Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем кому-то комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем, просим, предлагаем и т.д. Это и есть речевой этикет, который представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нельзя обойтись.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
1. Понятие речевого этикета и его функции ………………………………
2. Устойчивые формулы общения ………………………………………….
3. Современная культура речевого общения ………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Русский.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

Как правило, при сочувствии, утешении говорящий не ограничивается одной лишь фразой, он нанизывает их одну на другую, повторяет, убеждает, создает  целый текст, может присоединить сюда и комплименты: Вы такой сильный человек! Ты справишься с бедой!

Таким образом, комплимент, одобрение, как и утешение, сочувствие подбадривают собеседника, поднимают его настроение. Мы нередко склонны поверить даже преувеличенным комплиментам, готовы принять комплимент чуть-чуть более того, которого заслуживаем объективно. Очевидно, все дело в том, что говорящий именно субъективно, оценивает собеседника, именно точка зрения адресанта может выявить особые достоинства адресата. Это поддерживает нашу склонность верить высоким оценкам собственной персоны.

Психологи отмечают, как  важно человеку хорошо думать о себе, иметь в сознании свой положительный  образ. Делая комплименты, высказывая одобрительные оценки в чей-либо адрес, мы должны помнить, что в каждом человеке есть что-то хорошее. Выделить, подчеркнуть это хорошее, не поскупится, оценить в человеке его лучшие черты – в этом искусство комплимента  и его положительная роль.

Так же как и в утешении, сочувствии, так и в комплименте  все внимание сосредоточено на собеседнике, во фразах есть «ты», но нет «я».

  • Вы прекрасно выглядите!
  • Тебе очень идет это платье!

Чаще всего употребляются  комплименты, касающиеся внешнего вида. Комплимент внешности может отмечать удачную прическу, одежду: Вам очень идет этот костюм! Этот цвет вам к лицу! У вас прекрасный вкус, вы так элегантно одеваетесь!

Но, конечно, все дело в  том, когда какой комплимент уместно  сделать. Если например, после доклада, выступления женщина вправе ждать  одобрения своих деловых качеств, а говорящий расхваливает ее одежду, эффект такого комплимента может  оказаться прямо противоположным  – ведь она ждет одобрения тех  мыслей, которые она высказала, манеры говорить, умения отстаивать свою точку  зрения, логически рассуждать.

Комплимент в адрес  близких, также создает хорошее  настроение у собеседника: У вас прелестная дочка; У тебя такой симпатичный муж; У вас очаровательная жена!

Таким образом, все вышеперечисленные  ситуации, являются наиболее распространенными  в плане реализации в них речевого этикета.

3. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Ораторское искусство — это  искусство практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения. Поле для риторической деятельности необозримо: как организовать свою речь преподавателю? как признаться в любви? как выступить в парламенте? На эти и многие другие вопросы должна ответить забытая в стране и нуждающаяся в реабилитации наука - риторика. На протяжении многих веков она была нормой культуры, одной из классических гуманитарных дисциплин,  изучающей действующего речью человека и рекомендующей правила искусной, целесообразной и убедительной речи”.

Что же послужило стимулом к возрождению риторики и активизировало внимание к читаемым на филологических факультетах дисциплинам? Заметим, что сегодня  названные предметы стали популярными и на политологических, и на финансово-экономических,  и даже на инженерно-технических, факультетах вузов. Дело в том, что в последние десятилетия резко изменилась коммуникационная и, соответственно, языковая ситуация в обществе. Появились новые способы хранения и переработки вербальной информации, в которых стали доминировать аудитивные и аудиовизуальные источники речи (радио, телевидение, телефонная связь), т. е. устная речь в своих совершенно новых разновидностях. Визуальные же источники речи приобрели новые качества, значительно расширив и обогатив ситуативно-тематические сферы применения речи письменной (например, письменная речь, функционирующая в ЭВМ). И если до недавнего времени проблемы формирования речевых навыков были актуальны, как правило, для специальностей, связанных с так называемым гуманитарным циклом, и для обучения русскому языку как неродному, то сегодня практически перед всей системой образования встала задача формирования навыков и умений устного творчества.

Нельзя не сказать и еще об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно-техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические — демократизация общественной жизни, социальная и, соответственно, речевая активизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке).

В связи со сказанным напомним, что “античная риторика, ориентированная  главным образом на судебные и  парадные речи, была переработана в средние века в расчете преимущественно на сочинение писем и проповедей, а в эпоху Возрождения и классицизма — применительно ко всякой художественной прозе”

К величайшему сожалению, современная риторика — по своему содержанию и используемым приемам речетворчества — продолжает оставаться примерно на том же уровне, что и столетия назад. Она не учитывает, во-первых, новых задач и исторических реалий, во-вторых, результатов исследований в смежных областях знаний, например данных лингводидактики о темпоральных характеристиках речи и оптимальной длительности звучания текстов в различных ситуациях и с разных источников информации, данных лингвистики о специфике лексикограмматического оформления мысли в тех или иных ситуациях общения. А ведь подобными сведениями, полученными в результате научных исследований, давно и успешно пользуются специалисты в области обучения неродным языкам.

