Контрольная работа по курсу «Введение в литературоведение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

1.В чем состоит отличие стиховой речи от прозаической?
2. Рассмотрите историю русского стихосложения, выясните особенности песенно-тонического стиха, силлабической системы, силлабо-тонической системы?

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ.docx

— 77.19 Кб (Скачать файл)

Стопа двухсложная с ударением на 2-ом слоге, рифмовка – перекрестная (АBАB).

 

 

 Есенин С. А. "Отговорила роща золотая..." // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.

Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 209—210.

 

    1. Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Выйду на озеро в синюю  гать,

К сердцу вечерняя льнет  благодать.

 

Перед нами – четырехстопный дактиль —UU. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется выть  — любить, и гать — благодать.

Стопа трехсложная с ударением на 1-ом слоге, рифмовка – смежная (АABB).

 

Есенин  С. А. "Черная, потом пропахшая выть!.." // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.

Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 64.

 

    1. Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны при-пе́-вы!

Да здравствуют нежные де́-вы

И юные жены, любившие нас!

Полнее стакан на-ли-ва́й-те!

На звонкое дно́

В густое вино́

Заветные кольца бро-са́й-те!

 

Перед нами – вольный амфибрахий U—U. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 8-ми строк. Строфа — восьмистишие (октава). Рифмуется 1-ый основной вид четверостишия гла́с  — на́с (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская)., и припе́вы — де́вы (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская) и 2-ой основной вид четверостишия налива́йте — броса́йте (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская) и дно́ — вино́ (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа трехсложная с ударением на 2-ом слоге, рифмовка – опоясывающая (АBBА СDDC) на два основных вида четверостишия.

 

 

Пушкин  А. С. Вакхическая песня: ("Что смолкнул веселия глас?..") // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959.

Т. 2, кн. 1. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — 1947. — С. 420.

 

    1. Выхожу один я на до-ро́-гу.

                       Сквозь туман кремнистый путь  блес-ти́т.

                       Ночь тиха. Пустыня внемлет бо́-гу

                       И звезда с звездою го-во-ри́т.

 

Перед нами – пятистопный хорей —U. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется доро́гу  — бо́гу (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и блести́т — говори́т (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа двухсложная с ударением на 1-ом слоге, рифмовка – перекресная (АBАB).

 

 

Лермонтов М. Ю. "Выхожу один я на дорогу..." // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957.

Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 208—209.

 

    1. Двадцать первое. Ночь. По-не-де́ль-ник.

Очертанья столицы во мгле́.

Сочинил же какой-то без-де́ль-ник,

Что бывает любовь на зем-ле́.

 

Перед нами – трехстопный анапест UU—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется понеде́льник  — безде́льник (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и мгле́ — земле́ (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа двухсложная с ударением на 1-ом слоге, рифмовка – перекресная (АBАB).

 

    1. Глубокий снег лежит у нас в го-ра́х.

Река в долине бег ос-та-но-ви́-ла

Вся белая, слилась со снегом ви́л-ла.

И мы одни идем в своих  сне-га́х.

В устах медлительное: «Раз-лю-би́-ла...»

«Всегда люблю!» - поспешное в гла-за́х.

 

Перед нами – пятистопный ямб U—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 6-и строк. Строфа — шестистишие. Рифмуется гора́х  — снега́х — глаза́х (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская), останови́ла — ви́лла — разлюби́ла (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская).

Стопа двухсложная с ударением на 2-ом слоге, рифмовка – сочетание трёхстишия с трёхтишием (АBBАBA).

 

Из цикла «III. Девятое октября», сб. «Классические розы (1930)». Дата создания: 1927, опубл.: 1930. Источник: И г о р ь С е в е р я н и н «В с н е г а х»

 «Громокипящий кубок.  Ананасы в шампанском. Соловей.  Классические розы». — М.: «Наука», 2004. — С. 249. — 872 с. — («Литературные памятники»)

 

    1. Прекрасно в нас влюбленное ви-но́

И добрый хлеб, что в печь для  нас са-ди́т-ся,

И женщина, которою да-но́,

Сперва измучившись, нам  нас-ла-ди́ть-ся.

 

Перед нами – пятистопный ямб U—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется вино́  — дано́ (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская), и сади́тся — наслади́ться (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская).

Стопа двухсложная с ударением на 2-ом слоге, рифмовка – перекрестная (АBАB).

 

    1. Гул затих. Я вышел на под-мо́ст-ки.

Прислонясь к дверному ко-ся-ку́,

Я ловлю в далеком от-го-ло́с-ке,

Что случится на моем ве-ку́.

 

Перед нами – пятистопный хорей —U. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется подмо́стки  — отголо́ске (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и косяку́ — веку́ (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа двухсложная с ударением на 1-ом слоге, рифмовка – перекрестная (АBАB).

 

Гамлет, ст. Бориса Пастернака.

 

    1. Тучки небесные, вечные стра́н-ни-ки!

Степью лазурною, цепью  жем-чуж-но-ю

Мчитесь вы, будто как  я же, из-гна́н-ни-ки

С милого Севера в сторону юж-ну-ю.

 

Перед нами – четырехстопный дактиль —UU. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется стра́нники  — изгна́нники, и жемчу́жною — южну́ю (последнее ударение падает на третий от конца слог, значит рифма – дактилическая).

Стопа трехсложная с ударением на 1-ом слоге, рифмовка – перекрестная (АBАB).

 

    1. «Скажи мне, кудесник, любимец бо-го́в,

Что сбудется в жизни со мно́-ю?

И скоро ль на радость соседей-вра-го́в,

Могильной засыплюсь зем-ле́-ю?

