Краеведческое исследование по местам жизни А.Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок - это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.

Содержание

Введение……………………………...……………………………………2
Основная часть…………………………………………………………....6
А.Блок и Санкт-Петербург……………………………………………….6
Места, связанные с Блоком……………………………………………...22
Экскурсия по местам А.Блока …….…………………………………….30
Заключение………………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

курсач блок.docx

— 1,001.63 Кб (Скачать файл)

 Я искал бесконечно  красивых

И бессмертно влюбленных в  молву.

 

В стихах Блока проходит целая галерея  образов людей, униженных и оскорбленных в этом сверкающем и сытом мире: мать-самоубийца, бросившая своих  детей («Из газет»), бродяга «в измятом картузе над взором оловянным», гуляющие женщины, девушки, наклонившие лица над скудной работой, «старуха нищая клюкою», бродячий шарманщик...

В «мещанском» цикле 1906 года («Холодный день», «В октябре», «Окна во двор», «Хожу, брожу понурой...», «На чердаке») городская повседневность предстает уже без каких-либо осложняющих социальную тему иллюзорных представлений, но во всей реалистической конкретности:

 

 

                               Открыл  окно. Какая хмурая                              

 Столица в октябре!                             

   Забитая лошадь бурая                              

 Гуляет на дворе...

 

В городских стихах Блока запечатлен также и другой облик Петербурга - облик рабочего Питера. Поэт разглядел  в городской повседневности не только «магические» видения в «электрическом сне наяву», но и «самые реальные» томления «рабьих трудов», увидел, «как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине», и нашел достойные и сильные слова о несчастных людях, «убитых своим трудом»:

 

 

                               ...я запомнил  эти лица    

                           И тишину пустых орбит                              

 И обреченных вереница                               

 Передо мной везде  стоит.

 

Петербург для Блока был неиссякаемым источником новых образов, тем, пейзажей. Город был как раз тем вдохновителем  поэта, без которого он бы не просуществовал. Посвятив родному городу очень большую  часть своего творчества, Блок показал  тем самым, что Петербург занимал  одно из первых мест в его жизни. Однажды, гуляя с В.Рождественским между старых лип у Инженерного  замка, Блок сказал: «Люблю я это место. Вот, дичает город, скоро совсем зарастет травой, и от этого будет еще прекраснее... За этими руинами всегда новая жизнь. Старое должно зарасти травой. И будет на этом месте новый город. Как хотелось бы мне его увидеть!» Но Блок его не смог увидеть.

 

 

 

 

 

 

Места, связанные  с Блоком

 

Улица Декабристов, дом 57.

Музей был открыт к столетию со дня рождения великого русского поэта 25 ноября 1980 года в том месте, где он прожил  в двух квартирах с 24 июня 1912 года и до своей смерти 7 августа 1921 года. Музей состоит из двух частей: мемориальной квартиры на 4-м этаже (квартира № 21), созданной на уникальных подлинных предметах обстановки и убранства, принадлежавших поэту, и литературной экспозиции на 2-м этаже (квартира № 23), рассказывающей о его жизни и творчестве.

 

  

 

Доходный дом на Офицерской 57 (ныне улице Декабристов), принадлежащий  купцу М.Е.Петровскому, был построен в семидесятых годах XIX века. Квартиры сдавались людям среднего достатка, к которым относились музыканты и артисты Мариинского театра. В этом доме жили жена и дети известного художника Репина, так что дом практически с самого начала стал прибежищем людей творческих профессий.

В судьбе Александра Блока этот дом  занимает особое место. Он был построен в уникальном районе Коломна –  именно здесь, в театре на Офицерской улице произошла премьера его  пьесы «Балаганчик», на этой же улице  жила некоторое время его мать, а дом №57 стал последним пристанищем  великого поэта. Атмосфера в доме располагала к творчеству – именно здесь поэтом были созданы его  лучшие циклы стихов, поэмы «Соловьиный  сад» и «Двенадцать», пьеса «Роза  и крест».

