Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:27, курсовая работа
Актуальность исследования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы. В психолого-педагогическом плане одной из основных тенденций совершенствования образовательного процесса является переход от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения, содержание которых направлено на развитие личности ученика и предполагает максимальную реализацию его активности, инициативности в процессе обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...….3
Глава I. Теоретические основы самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
1.1. Самостоятельная работа учащихся как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..…...7
1.2.Деятельностная теория учения как основа организации самостоятельной работы младших школьников ………………………………………..…….…16
1.3.Педагогические условия организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»…………………..………….22
Выводы по I главе…………………………………………………………..….27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации самостоятельной работы младших школьников по предмету «Окружающий мир»
2.1. Диагностика сформированности самостоятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»…………………………………
2.2. Разработка и содержание самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»…………………………………………………………..
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………..
Выводы по II главе……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 2.
Диагностика знаний
1. |
Уровень |
Количество детей |
% от общего количества детей |
1. |
Высокий |
2 |
14% |
2. |
Средний |
6 |
42% |
3. |
Низкий |
6 |
44% |
Диаграмма №2.
Как показывает диаграмма, 44% класса показали низкий уровень, не смогли самостоятельно найти информацию и ответить на тестовые вопросы. 42% средний уровень. Причина – неумение работать самостоятельно, самостоятельно находить информацию в источниках.
Таблица 3.
Диагностика умения самостоятельно добывать нужную информацию во 4-м классе:
1. |
Результаты |
Количество детей |
% от общего количества детей в классе |
1. |
«сразу нашел нужный источник», |
5 |
29% |
2. |
«долго искал и нашел источник» |
7 |
42% |
3. |
«не нашел». |
5 |
29% |
29% учащихся сразу нашли
нужную энциклопедию, 42% с трудом
в конце выбрали нужный
Диаграмма
Как показывает ответ учащихся, выпускники начальной школы не умеют работать самостоятельно с источниками, находить информацию.
По количеству правильных ответов оценивали по уровням «высокий», «средний», «низкий».
Диагностика знаний учащихся 4-го класса
1. |
Уровень |
Количество детей |
% от общего количества детей |
1. |
Высокий |
3 |
17% |
2. |
Средний |
9 |
52% |
3. |
Низкий |
5 |
31% |
Следовательно, большая половина класса, 9 учащихся, показали средний уровень. Знания 17% учащихся высокие, 31% низкий.
31% учащихся от общего числа класса не ответили на вопросы, потому что не нашли нужный источник, не умеют работать самостоятельно с источниками.
Таким образом, учащиеся 2 и 4 классов не умеют самостоятельно работать с книгами, находить нужные вопросы. Наблюдение во время работы показывает, что учащиеся спрашивали друг у друга, ждут, когда учитель им скажет какую книгу и какую страницу открыть.
2.2. Разработка и организация самостоятельных работ по предмету «Окружающий мир»
Особенностью данного
курса является реализация интегрированного
подхода к ознакомлению с окружающим
миром. Познание природы осуществляется
во взаимосвязи социально-
Образовательные цели курса разработаны в русле концепции обновления содержания общего среднего образования (начальное звено) исходя из приоритетности задачи общего развития личности младшего школьника, его познавательных и духовных потребностей. Усвоение знаний перестает быть самоцелью и выступает как средство развития личности.
Целью изучения курса является
формирование у учащихся начальных
классов широкой целостной
Задачами данного курса
являются освоение знаний об объектах,
явлениях, закономерностях окружающего
мира и методах их познания, ознакомление
с проблемами взаимодействия человека
с природой, развитие кругозора, наблюдательности,
мышления детей, воспитание бережного
отношения и любви к природе,
формирование навыков экологически
грамотного поведения, нравственных норм
отношений младших школьников, а
также предусмотрено
При изучении учебного материала большое место занимают непосредственные наблюдения учащимися природных объектов и явлений, жизни окружающих людей, знакомство с памятниками духовной и материальной культуры, экскурсии в музеи, библиотеки, к памятным историческим местам.
Программа курса соответствует обязательному минимуму содержания образования. Основаниями отбора содержания и конструирования методической системы учебника служил принцип вариативно-личностной организации обучения. Этот подход обеспечивает вариативность методических приемов, программирует многообразие познавательной деятельности школьников в процессе овладения содержанием. Благодаря вариативности приемов и заданий в учебнике обеспечиваются дифференциация и индивидуализация обучения в соответствии с разным уровнем развития учащихся, познавательными потребностями разных групп школьников, их личностными особенностями .
Средства учебника включают
всех учащихся в деятельность, направленную
на развитие самостоятельного подхода
к добыванию знаний. Разработанная
в учебнике система приемов и
заданий моделирует разнообразные
виды деятельности, которые "проживает"
ученик, – в интеллектуальной сфере
(анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение,
поиск решений, "открытия"), духовной
(оценочной, рефлексирующей), практической,
коммуникативной (участие во фронтальной
классной работе, общих дискуссиях,
диалоги с учителем, работа в группах,
защита коллективно разработанного
проекта, диалоги с одноклассниками).