Открой мне всю правду, не бойся  ме-ня́:

В награду любого возьмешь ты ко-ня́».

 

Перед нами – разностопный амфибрахий U—U. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 6-ми строк. Строфа — шестистишие.

Рифмуется 1-ый основной вид четверостишия бого́в  — враго́в (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская), и мно́ю — земле́ю (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская) и 2-ой основной вид двустишия меня́ — коня́ (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа трехсложная с ударением на 2-ом слоге, рифмовка – опоясывающая (АBAB СC) сочетание четверостишия с двустишием.

А.С.Пушкин. Стихотворения. «Песнь о вещем Олеге»

    1. Сжала руки под темной ву-а́ль-ю…

«Отчего ты сегодня бле-дна́?»

– Оттого, что я терпкой пе-ча́-лью

Напоила его до-пья-на.

 

Перед нами – трехстопный анапест UU—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется вуа́лью  — печа́лью (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и бледна́ — допьяна́ (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа двухсложная с ударением на 3-ем слоге, рифмовка – перекресная (АBАB).

 

  1.            Струн вещих пламенные зву-ки

До слуха нашего дош-ли,

К мечам рванулись наши ру-ки,

И – лишь оковы об-ре-ли.

 

Перед нами – четырехстопный ямб U—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется зву́ки  — ру́ки (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и дошли́ — обрели́ (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа двухсложная с ударением на 2-ом слоге, рифмовка – перекрестная (АBАB).

 

    1. Ночь, улица, фонарь, ап-те-ка,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть ве-ка -

Все будет так. Исхода нет.

 

Перед нами – четырехстопный ямб U—. Определим схему рифмовки данного отрывка. Стихотворение состоит из 4-х строк. Строфа — четырёхстишие (картен). Рифмуется апте́ка  — ве́ка (последнее ударение в этих стихах падает на предпоследний слог, значит рифма – женская), и све́т — не́т (последнее ударение в этих стихах падает на последний слог, значит рифма – мужская).

Стопа двухсложная с ударением на 2-ом слоге, рифмовка – перекрестная (АBАB).

 

Именины

      Вместе  с громадной пыльно-черной тучей,  заходящей из-за сада, из-за вековых  берез и серых итальянских  тополей, все более жгучим становится  ослепительный солнечный свет, его  сухой степной жар — и все  более немеет усадьба, все мельче  и серебристее струится листва  на тополях.

     Черный ад обступает радостный солнечный мир усадьбы.

     В усадьбе преизбыток довольства, счастья.

      Дом полон  гостей, соседей, родственников,  своих и чужих слуг,— в доме  именины.

      Идет обед, долгий, необычный, с пирожками,  с янтарным бульоном, с маринадами  к жареным индейкам, с густыми  наливками, с пломбиром, с шампанским в узких старинных бокалах, по краям золоченых.

      И я тоже  в усадьбе, в доме, за обедом, но вместе с тем я весь  этот день, усадьбу, гостей и  даже себя самого только вижу: чувствую себя вне всего, вне  жизни.

      Я мальчик,  ребенок, нарядный и счастливый  наследник всего этого мира, и  мне тоже празднично,— особенно  от этих дедовских бокалов, полных горько-сладкого тонко-колючего вина,— но вместе с тем и несказанно тяжко, так тяжко, точно вся вселенная на краю погибели, смерти.

      Отчего?

      От этой  страшной тучи, адом обступающей  мир, от этой растущей тишины?

      А, нет!  Оттого, что, оказывается, не я  один вне всего, вне жизни:  все, окружающие меня, тоже вне  ее, хотя они и двигаются, пьют, едят, говорят, смеются.

      И еще  оттого, что я чувствую страшную  давность, древность всего того, что я вижу, в чем я участвую  в этот роковой, ни на что не похожий (и настоящий, и вместе с тем такой давний) именинный день, в этой столь мне родной и в то же время столь далекой и сказочной стране.

      И в душе  моей растет такая скорбь, что  я наконец разрываю этот сон...

      Глубокая  зимняя ночь,  Париж.

                                                                                                                                                  1924 г.

 

  1. Познакомьтесь с понятием «литературные роды» и охарактеризуйте произведение И.А. Бунина с точки зрения его родовой принадлежности (лирическое, эпическое, драматическое или лиро-эпическое произведение?). Свой вывод мотивируйте.
  2. Изучите тему «Художественное время и художественное пространство» и охарактеризуйте особенности пространственно-временной организации данного произведения.
  3. Какие композиционные приемы использованы в данном тексте? В чем состоит их художественный смысл?
  4. Какие художественные детали использует автор? Каковы их функции?
  5. Идейно-тематическое содержание произведения. Идейный смысл заголовка.

 

Рассказ «Именины» отличается развитой структурой вкусовых и обонятельных ощущений. Для данного произведения характерна присущая бунинскому творчеству философская модель феноменологизма (самообнаруживающееся бытие), когда в сознании субъекта в одной ценностной точке сближается несколько времен, несколько ипостасей одного «я».

В сновидческой картине  воспоминаний детства автор выступает  и как участник давнего события  — маленький мальчик, ребенок, чувствует себя в полном доме  гостей «вне всего, вне жизни»… и как посторонний созерцатель, и как наблюдающий себя, со стороны спустя много лет.

Эмоциональный настрой  произведения многослойный: праздничное  именинное настроение — и необъяснимое ощущение ужаса, состояния вне жизни, провала в невероятную древность прошлого. Вообще, мир реальный чаще всего связан у Бунина с ощущением катастрофы: – «черный ад обступает радостный солнечный мир усадьбы».

Информация о работе Контрольная работа по курсу «Введение в литературоведение»