Личные вещи и архив  поэта бережно сохранялись его  женой – Любовью Дмитриевной  Блок, а в 1939 году после ее смерти поступили в Пушкинский дом.

 

Кабинет Блока.

В этом кабинете А. А. Блок создал почти  все свои произведения 1912-1920 годов, в том числе стихотворные циклы  «О чем поет ветер», «Жизнь моего  приятеля», «Черная кровь», «Ямбы», «Кармен», поэмы «Соловьиный сад» и «Двенадцать», драму «Роза и крест»; здесь была продолжена работа над поэмой «Возмездие», над циклами «Итальянские стихи» и «Через двенадцать лет».

Обстановка  комнаты сохранилась почти полностью; она была передана музею Институтом русской литературы АН РАН (Пушкинский Дом), где хранилась с 1940 года, после смерти Л.Д.Блок, вдовы поэта. При воссоздании кабинета, как и других комнат, были использованы письма, записные книжки и дневники А.А.Блока, воспоминания его родных и современников, архивные документы, фрагменты подлинных обоев, сохранившихся на стенах под более поздними слоями.

Письменный  стол перешел к А.А.Блоку от его бабушки Е.Г.Бекетовой, рабочее кресло и диван — из кабинета деда А.Н.Бекетова. Книжный шкаф красного дерева был куплен женой поэта потому, что бронзовая накладка на его замке напомнила ей строки из стихотворения А.А.Блока «Под масками»: 

 

Там к резной старинной дверце

Прилепился голый мальчик

На одном крыле.

 
          Рисунок Н. К. Рериха «Город на холме» (иллюстрация к «Итальянским стихам») и эскиз декорации «Берег океана» работы М В Добужинского (к неосуществленной постановке драмы «Роза и крест» в Московском Художественном театре) были подарены А. А. Блоку авторами. 
         Фоторепродукция «Скорбящей Мадонны» Дж. Б. Сальви (Сассоферрато) была приобретена А. А. Блоком в 1902 году за сходство изображения с его невестой, Л. Д. Менделеевой, и всегда висела у него в кабинете, так же как вид немецкого курорта Бад-Наугейма, подаренный матерью в память о поездке 1897 года, и акварель Е. Г. Рейтерна «Жуковский на берегу Женевского озера». 
         Фотографию с картины К. Массейса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (правая сторона триптиха «Погребение Христа») А. А. Блок в 1911 году привез из Бельгии. Позднее в стихотворении «Антверпен» он писал:

 
А ты — во мглу веков глядись  
В спокойном городском музее:  
Там царствует Квентин Массис;  
Там в складки платья Саломеи  
Цветы из золота вплелись...

 

В углу над письменным столом —  икона «Спас Вседержитель», которая  всегда висела в кабинете поэта.

 

 

Столовая.

С.М.Алянский: «Небольшая, соседняя с кабинетом комната была меблирована очень скромно; посредине комнаты, под лампой с большим абажуром, стоял прямоугольный стол, а вокруг него несколько венских стульев да вблизи, у стенки, — простенький буфет». 
          В столовой представлены сервировочный столик, бульотки, посуда, принадлежавшие Блокам, предметы керамики из коллекции Л. Д. Блок. Переносная печка и лампа сохранились в доме с блоковских времен, шкаф — из семьи Е. П. Иванова, близкого друга Блока (по семейному преданию шкаф попал к Ивановым от Блоков в послереволюционные годы). Камчатая скатерть, вытканная в крепостной мастерской прадеда Блока, находилась когда-то в Шахматове.  
           На стенах икона Казанской Божией Матери (венчальная икона Блоков; в киоте помещены восковые цветы померанца), рисунок Т. Н. Гиппиус «Рыбий щенок», подаренный художницей Любови Дмитриевне, эскиз декорации «Двор замка» работы М. В. Добужинского к постановке драмы «Роза и крест» в Московском Художественном театре, портрет Л. Д. Менделеевой работы ее матери А. И. Менделеевой.

 

Комната Любови Дмитриевны Блок.

