Историософские образы и мотивы в художественном мире С.А. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть уникальность историософской поэзии С. А. Есенина в контексте развития русской поэзии начала XX века. Для решения поставленной цели выдвинуты задачи:
- выявить историософские проблемы, мотивы в русской литературе;
- рассмотреть историософские образы и мотивы в поэмах С. А.
Есенина.
Ведущие понятия: историософия, историософский текст, эсхатологизм, утопизм, метаистория.
Методологической базой исследования являются работы В.В. Зеньковского, Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской, А. Валицкого.

Содержание

Введение………………………………………………………………. …..2
Глава I. Историософские проблемы и мотивы в русской литературе…………………………………………………………………….....4
Эсхатологизм и утопизм в контекстах историософии...……......4
Историософское осмысление русской революции………...........4
Русская историософская мысль…………………………………..7
Историософия в русской литературе……...……………………12

Глава II. Историософские образы и мотивы в поэмах С.А. Есенина………………………………………………………………………….17
2.1. Библейская эсхатология в поэме С.А. Есенина «Инония»…….18
2.2. Современная история и её мифологизация в произведениях
С. А. Есенина («Сорокоуст» и «Страна негодяев»)….............................……..22
2.3. Есенинская философия истории в поэме «Чёрный человек»..26
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая работа.docx

— 83.71 Кб (Скачать файл)

Чекистов - этимологически фамилия (псевдоним) восходит к аббревиатуре ЧК (Чрезвычайная комиссия) и используется как метафора, характеризующая героя. Кроме того, Замарашкин напоминает настоящую фамилию этого действующего лица - «Лейбман» и называет его «жидом». На основании этого, а также сходных биографических фактов («в Могилеве твой дом», «гражданин из Веймара») ряд исследователей считают прототипом комиссара Чекистова - Троцкого (Бронштейна) Льва (Лейбу) Давидовича (1879-1940) (см., например, Куняев Ст. и Куняев С. Сергей Есенин, с. 265), хотя образ Чекистова имеет, скорее, собирательный характер.

Номах - именем этого героя Есенин хотел озаглавить поэму, когда готовил к печати третий том своего Собрания ст. Редактор Собрания И. В. Евдокимов вспоминал о подготовке к печати третьего тома: «Остановились над поэмой «Страна негодяев». Есенин перелистал ее, быстро зачеркнул заглавие и красным карандашом написал: «Номах».

- Это что? - спросил я.

- Понимаешь, надо переменить заглавие. Номах - это Махно. И Чекистов, ты говорил, я согласен с тобой, выдуманная фамилия. Я переменю. И вообще я в корректуре кое-что исправлю.

- А мне жалко названия «Страна негодяев», - сказал я. – «Номах» очень искусственно.

Впоследствии он опять восстановил название «Страна негодяев».

Есенин использует также свое портретное сходство с героем и прототипом: Махно - блондин с синими ясными глазами, на основании этого сходства образ Номаха неправомерно трактуется как автобиографический.

Ряд ученых, прежде всего Г. Маквей, считают, что Есенин «эмоционально и интуитивно сочувствует крестьянскому бунтарю Номаху». Некоторые исследователи расшифровывают имя Номах как анаграмму Монаха, деревенского прозвища молодого Есенина.

Прототипом Рассветова, вероятно, явился видный советский деятель 20-х годов - Александр Михайлович Краснощеков (1880-1937) - Председатель Правительства и министр иностранных дел Дальневосточной республики - ДВР (1921), заместитель наркома финансов, член Президиума ВСНХ и Председатель правления Промбанка (1922-1923), с 1902 по 1917 годы жил в Америке. Свидетельством того, что фигура Краснощекова была в поле зрения Есенина при создании «Страны Негодяев», является связь основных реалий текста поэмы с действительными «американскими аналогиями»: золото и деньги, биржевые трюки, бизнесмены, маклера; дальневосточной тематикой: золотые прииски, экспресс с золотом, советский сыщик китаец Литза-Хун, а также определенное созвучие фамилий и имен героя и прототипа: Рассветов Никандр - Краснощеков Александр.

