Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:42, контрольная работа
1.В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?
2. Рассмотрите историю русского стихосложения, выясните особенности песенно-тонического стиха, силлабической системы, силлабо-тонической системы?
Значит, хорей (по гр. «хоровой», «плясовой») состоит из первого ударного слога и второго неударного —U (бу́ря, не́бо, кро́ет); ямб (гр. iambos — смысл не ясен) — из первого неударного и второго ударного U— (толпо́й, в шатра́х, ночле́г);
дактиль (гр. daktulos — палец) — из первого ударного и двух следующих неударных —UU (ве́чные, стра́нники, сто́рону); амфибрахий (гр. amphi — с обеих сорон, brachos — краткий) — из ударного посередине и двух неударных по сторонам U—U (Савра́ска, сугро́бы, бушу́ет:); анапест (гр. anapaistos — отраженный назад) — из двух неударных и третьего ударного UU— (на заре́ ты меня́ не буди́).
Это так называемая «классическая пятерка» русских стоп. Бо́льшая часть стихов русской классики использует именно эти стопы.
В стихотворениях, написанных любым из этих размеров, все стихи могут складываться из одинакового количества метрически равных стоп — в основном от двух до шести (одностопные и более чем шестистопные стихи в русской силлаботонике встречаются редко).
Стопа лежит в основе стихотворных размеров. Однако стопа и размер – понятия разные.
Ведь слово «размер» всегда предполагает
«размер чего-то». В нашем случае – размер стиха. Единицей измерения является ст
Число стоп в стихе фиксируется по последнему ударному слогу, наличие или отсутствие безударных в конце размер не определяет. Проясним это примером:
В ка-ко́м го-ду́ – рас-счи́-ты-вай,
В ка-кой зем-ле – у-га-ды-вай,
На стол-бо-вой до-ро-жень-ке
Сошлись семь мужиков. (Н. А. Некрасов)
Каков размер стиха
знаменитого пролога к поэме
«Кому на Руси жить хорошо»? Если формально
посчитать слоги, у нас получится
(без учета ударных и
U – U – U – U U
U – U – U – U U
U – U – U – U U
U – U – U –
Поэтому размер здесь один – трехстопный ямб, а строки различаются не размером, а характером окончаний (клаузулами). О клаузулах и других ритмических определителях речь пойдет ниже.
То же самое и в обратном случае, когда последняя стопа не заполнена безударными. Нам важен именно последний ударный, размер фиксируется по нему:
Не-ту и́-но-го пу́-ти,
Как через руку твою –
Как же иначе найти
Милую землю мою? (О. Э. Мандельштам)
Перед нами дактиль, но сколько здесь стоп? Полная схема дактиля будет:
– U U – U U – U U
У Мандельштама несколько иной рисунок:
– U U – U U –
Однако с точки зрения размера это ничего не меняет, это все равно – трехстопный дактиль, поскольку последнее ударение всегда на седьмом слоге, значит, третья стопа обозначена. Просто здесь мужская клаузула (т.е. отсутствие безударных в конце строчки).
Метрическая схема лежит в основе любого силлабо-тонического стиха, однако реальный ритм с ней не совпадает. Есть много факторов, создающих реальный ритм.
Живой речи всегда «неуютно» в строгой метрической схеме. В ямбе и хорее много пропусков метрических ударений.
Сильные по метрической схеме позиции (так называемые икты) в реальном тексте заполняются безударными. Такое явление называется — пиррихий.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Не-ви-ди́м-кою лу-на́
Ос-ве-ща́-ет сне́г ле-ту́-чий;
Мутно небо, ночь мутна. (А. С. Пушкин)
Перед нами — четырехстопный хорей, метрическая схема которого всегда одинакова:
– U – U – U – U
В четырехстопном хорее иктами оказываются первый, третий, пятый и седьмой слоги. Но в реальности в пушкинском тексте мы видим иное:
– U – U – U – U
U U – U U U –
U U – U – U – U
– U – U – U –
Первая и четвертая строки написаны по метрической схеме, а вот вторая и третья некоторые ударения пропускают. Это и есть — пиррихии. В таких случаях принято говорить, что перед нами — пиррихированный четырехстопный хорей.
А вот Спондеи — взрывают ритм, стих звучит более напряженно. Как правило, спондеи подчеркивают волнение или драматизм. Классическим примером является описание битвы в «Полтаве» А. С. Пушкина. Здесь четырехстопный ямб, и поначалу метрическая схема соблюдается более или менее строго:
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
Но затем напряжение усиливается, и это подчеркивается множеством спондеев и других ритмических осложнений:
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон…
Четыре строки подряд начинаются
с ударных, чего в метрической
схеме ямба быть не должно. Спондеические
перебои ритма усиливаются
Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
Теория Рифмы русского классического стиха хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе Рифмы можно разделить в основном на следующие группы:
По слоговому объему Рифмы делятся на: мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Если Рифма оканчивается гласным звуком, она называется — открытой, если оканчивается согласным звуком, — закрытой.