Эта комната была гостиной и кабинетом  жены Блока. Здесь стояли большое  зеркало, перед которым она разучивала роли, работала над сценическим движением, рояль, маленький письменный стол, шкаф с книгами…

На стенах икона «Спас Вседержитель», принадлежащая матери поэта, портрет  Л.Д.Блок работы Т.Н.Гиппиус, картина  «Ветка пионов» работы А.И.Менделеевой, портрет Д.И.Менделеева, афиша бенефиса Л.Д.Блок, состоявшегося летом 1912 года, когда она играла в труппе под  руководством В.Э.Мейерхольда.

 

                     

В 2005 году в музее-квартире была открыта новая литературная экспозиция, которая позволяет прочитать жизнь и творчество поэта как книгу, на страницах-витринах которой можно увидеть драгоценные автографы Блока, сделанные им подписи на книгах и фотографиях, его рукописи, письма и книги, выпущенные при его жизни, личные вещи, портреты Блока, написанные разными художниками, иллюстрации к произведениям поэта и многое другое.

Каждый год, 28 ноября сюда приходят почитатели его таланта, чтобы  отметить день рождения поэта. В день его смерти – 7 августа те, кому дорого его творчество, приходят с цветами на литераторские мостки Волкова кладбища.

А в квартире поэта и  сейчас происходят важные для культурной жизни Петербурга события – литературные вечера и конференции. Ведь в творчестве поэта еще столько неразгаданных  тайн.

Университетская набережная, дом 9.

Именно этот адрес, Университетская  наб., дом 9, станет первым адресом будущего поэта Александра Блока, здесь начнется его счастливое детство в окружении родных и близких, здесь он впервые в три года увидит свою будущую жену Любу Менделееву, дочку известного химика Менделеева. Из воспоминаний тетки поэта Марии Бекетовой перед нами вырисовывается обстановка, атмосфера, в которой рос Блок: каждый вечер в доме устраивались вечера, на которых собирались студенты, профессора, велась живая, бурная беседа, темы самые насущные; свобода выражения, беспечность, легкость царили на этих вечерах. Дед поэта Андрей Николаевич Бекетов был ректором в Университете, профессором ботаники, активно занимался научной, педагогической, общественной деятельностью, его жена Елезавета Григорьевна занималась переводами, свободно писала и говорила на многих европейских языках, сочиняла стихи, выступала музыкальным критиком. Просторный и гостеприимный дом вмещал порой до ста человек, на первом этаже в ректорском кабинете обсуждались научные проблемы, на втором молодежь "занималась музыкой, пением, танцами", устраивались домашние спектакли, дочери Бекетова прекрасно играли на рояле, хорошо знали русскую и европейскую музыку. "Вся бекетовская семья с ее литературностью, идеализмом, наивным отношением к жизни, с замкнутостью тогда еще крепкого семейного начала, с налетом романтизма - все это влияло на Блока с раннего детства",- пишет Мария Бекетова. Удивительно, конечно, что отец Блока Александр Львович сумеет вписаться в эту атмосферу и произвести впечатление на Александру Бекетову, ведь по воспоминаниям современников он был жесткого непримиримого характера, эгоистичный, моментами жестокий, правда, все отмечали его ум и "демоническую" красоту. Блок не запомнит отца в детстве, так как брак родителей окажется неудачным и недолгим

Блок будет еще совсем маленьким (три года), когда его  семья покинет этот дом, но что-то останется в памяти поэта навсегда: "священный кабинет деда", его письменный стол, за которым Блок рассматривал картинки из ботанических атласов и зоологических энциклопедий, большой диван и кресло с высокой спинкой из светлого ореха (и стол и диван и кресло, между прочим, перейдут к Блоку, и станут частью и его кабинета во всех его будущих квартирах), широкий подоконник в кабинете, с которого можно было любоваться Невой, и сам величественный вид Невы, конечно.

