Контрольная работа по курсу «Введение в литературоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

1.В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?
2. Рассмотрите историю русского стихосложения, выясните особенности песенно-тонического стиха, силлабической системы, силлабо-тонической системы?

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.docx

— 77.19 Кб (Скачать файл)

Значит, хорей (по гр. «хоровой», «плясовой») состоит из первого ударного слога и второго неударного —U (бу́ря, не́бо, кро́ет); ямб (гр. iambos — смысл не ясен) — из первого неударного и второго ударного U— (толпо́й, в шатра́х, ночле́г); 

дактиль (гр. daktulos — палец) — из первого ударного и двух следующих неударных —UU (ве́чные, стра́нники, сто́рону); амфибрахий (гр. amphi — с обеих сорон, brachos — краткий) — из ударного посередине и двух неударных по сторонам U—U (Савра́ска, сугро́бы, бушу́ет:); анапест (гр. anapaistos — отраженный назад) — из двух неударных и третьего ударного UU— (на заре́ ты меня́ не буди́).

 

Это так называемая «классическая  пятерка» русских стоп. Бо́льшая часть  стихов русской классики использует именно эти стопы.

В стихотворениях, написанных любым из этих размеров, все стихи могут складываться из одинакового количества метрически равных стоп — в основном от двух до шести (одностопные и более чем шестистопные стихи в русской силлаботонике встречаются редко).

Стопа лежит в основе стихотворных размеров. Однако стопа и размер – понятия разные. Ведь слово «размер» всегда предполагает «размер чего-то». В нашем случае – размер стиха. Единицей измерения является стопа, но размер определяется количеством стоп. Поэтому «размер» – не ямб, а «четырехстопный ямб» или «пятистопный ямб».

 

Число стоп в стихе фиксируется по последнему ударному слогу, наличие или отсутствие безударных в конце размер не определяет. Проясним это примером:

В ка-ко́м го-ду́ – рас-счи́-ты-вай,

В ка-кой зем-ле – у-га-ды-вай,

На стол-бо-вой до-ро-жень-ке

Сошлись семь мужиков. (Н. А. Некрасов)

Каков размер стиха  знаменитого пролога к поэме  «Кому на Руси жить хорошо»? Если формально  посчитать слоги, у нас получится (без учета ударных и безударных), что в первых трех строчках по восемь слогов, а в последней шесть. Мы можем определить стопу. Это ямб. Значит ли это, что первые строки написаны четырехстопным ямбом, а последняя – трехстопным? Нет, потому что последнее ударение везде на шестом слоге, метрическая схема будет такой:

U –   U –   U –   U U

U –   U –   U –   U U

U –   U –   U –   U U

U –   U –   U –  

Поэтому размер здесь один – трехстопный ямб, а строки различаются не размером, а характером окончаний (клаузулами). О клаузулах и других ритмических определителях речь пойдет ниже.

То же самое и в обратном случае, когда последняя стопа  не заполнена безударными. Нам важен именно последний ударный, размер фиксируется по нему:

Не-ту и́-но-го пу́-ти,

Как через руку твою –

Как же иначе найти

Милую землю мою? (О. Э. Мандельштам)

Перед нами дактиль, но сколько  здесь стоп? Полная схема дактиля  будет:

– U U   – U U   – U U

У Мандельштама несколько  иной рисунок:

– U U   – U U   –          

Однако с точки зрения размера это ничего не меняет, это  все равно – трехстопный дактиль, поскольку последнее ударение всегда на седьмом слоге, значит, третья стопа обозначена. Просто здесь мужская клаузула (т.е. отсутствие безударных в конце строчки).

Метрическая схема лежит  в основе любого силлабо-тонического  стиха, однако реальный ритм с ней  не совпадает. Есть много факторов, создающих реальный ритм.

Живой речи всегда «неуютно»  в строгой метрической схеме. В ямбе и хорее много пропусков метрических ударений.

Сильные по метрической схеме  позиции (так называемые икты) в реальном тексте заполняются безударными. Такое явление называется — пиррихий.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Не-ви-ди́м-кою лу-на́

Ос-ве-ща́-ет сне́г ле-ту́-чий;

Мутно небо, ночь мутна. (А. С. Пушкин)

Перед нами — четырехстопный хорей, метрическая схема которого всегда одинакова:                   

– U   – U   – U   – U

 

В четырехстопном хорее иктами оказываются первый, третий, пятый  и седьмой слоги. Но в реальности в пушкинском тексте мы видим иное:   

 

– U   – U   – U   – U

U U – U   U U –

U U – U   – U   – U

– U   – U   – U   –

Первая и четвертая  строки написаны по метрической схеме, а вот вторая и третья некоторые  ударения пропускают. Это и есть — пиррихии. В таких случаях принято говорить, что перед нами — пиррихированный четырехстопный хорей.

А вот Спондеи — взрывают ритм, стих звучит более напряженно. Как правило, спондеи подчеркивают волнение или драматизм. Классическим примером является описание битвы в «Полтаве» А. С. Пушкина. Здесь четырехстопный ямб, и поначалу метрическая схема соблюдается более или менее строго:

И с ними царские  дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

 

Но затем напряжение усиливается, и это подчеркивается множеством спондеев и других ритмических  осложнений:

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон…

Четыре строки подряд начинаются с ударных, чего в метрической  схеме ямба быть не должно. Спондеические  перебои ритма усиливаются аллитерацией (обратите внимание, какое большое  число звуков «р» и шипящих  в отрывке) и подчеркивают ощущение кровавого хаоса боя.

Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

Теория Рифмы русского классического стиха хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе Рифмы можно разделить в основном на следующие группы:

По слоговому  объему Рифмы делятся на: мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Если Рифма оканчивается гласным звуком, она называется — открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.