«Страна Негодяев» полностью была опубликована после смерти поэта. Тем не менее, благодаря выступлениям Есенина с чтением поэмы, она стала заметным фактом литературной жизни начала 20-х годов, причем не только в России, но и за рубежом. Наиболее ранняя оценка «Страны Негодяев» дана А. Ветлугиным вскоре после приезда Есенина в Берлин в июне 1922 г. в статье «Нежная болезнь». Определив сегодняшний путь Есенина как путь «к Большому Стилю», а нынешний задор как вторичный и плодовитый, носящий в себе «возможности гениальных завоеваний» [13].

Есенин многое и многое написал после «Пугачева». Теперь он заканчивает «Страну Негодяев» - произведение огромное и подлинное. Он уже начинает изживать свою нежную болезнь, он растет вглубь и ввысь. В судорогах, в бореньях, в муках смертных, словно сама Россия».

    1. Есенинская философия истории в поэме «Чёрный человек»

В поэме «Черный человек» (1923-1925) Есенин, наследуя традиции Федора Достоевского, использует мотив «двойничества», раскрывающий нравственную борьбу между добром и злом в душе человека. Сергей Есенин как бы возвращается к изобразительной предметности ранней лирики, олицетворяя зло в образе Черного человека. Образ Черного человека не исчезает из сознания Есенина (не случайно в поэме трость, брошенная в черного человека, лишь разбивает зеркало), усиливаются мотивы тоски и одиночества, чуждости кипящей вокруг жизни («Русь советская»). Образ родины воспринимался Есениным шире и глубже «октября и мая»: он видел историческую миссию отечества не в утверждении новой идеологии, а в продолжении и развитии великих гуманистических традиций, которые впитала в себя Россия [16; с. 145].

Историософские мотивы встречаются и в поэме С. А. Есенина «Черный человек», где черный человек - традиционный мифологический образ в мировой литературе. Один из обликов, который принимает черт, -персонаж русской народной демонологии. В Толковом словаре В. Даля «черный» - нечистый, дьявол, черт - «олицетворение зла, враг рода человеческого, нечистый, нéкошный, черная сила, сатана, дьявол, лукавый». С черными божествами было соединяемо все старое, безобразное, лукавое и злое; они враждебны жизни и ее нравственным основам. Сказки и былички о черте Есенин знал с детства.

Жизненный материал, отразившийся в поэме, также многообразен. Ряд исследователей ставит вопрос о прототипах «черного человека» в окружении Есенина тех лет, называя В. Г. Шершеневича и даже Н. А. Клюева, и толкуют поэму как «продуманный ответ тем, кто порочил нравственный облик Есенина и искажал его поэзию (как Крученых). «В «Черном человеке», - писал В. Г. Базанов, - не бред больного воображения, не галлюцинация, а защитительная речь, продуманный ответ тем, кто пытался скомпрометировать, нравственно уничтожить поэта. Поэма «Черный человек» написана под впечатлением пережитого, в минуты сильного эмоционального экстаза. Поэма слишком автобиографична, чтобы превращать ее в отвлеченное нравоучение, в обличение людских пороков, в ней слышится бунт против тех, кто преследует поэта».

В тексте имеется также косвенное сравнение «черного человека» с монахом («И, гнусавя надо мной, // Как над усопшим монах...», одеяние которого обыкновенно черное М. Никё соотносит монаха - «черного человека» с Монахом - деревенским прозвищем молодого Есенина [16].

Эту сравнительно небольшую поэму Сергей Есенин закончил в двадцать пятом году - это год его смерти. Раздумья о «днях, растраченных напрасно», неустроенность личной жизни - всё это тяжёлым бременем ложилось на душу поэта.

По началу, он положительно воспринимал революции, надеясь на улучшение жизни такой милой его сердцу деревне, но позже, как и многие деятели культуры и искусства, разочаровался в новой власти [14].