Прежде чем Александр  Блок поселится по второму адресу (ул. Декабристов, 57), с которым у него будет связан долгий и сложный период в жизни, семья Бекетовых сменит несколько квартир. Будет сырая и неприятная квартира на ул. Пестеля, д.4 (тогда Пантелеймоновская ул.), в которой они проживут полгода, потом просторная квартира в респектабельном доме 18/29  на Социалистической ул. (тогда Ивановская ул.), из которой они переедут на соседнюю Б. Московскую ул., д.9. Далее 1889-1906гг. — квартира Ф.Ф.Кублицкого-Пиоттух в офицерских казармах лейб-гвардии Гренадерского полка — Петербургская (ныне Петроградская) набережная, 44 (в 1980 году установлена гранитная мемориальная доска, архитектор Т. Н. Милорадович). 1902-1903гг. - меблированная комната на Серпуховской улице, 10, где Блок и Менделеева жили до свадьбы. Через год от комнаты пришлось отказаться, так как полиция потребовала паспорт Блока на прописку. Сентябрь 1906 - осень 1907 года — доходный дом — Лахтинская улица, 3, кв. 44; осень 1907-1910 — дворовый флигель особняка А. И. Томсен-Боннара — Галерная улица, 41. 1910-1912гг. — доходный дом — Большая Монетная улица, 21/9, кв. 27.

Памятник поэту.

          

 

Памятник великому русскому поэту  Александру Блоку открыт в Санкт-Петербурге 29 мая 2002г. Знаменательно, что именно 100 лет назад состоялся дебют молодого поэта: в 1902 г. в журнале «Новый путь» был впервые опубликован стихотворный цикл «Из посвящений».

Место памятника также выбрано  не случайно: он установлен во дворе  филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета — в  этом здании располагалась квартира деда поэта, видного ученого, ректора  университета А. Н. Бекетова, где и  родился Александр Блок. В возрасте 17 лет будущий поэт поступил в  Петербургский университет на юридический  факультет, а в 1901 г. перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического  факультета, закончив его с дипломом первой степени в 1906 г.

Автор памятника — известный  петербургский скульптор Е. И. Ротанов (создатель мемориала «Холм славы» на Ивановских порогах реки Невы в 1967 году), многие годы работавший над эскизными проектами памятника А. Блоку.

Это первый памятник Блоку в Санкт-Петербурге. Однако к 300-летию северной столицы планируется установить еще один памятник поэту — во дворе дома на улице Декабристов, где А. Блок скончался в 1921 году.

 

 

Экскурсия в Петербург  Блока

Как известно, существует Пушкинский Петербург, Петербург Достоевского, Гоголя и конечно Блока, это те художники слова, для которых город стал неотъемлемой частью творчества,  настоящим лирическим героем. Петербург Блока - это совсем не парадный Петербург, мы не пойдем с вами по Невскому проспекту, не прогуляемся по набережной Мойки или канала Грибоедова, нет, нам предстоит увидеть:

 

... И город мой железно-серый,

где ветер, дождь, и зыбь, и мгла...

 

Речь пойдет об "окраинах" Петербурга, тогда, во времна Блока, это конечно были окраины, сейчас, понятно, уже нет, город давно разросся, но атмосфера того блоковского окраинного Перербурга и по сей день сохранилась: Петроградская сторона, Техноложка, Галерная, Коломна..., и только лишь первый адрес поэта позволяет нам со стороны полюбоваться красотами парадного города на Неве.

Экскурсия знакомит с теми памятными  местами, которые позволяют проследить основные этапы жизни и творчества А.А.Блока. В ходе экскурсии гости смогут не только увидеть места, связанные с жизнью самого петербургского поэта и других ярких представителей эпохи серебряного века, но и прикоснуться к загадочной душе «непостижимого города» А.Блока.

Маршрут: Университетская набережная, 9 (бывший ректорский дом, где родился блок) - Петраградская набережная, 44 (здесь Блок прожил 17 лет) - набережная Адмирала Лазарева у Крестовского моста (место действия драмы "Незнакомка") - Лахтинская улица, 3 (дом в котором жил Блок в 1910-1912 годах) - Дворцовая площадь - улица Декабристов, 57 (дом, в котором умер А.А. Блок и где сейчас находится мемориальная квартира-музей А.А. Блока).

Информация о работе Краеведческое исследование по местам жизни А.Блока