небе

в) все планеты, обращающиеся вокруг Солнца

  1. Что такое Солнце?

а) планета

б) звезда

в)созвездие

   4.Что такое Земля?

а) созвездие

б) звезда

в) планета

 

  1. Каковы размеры Земли по отношению к Солнцу?

а) Земля больше Солнца

б) Земля меньше Солнца

в) Они одинаковы по размеру. Рис.3

6. Сколько планет вращается вокруг Солнца?

а) 7 планет

б) 9 планет

в) 11 планет

 

7. На каком расстоянии  Земля находится от Солнца?

а)50 млн км

б) 100 млн км

в) 150 млн км

8.Какая температура на поверхности Солнца?

а) 6 тыс. градусов

б) 8 тыс. градусов

в) 10 тыс. градусов

9. Как называется остывшее  небесное тело?

а) комета

б) метеорит

в) планета

10. Как называется каменно-металлическая  масса, падающая на Землю из межпланетного пространства?

а) комета

б) метеорит

в) планета 

 

Ответы: 1-а, 2-а, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-в, 8-а, 9-в, 10-б

 

 

4 класс– Тест «Мир глазами географа»

 

1.Что нельзя определить по политической карте?

а)границы государства

б)столицу государства 

в) высоту гор

 

2.Что на физической  карте отмечено зелёным цветом?

а) горы

б)моря

в)равнины

 

3.Как называются обширные  пространства земли, омываемые морями и океанами?

а) материки

б)государства

в) острова

 

4. Каким цветом на физической карте отмечены водоёмы?

а) жёлтым

б) зелёным 

в) синим

 

5.Что является уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

 

 а) карта   б) глобус   в) план

 

 

  1. Что такое география?

а) наука о вселенной

б) наука о Земле 

в)наука о человеке

 

 

  1. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария?

а) экватор

б) земная ось

в) меридиан

 

  1. Как называются части океана, большие водные пространства с горько-соленой водой?

а) река

б) озеро

в) море

9. В какой стране появилась первая географическая карта?

а) в Древней Греции

б) в Германии

в) в Италии

 

10.В какой стране появился первый глобус?

а) в Древней Греции

б) в Германии

в) в Италии

 

Ответы: 1-а, 2-в, 3-а, 4-в, 5-а, 6-б, 7-а, 8-в, 9-а, 10-б.

Для определения самостоятельности  при выборе правильного источника, мы понятия «сразу нашел нужный источник», «долго искал и нашел источник», «не нашел».

Умение находить самостоятельно любую информацию за короткое время  – признак самостоятельности, умения работать с любым источником. В  настоящее время школа должна воспитать не только эрудированных, умных учащихся, но и самостоятельных  личностей. Только самостоятельный  человек найдет правильный путь в  жизни, найдет ответы на любые вопросы.

 

Таблица 1.

Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию

 во 2-м классе:

1.

Результаты

Количество детей

% от общего количества  детей в классе

1.

«сразу нашел нужный источник»,

3 (девочки)

21%

2.

«долго искал и нашел  источник»

5 (4 девочки и 1 мальчик)

35%

3.

«не нашел».

6 (1 девочка и 5 мальчиков)

44%


 

Таблица показывает, что 6 учащихся, это 44% от общего количества детей, самостоятельно не нашли нужный источник. Нужную энциклопедию нашли только 3 учащихся, все девочки. 5 учащихся с трудом нашли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1.

 

 

Как показывает диаграмма, 44% класса не умеют самостоятельно находить нужную информацию. Энциклопедию «Астрономия» сразу нашли 21% от общего количества учащихся, что показывает низкий уровень. Ответы учащихся оценивали по уровням  «высокий», «средний», «низкий». Высокому уровню соответствует 10-9 баллов, среднему – 8-6 баллов, низкому – 5 и меньше. 1 правильный ответ – 1 балл.

Информация о работе Использование зрительных опор