Сама структура поэмы, ритм и стиль разительно отличаются от произведений раннего периода его творчества. Последние - написаны гораздо более ярче, живее, красочнее. Тогда Есенин верил в светлое будущее, чего не скажешь о нём за некоторое время до смерти - это и пьянство, и больница, и неадекватное поведение. В «Чёрном человеке» поэт буквально изливал душу: «Сам не знаю, откуда взялась эта боль …Осыпает мозги алкоголь». «…читает мне жизнь какого-то прохвоста и забулдыги, нагоняя на душу тоску и страх» - можно предположить, что Есенин писал про себя, осмысливая пройденный жизненный путь. В качестве доказательства можно привести такие строки: «Был он изящен, к тому ж поэт… и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой и своею милою». А вот слова о Рязани, где родился и вырос Есенин: «…может, в Рязани, жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами».

Действительно не по себе становится от абстрактного образа «чёрного» человека: «Чёрный человек, чёрный, чёрный, чёрный человек… спать мне не даёт всю ночь…. Водит пальцем по мерзкой книге и, гнусавя надо мной, как над усопшим монах… » [13; с. 148].

Для создания атмосферы безысходности, автор использует оксюмороны: «…где-то плачет ночная зловещая птица»; «снег до дьявола чист». Очень удивляет и наличие неологизмов, что свойственно, главным образом, футуристам: «Копытливый стук» [16].

На мой взгляд, вполне справедливо назвать поэму «Чёрный человек» криком погибающий души Есенина, это реквием по оставленной позади жизни. Однако понять это произведение сможет далеко не каждый, оно слишком уникально, слишком насыщенно болью и горечью.

Есенин, я считаю, как никто другой смог рассказать, что с человеком делает жизнь. В этой поэме ярко выражена философия истории его личной жизни, и подведён итог, что он одинок.

В каждом произведении отражены переживания поэта, отсюда можно сделать вывод: Почти вся поэзия Есенина философична, есть произведения, в которых отражается ход истории начала XX века (революции, мятежи, смена литературных стилей), но в первую очередь, поэт пишет о себе, о своих волнениях души, как он переживает события. Его философия разлита, растворена в  словесных поэтических образах.

В поэзии Есенина ставится и решается проблема личности и ее связей с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах и собственную образную концепцию человека. Композиция ди-вения лирического героя в мире Есенина сложна и многопланова: главные образы создают переплетающиеся сюжетные линии, раскрывающие тему жизненного пути лирического героя и «великого похода» России из прошлого в будущее, родины и революции, поэта и поэзии, противостояния природы и цивилизации, деревни и города, «живого» и «железного», небесного и земного, философские мотивы жизни и смерти, любви и  памяти [12; с.140].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Все есенинское творчество  представляет собой единое целое - своеобразный лирический роман, главным героем которого является Поэт. Не случайно характерная примета его творчества - автобиографичность: «Что касается автобиографических сведений, - они в моих стихах», - указывал Есенин. «Стихи мои, // Спокойно расскажите // Про жизнь мою», - писал он в стихотворении «Мой путь» [16].

   На определенном  этапе этот герой, родившийся  и выросший в деревне («может, в Калуге, а может, в Рязани...» - «Черный человек»), на лоне природы («Родился я с песнями в травном одеяле»), отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Яркий многоцветный мир есенинской поэзии в «городских», «кабацких» стихах (цикл «Москва кабацкая») тускнеет, обесцвечивается, «линяет», зачастую сводится к серому, белесому, ржавому, оловянному (в цветовом значении), желтому. Сам поэт не однажды горько признавался: «Тех волос золотое сено // Превращается в серый цвет» («Я усталым таким еще не был...») [13; с.157].

  Характерно, что в  поэзии Есенина почти нет городских  пейзажей. «Осколки» его — «скелеты  домов», «продрогший фонарь», отражающий  в черной луже «безгубую голову» («Сторона ль ты моя, сторона»), «московские изогнутые улицы» - случайны, единичны и не складываются в цельную картину. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит... черт знает как!..» («Да! Теперь решено. Без возврата...»).

