Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:35, курс лекций
Лекция 1. Типизация форм в художественной литературе
Лекция 2. Художественность в литературном творчестве
Лекция 3. Единство содержания и формы в художественном творчестве. Идея, тема, характеры
Лекция 4. Композиция и сюжет художественного произведения
Лекция 5. Особенности языка художественной литературы
Лекция 6. Стиховедение
Лекция 7. Литературные роды и виды. Стиль писателя и художественный метод
Литература:
1. Б.В. Томашевский Стилистика и стихосложение - Л., 1990.
2. Русские писатели О
языке художественной
3. С.Я. Маршак Воспитание словом. - М., 1981.
4. А.В. Федоров Язык и
стиль художественного
6. М.М. Бахтин Эстетика словесного творчества. - М.,1989.
7. О. Шарафуддинов Особенности поэтического языка и стиля. - Т., 1988.
ЛЕКЦИЯ 6. СТИХОВЕДЕНИЕ
План:
1. Стиховедение.
2. Стихосложение.
3. Вспомогательные рифмические элементы стиха
4. Рифма. Способы рифмовки
5. Строфика.
Ключевые слова: Стиховедение, стихосложение, стих, проза, мера, ритм, стопа, тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, размер стиха, ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, рифма, виды рифм, способы рифмовки, строфа, виды строф.
Стиховедение - отрасль литературоведения, изучающая звуковую форму литературных произведений. Основным материалом при таком изучении, являются стихи, т.е. речь наиболее организованная в звуковом отношении.
Стиховедение разделяется на три части: фонику (эвфонику) - учение о сочетаниях звуков: собственно метрику (ритмику) - учение о строении стиха: строфику - учение о сочетаниях стихов.
Первоначально стиховедение было наукой нормативной, системой правил и «вольностей» учившей, как «должны» писаться стихи. Только в XIX веке оно становится наукой исследовательской, изучающей, как в действительности писались и пишутся стихи. Конечной целью стиховедения является установление места звукового ряда в общем, строении произведения.
Стихосложение - способ организации звукового состава стихотворной речи, изучаемой стиховедением. Изучение стиховедения позволяет ответить на три вопроса:
– чем отличается стих от прозы?
– чем отличается стих одного языка от стиха другого языка или эпохи?
– чем отличается стих одного стихотворения от стих другого?
Слово «стих» в переводе с
греческого значит «ряд», т.е. речь, четко
расчлененная на относительные отрезки,
соотносимые и соизмеримые
– Разницу между стихотворной речью прозой, удачно определил Б. Томашевский: стихотворная речь делиться на сопоставимые между собой единицы, а проза есть сплошная речь;
– стих обладает внутренней мерой, а проза ею не обладает».
Для современного восприятия первый пункт значительнее второго. Оба признака придают речи ритмичность. Первый признак интернационален. На языках всех народов принято каждый стих печатать отдельной строкой, выделяя его тем самым как основную единицу стихотворной речи. Второй признак сугубо национален и зависит от фонетического строя данного языка, прежде всего от рифмовки соседних стихов:
– Перекрестной называется рифмовка первого стиха с третьим, второго с четвертым.
– Кольцевой называется рифмовка, при которой первый стих рифмуется четвертым, а второй с третьим.
– Парной называется рифмовка, при которой первый стих рифмуется со вторым, а третий с четвертым.
На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица как строфа. Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм. Строфа - законченное синтаксическое целое. Самая элементарная строфа - двустишие, где строки рифмуются между собой. Элегический дистих состоял из двух строк: первая - гекзаметр, вторая - пентаметр.
Четверостишие (катрен) - рифмовка может быть разнообразной.
Октава - восьмистишие, в которой первый стих рифмуется с третьим, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой с восьмым. Терцины - трехстишие с оригинальным способом рифмовки.
Сонет - четырнадцатистрочное
стихотворение, разделенное на два
четверостишия и два
Девятистишие - дает различные виды расположения рифм, среди которых известна Спенсерова строфа.
Рубаи - афористическое четверостишие с рифмовкой и энергичным развитием мысли.
Литература:
1. Л.И. Тимофеев Очерки
теории и истории русскою
2. В.Е. Холшевников Основы стиховедения. Русское стихосложение. - М., 1992.
3. В.А. Коваленко Практика современного стихосложения. - М., 1982.
4. Б.В. Томашевский Стих и язык Филологические очерки. - М., 1989.
5. М. Бахтин Эстетика словесного творчества. - М., 1989.
