Использование устаревших слов в поэзии Булата Окуджавы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель проводимого исследования – выявить использование устаревших слов в поэзии Б. Окуджавы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить поэзию Булата Окуджавы.
2. Отобрать устаревшие слова.
2. Сделать морфологический разбор отобранных слов.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………...3
1. Использование устаревших слов в поэзии Булата Окуджавы………………..6
1.1. Историзмы……………………………………………………………………… 6
1.2. Архаизмы……………………………………………………………………….12
2. Морфологический разбор слов устаревшей лексики………………………..25
Заключение………………………………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………………………........41

Вложенные файлы: 1 файл

окуджава.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Вступление…………………………………………………………………………...3

1.   Использование  устаревших слов в поэзии Булата  Окуджавы………………..6

1.1. Историзмы………………………………………………………………………  6

1.2. Архаизмы……………………………………………………………………….12

2.    Морфологический  разбор слов устаревшей лексики………………………..25

Заключение………………………………………………………………………….40

Список литературы……………………………………………………………........41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

 

     Язык — хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений... Хорошо сказал об этом великий русский педагог К. Д. Ушинский: “Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое...”      

     Слово – основной элемент языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

     Лексика  (от греч. – относящийся к слову) – словарный состав языка. 

    Лексика русского языка удивительно многообразна. Она включает синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном значении. Эти языковые средства- фундамент построения различных поэтических тропов, фигур речи.

     Богатство русской лексики изучает лексикология. Лексикология обращает внимание прежде всего на значение слова.

     Лексическое значение  слова- закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

     Слово может иметь одно лексическое значение — тогда оно однозначно — или несколько (два и более) значений — такое слово называют многозначным.                     

     Однозначных слов в языке достаточно большое количество, но наиболее частотные, употребительные слова обычно многозначны. В многозначном слове выделяют прямое (основное) значение слова и переносные (производные) значения.

      Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение -княжение, столица, а сейчас оно имеет значение -предмет мебели.

     Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства. Например, у слова «осадок» прямое значение -твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания, а переносное значение - тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь.

      Омонимы- это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, слово «клуб»- шарообразная летучая дымчатая масса'(клуб дыма) и клуб - культурно-просветительское учреждение (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

     Синонимы - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

      Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

    Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

    Антонимы - это слова, противоположные по значению.

    Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

    Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек» антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

     Изменения в лексическом составе языка происходят постоянно: некоторые слова устаревают и уходят из языка, другие появляются — заимствуются или образуются по существующим моделям. Те слова, которые вышли из активного употребления, называются устаревшими.

   К устаревшей лексике относятся историзмы и архаизмы.

    Историзмы — это слова, которые перестали употребляться в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов и явлений: бурса, кафтан, посадник.

   Архаизмы — это слова, которые перешли в пассивный запас в связи с тем, что у обозначаемых ими — и существующих по сей день — предметов, явлений, понятий появились другие названия.

    Функции устаревших слов разнообразны. Они могут употребляться непосредственно для называния, обозначения соответствующих предметов, явлений. В художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для обозначения вышедших из употребления реалий, устаревших понятий, но и для создания определенного колорита эпохи. Устаревшие слова (преимущественно архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции – использоваться для создания торжественности текста.

       Булат Окуджава является одним из интереснейших поэтов –шестидесятников. 

  Наиболее характерной стороной поэзии Окуджавы является изысканная простота. Ей чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Эти стихи-песни создают целый художественный мир, который принимает слушателя, и лечит, и радует, и успокаивает, и бодрит. Немаловажную роль в этом играет и устаревшая лексика.

    Актуальность настоящего исследования обусловлена значимостью устаревшей лексики современного русского языка для придания произведениям  более полного, меткого, колоритного, философского содержания.

    Объектом исследования является поэзия Б. Окуджавы.

    Предметом исследования  являются слова устаревшей лексики.

    Основная цель проводимого исследования – выявить использование устаревших слов в поэзии Б. Окуджавы.

     Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 
       1. Изучить поэзию Булата Окуджавы.

       2. Отобрать  устаревшие  слова.

       2. Сделать морфологический разбор  отобранных слов.