 В городе поэт не  находит себе места, мечтает, как  блудный сын, возвратиться («Я вернусь, когда раскинет ветви, // По-весеннему наш белый сад» - «Письмо матери»), вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой («Вот так страна! // Какого ж я рожна // Орал в стихах, что я с народом дружен?» — «Русь советская»). А когда он питается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает.

  Единство неповторимого  есенинского художественного мира  заключается в одушевленности  в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы - дети единой матери Природы [12; с.204].

Вот почему основным художественным приемом, используемым Есениным, является персонификация как совокупность олицетворений различных типов: оживление всего неживого, овеществление абстрактного - и обратный олицетворению прием - наделение образа человека природными (растительными и зоологическими) характеристиками.

История Есенина есть история заблуждений. Идеальной мужицкой Руси, в которую верил он, не было. Грядущая Инония, которая должна была сойти с неба на эту Русь, - не сошла и сойти не могла.  Он думал, что верует во Христа, а в действительности не веровал, но, отрекаясь от Него и кощунствуя, пережил всю муку и боль, как если бы веровал.

И, однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина остается что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблуждения проходит какая-то огромная, драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и пред своею совестью, что во всем доходил до конца, это не побоялся сознать ошибки, приняв на себя и то, на что соблазняли его другие... Правда же его - любовь к родине, пусть незрячая, но великая [16].

Высоко оценил поэму «Страна Негодяев» в воспоминаниях о поэте В. М. Левин: «Сказать о родной стране, что она «Страна негодяев» - только пророк смеет сказать такую жуткую правду о своем народе и своей родине [12]. Недаром он осмелился еще раньше взять на себя именно эту ответственность и сказать в «Инонии»:

Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей, -

 Так говорит  по Библии 

 Пророк Есенин  Сергей.‹...›

В 1917 году, когда русские войска после трех лет войны терпели одно поражение за другим, и среди всего народа катилась волна ненависти к начальникам, что не умеют организовать победу Есенин ходит между ними  и слагает мирные песни. Это все та же часть русской души, которая «ищет правды и не может ее найти в войне, ни в какой войне, и даже в гражданской» [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – 1910. Режим доступа: http://www.inslov.ru (дата обращения 17.03.2013).
  2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Первое издание. – СПб., 1998.
  3. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб., 1890-1907. Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/brok.html (дата обращения 12.03.2013).
  4. Соловьёв В. Общие замечания // Период систем / История русской философии / В.В. Зеньковский. – Л., 1991. Часть III. Гл.1.
  5. Лооне Э.Н. Что такое «философия истории» // Современная философия истории. – Таллин, 1980. Гл. 2. С. 11-20.
  6. Ракитов А.И. Системногносеологический подход // Историческое познание. – М., 1982.
  7. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории // Автобиография/  
    М.А. Кисселя. – М., 1980.
  8. Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Журнал «Вопросы философии». М, 1980, № 2. Режим доступа: http://filosbank.narod.ru/Fails/Knigi/Htm/Kantor.htm (дата обращения 18.04.2013).
  9. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // История против прогресса. – М.: 1992.
  10. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Философия истории в России // Русская философия / Малый энциклопедический словарь. – М ., 1995. Гл. 17.
  11. Валицкий А.Н.  По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии / Кочеров С.Н. - 1994. № 1.
  12. Емилова Е. О лирическом герое Есенина // Сборник статей «В мире Есенина». – М., 1986.
  13. Шахов В.В. С.А. Есенин. Поэзия // Творческие связи / 7-я региональная  конференция исследователей Рязанской области: тез. докл. Рязань, 1984.
  14. Бражников   И.Л.   URL:http://www.dslib.net/russkaja-literatura/istoriosofskij-tekst-russkoj-revoljucii-v-hudozhestvennoj-literature-i-publicistike.html.
  15. URL:http://esenin.niv.ru/esenin/text/sorokoust.htm.
  16. 16.   URL:
  17. http://esenin.niv.ru/esenin/text/strana-negodyaev-primechaniya.htm.
  18. URL:http://esenin.niv.ru/esenin/text/chernyj-chelovek-primechaniya.htm.

Информация о работе Историософские образы и мотивы в художественном мире С.А. Есенина