Может ли пособие, предназначенное  для выработки навыков пользования  речью как основным инструментом, орудием воздействия и получения информации, не содержать сведений о том, что полноценное аудирование (слушание и понимание речи) занимает 20 минут при контактном и 5—7 минут при дистантном  общении, а оптимальным для слушающих является темп их собственного говорения и именно отсюда возникает необходимость межфразовой паузации, чтобы во время паузы слушающие успевали осмысливать информацию. В пособиях по риторике, как правило, приводятся лишь известные истины о необходимости излагать свои мысли “с чувством, с толком, с расстановкой” или указывается, что “там, где слова слетают слишком легко и плавно, будь настороже, потому что лошадь, везущая тележку с грузом, идет медленным шагом”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Невозможно назвать языковую культуру, в которой не были бы представлены этикетные требования к речевой  деятельности. В речевом этикете  почти всех народов можно выделить общие черты: так практически  у всех народов существуют устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения  к старшим и т.д. однако реализуются  эти черты в каждой культуре по-своему.

Истоки речевого этикета  лежат еще в древнейшем периоде  истории языка. На древнейшие представления  о действенности слова накладываются  более поздние пласты, связанные  с различными этапами эволюции общества и его структуры.

В современной, особенно городской  культуре, культуре индустриального  и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной  стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования. Представления  о незыблемой социальной иерархии и  т.д. речевой этикет теперь рассматривается  в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной  цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортный климат для общения.

С другой стороны речевой  этикет остается важной частью национального  языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения языком, если это владение не включает в  себя знание правил речевого общения  и умение применять эти правила  на практике.

Умение соблюдать этические  и речевые нормы всегда ценилось в обществе весьма высоко. Знание норм этики, умение следовать им в поведении  и речи свидетельствует о высоком  уровне развития человека.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акимина, А.А. Речевой этикет: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1973. – 87 с.

2. Александров, Д.Н. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – Дана, 1999. – 534 с.

3. Введенская, Г.А. Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. – Ростов/н Д.: Издат центр «МарТ», 2000. – 512 с.

4. Гойхман, О.Я. Надеина, Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 272 с.

5. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 477 с.

6. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1970. – 406 с.

7. Костомаров, В.Г. Актуальные проблемы культуры речи. – М.: Наука, 1970. – 406 с.

8. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред.  Л.К. Граудиной. – М.: Изд-во  Норма, 2001. – 560 с.

9. Культура русской речи: Энциклопедический словарь –  справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова.  – М.: Флинта; Наука, 2003. – 840 с.

10. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 272 с.

11. Русский язык и культура  речи: Учебник для вузов / Под  ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 411 с.

12. Таранов, П.С. Искусство риторики: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2002. – 573 с.

13. Формановская, Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). – М.: Знание, 1989. – 160 с.

 

 

2 часть. Практическая.

Задание 1. Отредактируйте текст.

  1. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.
  2. Он был смешной парень, как начнёт смеяться, так не остановишь.
  3. Автор статьи пишет об одном требовании Л. Н. Толстого к русскому языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.

Решение:

  1. Господа сотрудники, получите командировочные удостоверения.
  2. Он был забавным парнем, как начнет смеяться,  так не остановишь.
  3. Автор статьи пишет об одном утверждении Л. Н. Толстого к русскому языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.

Задание 2. Отредактируйте предложения так, чтобы каждое слово было понятным.

  1. Мой друг недавно купил себе байк.
  2. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.
  3. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса.

Решение:

  1. Мой друг недавно купил себе мотоцикл.
  2. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и известность.
  3. После долгих дебатов на совещании достигли взаимопонимания.

Задание 3. Подберите антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях.

    Свежий хлеб, свежие  огурцы, свежее бельё, свежий вечер,  свежий взгляд.

Решение:

Свежий хлеб – черствый хлеб

Свежие огурцы – дряблые огурцы

Свежее бельё – грязное  бельё

Свежий ветер – знойный ветер

Свежий взгляд – усталый взгляд

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Выпить чайк…
  2. Ложка сахар…
  3. Много народ…
  4. Производство ча…
  5. Стакан ча…
  6. Выпить ча…

Решение:

  1. Выпить чайку.
  2. Ложка сахара.
  3. Много народа.
  4. Производство чая.
  5. Стакан чая.
  6. Выпить чая.

Задание 5. Раскройте скобки, цифры напишите словами.

  1. Небольшой старинный город с (4645 жителей), красиво расположенный по (обе, оба) стороны реки, привлекал туристов.
  2. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более (4140 виды) значков.
  3. В аспирантуре при университете обучается до 225 человек, причём уже свыше 170 аспирантов защитили диссертации.

Решение:

  1. Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами сорока пятью жителями, красиво расположенный по обе стороны реки, привлекал туристов.
  2. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более четырех тысяч сто сорока видов значков.
  3. В аспирантуре при университете обучается до двухсот двадцати пяти человек, причём уже свыше сто семидесяти аспирантов защитили диссертации.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"