По характеру  звучания различаются Рифмы на: точные и приблизительные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тавтологические, неравносложные, разноударные.

По положению в стихе  Рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние.

По положению  в строфе — смежные (рифмуются соседние строки AA BB CC DD), перекрестные (cтроки рифмуются через одну: ABAB), охватные (или опоясанные), холостые (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третей строкой ABCB) и гиперхолостые.

 

Клáузула – в стиховедении явление окончания строки. Несколько огрубляя, можно сказать, что ритмически клаузула – это последний ударный и все, что находится после него. Естественно, ритм заметно изменится, если, скажем, строка заканчивается ударным или если после него еще несколько слогов. Мы уже говорили, что число стоп в строке определяется последним ударением.

Клаузáльное ударение стабильно  и не может выпадать – это закон  стиха. Если, скажем, у нас четырехстопный ямб, то в любой стопе могут  быть пиррихии, но восьмой слог всегда будет ударным. Различают следующие  виды рифм (клаузул):

 

Мужская рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов). Мужская клаузула придает стиху четкость и завершенность. Например, только мужские клаузулы использованы М. Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»:

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису  проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог, не перенес

Трудов далекого пути;

Он был, казалось, лет шести…

Женская рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов). Для русской поэзии классическим является сочетание мужской и женской клаузул. Достаточно вспомнить роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Не мысля гордый свет забавить,                                       

Вниманье дружбы возлюбя,                                               

Хотел бы я тебе представить                                     

Залог достойнее тебя.                                                

Дактилическая рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов). К стопе дактиля эта клаузула не имеет отношения, название метафорическое. Просто формально такая клаузула похожа на стопу дактиля – U U. Но встретиться она может и в ямбе, и в хорее:

Без ума, без разума

Меня замуж выдали;

Золотой век девичий

Силой укоро́тили.

Для того ли молодость

Соблюдали, нежили;

За стеклом, от солнышка,

Красоту лелеяли,

Чтоб я век свой замужем

Горевала, плакала,

Без любви, без радости,

Сокрушалась, мучилась. (А. В. Кольцов)

Ритм этого стихотворения  Кольцова определяется метром (трехстопный  хорей), обилием пиррихиев на первой стопе и дактилической клаузулой.

Гипердактилическая рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на четвёртый, пятый или шестой от конца слог рифмующихся слов). Эта клаузула встречается достаточно редко, но все же не является чем-то «экзотичным» для русской поэзии:

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий...

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются. (В. Я. Брюсов)

Это четырехстопный хорей  с гипердактилической клаузулой. Обратите внимание, как меняет клаузула звучание хорея. Сравните с четырехстопным хореем Пушкина:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

Не случайно клаузула считается важным ритмическим определителем, то есть от нее во многом зависит  реальное звучание стиха.

 

Строфа (греч. strophe - поворот)  – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы.

 

См. В.В. Онуфриева. Справочник по стихосложению.

 

Классическим, наиболее распространенным видом строфы является четверостишие или катрен, в котором стихи могут рифмоваться по-разному: или попарно (aabb)1, или перекрестно (abab), или же по принципу «кольца» (abba). Вот примеры всех этих разновидностей рифмовки:

 

Итак, начинается песня о ветре, (а)

О ветре, обутом в солдатские гетры, (а)

О гетрах, идущих дорогой  войны, (b)

О войнах, которым стихи  не нужны. (b) (В. Луговской)

 

Пример второй:  
           

Он видит пылающий ангельский меч, (а)         

Что жалит нещадно его  и подругу (b)

И гонит из рая в суровую  вьюгу, (b) 

Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч…(а) (Н. Гумилёв)  
 
    Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb, abab и abba.

Сочетания всех этих различных размеров и разных видов рифм с разными принципами рифмовки могут быть разнообразными. Выбор того или другого из множества этих сочетаний предоставляет поэтам широкие возможности ритмической организации стихотворной речи произведений, наиболее соответствующей другим сторонам речи, их форме в целом и, далее, их идейному содержанию.

 

Например, в «Евгении Онегине» строфы построены путём чередования  четверостиший с перекрёстными  рифмами, четверостиший с охватными  рифмами и двустиший. Подсчитано, что в произведениях А.С. Пушкина  катрены составляют 35% всех строф, не считая тех, которые входят в состав онегинской строфы или сонетов. 

Четверостишия могут объединяться и между собой в более сложные  формы, например, в восьмистишия или  даже двенадцатистишия, объединенные общей идеей.

Одной из форм объединения  четверостиший являются стансы — стихотворение, где конец каждой строфы обязательно является концом фразы. Классическим является стихотворения «Стансы» Иосифа Бродского, примеры приводить не буду. 

Другая разновидность  четверостишия — леонинский стих, строфа со смежными рифмами в первом полустишии каждого стиха и с общей концевой рифмой для двустишия, например:

 

Чиста птица голубица таков  нрав имиет: 

Буде мисто, где нечисто, тамо не почиет, 

Но где травы и дубравы  и сень есть от зноя, 

То прилично, то обычно место  ей покоя. (Г. Конисский) 

 

В общем, простор для фантазии огромен. 

 

  1. Определить размеры приведенных ниже стихотворений и способы их рифмовки. Письменные ответы оформите по образцу:

 

    1. Отговорила роща зо-ло-та́-я

Березовым, веселым я-зы-ко́м,

И журавли, печально про-ле-та́-я,

Уж не жалеют больше ни о ко́м.

 

Перед нами – пятистопный ямб U—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется золота́я  — пролета́я (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и языко́м — ко́м (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Информация о работе Контрольная работа по курсу «Введение в литературоведение»