Большое место в учебной
Программный материал курса представлен в двух частях учебника и структурирован по разделам. В начале раздела дается краткое проспектное содержание раскрываемых тем.
В учебник включены основные тексты по программным темам курса, а также тексты дополнительного содержания (отмечены звездочкой *) для расширения кругозора, развития познавательных интересов школьников. Учебник рассчитан на разную динамику продвижения в овладении знаниями разных групп детей. Учитель может использовать текстовой материал для организации разнообразной работы по освоению содержания: выборочный анализ текстовой информации, формулирование выводов, обобщений, на оценочную деятельность, выражение рефлексирующей позиции к изучаемым фактам, явлениям, культурным и нравственным ценностям. Рассказы дополнительного содержания делают учебник более интересным для детей. Учитель использует их для самостоятельной подготовки учащимися небольших реферативных сообщений и включает в урок рассказы детей для обогащения содержания раскрываемой темы. Эти тексты используются также для формирования умений учащихся работать с литературными источниками, служат развитию речи, умению составить план рассказа, делать краткие записи, а также толково, ясно, сжато передать содержание текстовой информации для слушателей, выделить вопросы для обсуждения. Эти формы работы развивают коммуникативные навыки, умение вести содержательный диалог.
Текстовой материал учебника
предоставляет учителю
Авторы старались обеспечить эмоциональную окрашенность процесса познания окружающего мира. С этой целью в программу включены художественно-познавательные тексты, рубрики "Это интересно", "Для любознательных". В процессуальном блоке эту функцию выполняют проблемные задачи, предполагающие поиск, вариативость решений, задания, моделирующие "точки удивления", ситуации коллизий, переосмысление накопленных и вновь усваиваемых понятийных знаний. Приемы эмоциональной окрашенности обучения оказывают эффективное воздействие на усвоение содержания, обеспечивают комфортность учения, чувство успеха для разных групп детей, в том числе и для слабо подготовленных к обучению.
Разработанная система заданий обеспечивает дифференциацию обучения, программирует разнообразные виды деятельности, активизирует работу детей на уроке и при выполнении самостоятельных работ в домашних условиях. В учебнике разработаны задания на наблюдение, сравнение, моделирование связей природных объектов, на группировку, систематизацию, задания оценочного характера, проблемные задачи, практические работы, задания творческого характера. Новым подходом является построение заданий в задачной форме. С помощью заданий предусмотрено также формирование такого важного умения, как самоконтроль и самооценка, проверка результатов практических работ в сопоставлении с содержанием познавательных обобщающих текстов, а также взаимопроверка при работе в паре или группе учащихся. Указанные приемы формируют рефлексирующую позицию ученика. Разработанные задания дают возможность учителю организовать на уроке не только фронтальную, но и групповую работу, включить всех учеников в деятельность, направленную на развитие и самостоятельное добывание знаний.
В конце разделов учебника предусмотрены итоговые задания на повторение и закрепление материала. Они не только носят репродуктивный характер, но и предусматривают творческое осмысление, систематизацию учащимися полученной информации, ее практическое использование, оценку, связь с личным опытом ученика («Что ты узнал нового при изучении темы "Воздух"?»)
Красочные рисунки, слайды, схемы, модели с рисунками выполняют в учебнике познавательную и иллюстративную функции, служат источником получения учащимися новых знаний.
Таким образом, текстовой материал учебника и система заданий служат задаче активизации познавательной деятельности школьников, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся в процессе освоения содержания как в классе, так и в условиях домашней работы.
К методам самостоятельной работы ознакомления детей с природой, с окружающим миром и обществом относят: практические работы с природным и другим раздаточным материалом, проведение опытов, практическая деятельность (сбор листьев для гербария, семян для подкормки птиц зимой), моделирование (при изучении экологических связей), решение задач, выполнение творческих работ учащимися, упражнения (практические действия), зарисовки, вычерчивание плана, составление схем, работа с учебником, работа на пришкольном участке, инсценировки, драматизация, самонаблюдение, создание и решение различных ситуативных задач.
На уроках окружающего мира учитель показывает детям различные опыты. Содержание, представленное в учебнике, подсказывает, какие опыты целесообразно провести. Например, изучение темы «Вещества» связано с целой серией опытов по определению свойств различных веществ. Конечно, дети не раз в быту сталкивались со свойствами воды, глины, песка, сыпучих продуктов, жидких веществ, могут назвать некоторые свойства веществ (растворяет, растворяется, лепится, рассыпается и др.). Вместе с тем повторение этих опытов весьма полезно, потому что формирует у школьников общую характеристику понятия «свойство» и термины, ее определяющие, позволяет развивать умение сравнивать и делать самостоятельные выводы .
Например, учитель предлагает провести опыты с песком и глиной.
Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).
Используется следующее оборудование: стаканчики (из-под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.
Задания
1) С помощью увеличительного
стекла нужно рассмотреть
2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?