     Научная новизна работы заключается в том, чтобы предпринять попытку дать характеристику устаревшей лексики ,использованной Булатом Окуджавой в своем поэтическом творчестве.

    Работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Использование устаревших слов в поэзии Булата Окуджавы

1.1. Историзмы

 

 

   Слушайте вы, инквизиторы!

 

На передней лошади едет император

                               в голубом кафтане.

Следом - дуэлянты, флигель-адъютанты.

                                         Блещут эполеты.

Все слабее звуки прежних клавесинов,

голоса былые. 

… 

Ехал всадник на коне.

 Артиллерия  орала.

 Танк стрелял. Душа сгорала.

 Виселица  на гумне... Иллюстрация к войне.

Кавалергарды, век недолог,

 и потому  так сладок он.

Поет труба, откинут полог

 и где-то  слышен сабель звон.

Еще рокочет голос струнный,

 но командир  уже в седле...

Все то же на ней из поплина

счастливое платье, все так же горяч ее взор,

устемленный в века...

Постепенно вступают штыки и мортиры-

Он на извозчиках катался,

циркачке чтобы угодить,

и соблазнить ее пытался,

 чтоб ей, конечно, угодить.

… 

Ах, Надя, Наденька, мне б за двугривенный

в любую сторону твоей души. 

  Когда затихают оркестры Земли

 и все  музыканты ложатся в постели,

 по Сивцеву  Вражку проходит шарманка-

 смешной, отставной, одноногий солдат.

  Лишь ползут из тишины, сердце разрывая,

 как извозчики войны, красные трамваи. 

..

Я в деревне Лазаревке живу,

 где налево  от ворот любых

 километры  лесов голубых,

 где направо  от любых ворот

 волчьих вотчин невпроворот. 

..

И он шагнул однажды,

 и там сгорел он ни за грош:

ведь был солдат бумажный. 

..

Дверям закрытым - грош цена,

замку цена - копейка. 

А ну, вельможи, оглянитесь! А ну-ка денежки на стол!.." 

Жандармов всех пошлем к чертям-

 мне самому  они приелись.....

..

Фонарщик был должен зажечь, 

да, наверное, спит,

фонарщик-то спит,

 моя радость... 

Мы берем их пальто, приглашаем к столу 

и признательные расточаем улыбки, 

но они очень скромно садятся в углу, 

извлекают  
свои допотопные скрипки, 

расправляют  
помятые сюртучки, 

поднимают  
над головами смычки, 

распрямляют  
свои вдохновенные усики... 

 

Я амбар –

            тебе,

а пожар-

                  себе.....

Истрепались знамена, карманы пусты,

ординарец безумен, денщик безобразен...

 Как пейзаж  поражения однообразен! 

Или это мелькнул за окном балаган ,

где бушует уездных страстей ураган,

 где играют  безвестные комедианты,

за гроши продавая судьбу и таланты,

 сами судьи  и сами себе музыканты…

И когда худосочне их сыновья

             лгут, преследуют кошек,

                                         наводняют базары,

матерям-то не каины  видяться- авели,

                    не дедалы икары!

 

То падая, то снова нарастая,

 как маленький  кораблик на волне,

 густую  грусть шарманка городская

 из глубины  двора дарила мне. 

..

Грош цена тому, кто встать над другим захочет.

… 

И утонченные как соловьи,

 гордые, как гренадеры,

что же надежные руки свои

 прячут  твои кавалеры? 

Во дворе, где каждый вечер все играла

                                                            радиола,

где пары танцевали, пыля,

 ребята  уважали очень Леньку Королева

 и присвоили  ему званье короля.

Царь и холоп - две крайности, мой милый. 

..

Как дети,

 мы все  забываем быстро,

обидчикам не помним мы обид,

 и ты  не верь, не верь в мое убийство:

другой поручик был тогда убит.

Забудешь первый праздник и позднюю  утрату,

 когда луны  колеса

                                затренькают по тракту,

 и силуэт совиный склонится с облучка,

 и прямо  в душу грянет

                                     простой романс сверчка.

Коротки наши лета молодые:

Информация о работе Использование устаревших слов в поэзии Булата Окуджавы