По характеру звучания различаются Рифмы на: точные и приблизительные, богатые и бедные, ассонансы, диссонансы, составные, тавтологические, неравносложные, разноударные.
По положению в стихе Рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние.
По положению в строфе — смежные (рифмуются соседние строки AA BB CC DD), перекрестные (cтроки рифмуются через одну: ABAB), охватные (или опоясанные), холостые (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третей строкой ABCB) и гиперхолостые.
Клáузула – в стиховедении явление окончания строки. Несколько огрубляя, можно сказать, что ритмически клаузула – это последний ударный и все, что находится после него. Естественно, ритм заметно изменится, если, скажем, строка заканчивается ударным или если после него еще несколько слогов. Мы уже говорили, что число стоп в строке определяется последним ударением.
Клаузáльное ударение стабильно и не может выпадать – это закон стиха. Если, скажем, у нас четырехстопный ямб, то в любой стопе могут быть пиррихии, но восьмой слог всегда будет ударным. Различают следующие виды рифм (клаузул):
Мужская рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов). Мужская клаузула придает стиху четкость и завершенность. Например, только мужские клаузулы использованы М. Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри»:
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести…
Женская рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов). Для русской поэзии классическим является сочетание мужской и женской клаузул. Достаточно вспомнить роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя.
Дактилическая рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов). К стопе дактиля эта клаузула не имеет отношения, название метафорическое. Просто формально такая клаузула похожа на стопу дактиля – U U. Но встретиться она может и в ямбе, и в хорее:
Без ума, без разума
Меня замуж выдали;
Золотой век девичий
Силой укоро́тили.
Для того ли молодость
Соблюдали, нежили;
За стеклом, от солнышка,
Красоту лелеяли,
Чтоб я век свой замужем
Горевала, плакала,
Без любви, без радости,
Сокрушалась, мучилась. (А. В. Кольцов)
Ритм этого стихотворения
Кольцова определяется метром (трехстопный
хорей), обилием пиррихиев на первой
стопе и дактилической
Гипердактилическая рифма — (разновидность рифмы, при которой ударение падает на четвёртый, пятый или шестой от конца слог рифмующихся слов). Эта клаузула встречается достаточно редко, но все же не является чем-то «экзотичным» для русской поэзии:
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются. (В. Я. Брюсов)
Это четырехстопный хорей с гипердактилической клаузулой. Обратите внимание, как меняет клаузула звучание хорея. Сравните с четырехстопным хореем Пушкина:
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Не случайно клаузула считается важным ритмическим определителем, то есть от нее во многом зависит реальное звучание стиха.
Строфа (греч. strophe - поворот) – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы.
См. В.В. Онуфриева. Справочник по стихосложению.
Классическим, наиболее распространенным видом строфы является четверостишие или катрен, в котором стихи могут рифмоваться по-разному: или попарно (aabb)1, или перекрестно (abab), или же по принципу «кольца» (abba). Вот примеры всех этих разновидностей рифмовки:
Итак, начинается песня о ветре, (а)
О ветре, обутом в солдатские гетры, (а)
О гетрах, идущих дорогой войны, (b)
О войнах, которым стихи не нужны. (b) (В. Луговской)
Пример второй:
Он видит пылающий ангельский меч, (а)
Что жалит нещадно его и подругу (b)
И гонит из рая в суровую вьюгу, (b)
Где нечем прикрыть им ни
бёдер, ни плеч…(а) (Н. Гумилёв)
Более простыми разновидностями катрена
(соответственно, более примитивными)
являются схемы рифмовки aabb, abab и abba.
Сочетания всех этих различных размеров и разных видов рифм с разными принципами рифмовки могут быть разнообразными. Выбор того или другого из множества этих сочетаний предоставляет поэтам широкие возможности ритмической организации стихотворной речи произведений, наиболее соответствующей другим сторонам речи, их форме в целом и, далее, их идейному содержанию.
Например, в «Евгении Онегине» строфы построены путём чередования четверостиший с перекрёстными рифмами, четверостиший с охватными рифмами и двустиший. Подсчитано, что в произведениях А.С. Пушкина катрены составляют 35% всех строф, не считая тех, которые входят в состав онегинской строфы или сонетов.
Четверостишия могут объединяться и между собой в более сложные формы, например, в восьмистишия или даже двенадцатистишия, объединенные общей идеей.
Одной из форм объединения
четверостиший являются стансы
Другая разновидность четверостишия — леонинский стих, строфа со смежными рифмами в первом полустишии каждого стиха и с общей концевой рифмой для двустишия, например:
Чиста птица голубица таков нрав имиет:
Буде мисто, где нечисто, тамо не почиет,
Но где травы и дубравы и сень есть от зноя,
То прилично, то обычно место ей покоя. (Г. Конисский)
В общем, простор для фантазии огромен.
Березовым, веселым я-зы-ко́м,
И журавли, печально про-ле-та́-я,
Уж не жалеют больше ни о ко́м.
Перед нами – пятистопный ямб U—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется золота́я — пролета́я (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и языко́м — ко́м (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Введение в литературоведение»