6. Б.В. Томашевский Стилистика и стихосложение. - Л., 1989.
|7. Л.И. Тимофеев Основы теории литературы. - М., 1983.
8. М.Б. Храпченко Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1985.
ЛЕКЦИЯ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ. СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД
План:
1. Литературные роды, виды и жанры.
2. Эпос. Лирика. Лиро-эпический род. .
3. Драматургия.
4. Стиль писателя. Понятие
о стиле и художественном
5. Литературное течение,
метод, литературный процесс.
Ключевые слова: Литературное изображение, эпический род, лирический род, драматургический род, виды, жанры, эпос, эпический образ, лирика, драма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия, стиль, единство, художественный метод, литературное направление, течение, классицизм, романтизм, литературный процесс, художественное открытие, литературные традиций; новаторство.
В древние времена были созданы действующие и поныне способы или роды литературного изображения: эпический, лирический и драматургический. Этими родами определились пути разрешения тех задач, которые ставились и ставятся человечеством перед созданиями литературного творчества.
Эпический род был основан на художественном воспроизведении нынешнего по отношению к писателю мира.
Лирический - на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни.
Драматургический способ
органически сочетал
В каждом из этих случаев мы имеем дело с особым построением произведения с различным его композиционным оформлением. Таким образом, эти три типа композиционной организации называют литературными родами. Внутри каждого из них легко заметить дополнительное членение: так, и рассказ, и повесть, и роман относятся к эпическому роду. Такие вариации внутри литературного рода называют литературными видами. Внутри вида могут быть дополнительные членения, называемые жанрами. Так, роман есть вид литературного рода - эпоса, а философский роман есть жанр романа наряду с другими жанрами: приключенческим, философским, историческим романом и т.д.
В историко-литературном смысле
эпосом называют народные поэмы и
сказки. В теоретическом смысле эпос
- жанр, основной чертой которого является
развернутое изображение
Малая форма (рассказ) - показывает человека лишь в определенном эпизоде, характерном для его жизненного пути; средняя (повесть) охватывает период, этап его жизни, ряд таких эпизодов; большая (роман) - жизненный путь человека в его наиболее сложных проявлениях, в переплетении с жизненным путем других людей, показанных столь же многосторонне, как и он.
Различие форм лирического
жанра основано главным образом
на тематическом принципе. Такова любовная,
философская, политическая лирика и
т.д., в зависимости от тех тематических
тенденций, которые характерны для
данного периода, данного стиля.
Попытки определения более
Наряду с лирическим и эпическим произведениями мы можем наблюдать и произведения, объединяющие в себе особенности лирического и эпического изображения жизни. Здесь наряду с эпическим изображением жизни в сюжете и в характерах вплетаются не связанные с сюжетом переживания, которые дают субъективное изображение жизни. Это соединение лирического и эпического начал, выражающееся в переплетении сюжета и стихотворной речи, говорит о том, что перед нами несколько особый тип композиционной организации. Такого рода произведения относят к лирико-эпическому роду-литературы.
Поэма - стихотворная повесть, в ее основе лежит сюжет, данный в единстве с лирическим раскрытием поэмы.
Баллада - краткий стихотворный рассказ, в которой излагается тот или иной сюжет! лирически окрашенный благодаря стихотворной форме.
Басня - краткий сюжет, изложенный в стихотворной форме, основанный на иронической, полной скрытых намеков аллегорической форме речи, где характеры людей представлены животный и растительный мир.
Для драмы характерно следующее:
– драма чрезвычайно близка к эпосу;
– в ней есть своеобразная особенность: драма лишена речи повествователя;
– персонажи самостоятельно действуют на сцене, и зритель самостоятельно делает выводы, которые вытекают из их переживаний и поступков;
– в ее основе лежит действие и интрига;
– драматургические сюжеты отражают острые жизненные конфликты, поэтому в них на первый план выступает изображение жизненной борьбы, столкновение стремлений и воли героев, приводящих их к гибели или к победе.
С этим еще в античности выделились две основные формы драматургического жанра - трагедия и комедия. Происхождение этих терминов связано с искусством, не отделенном от обрядовых представлений, и древнегреческие песни и пляски в честь бога Диониса привели к созданию трагедии; с обрядовыми представлениями связано было и возникновении комедии, в основе которого лежат хоровые песни, переплетенные с веселыми бытовыми сценками. В своем развитом виде трагедия и комедия представляют особые композиционные формы драматургического рода, определенные своеобразием изображения в них характеров. Трагедия - это изображение неразрешимых противоречий, в результате которой происходит гибель героя.
Комедия - изображение таких конфликтов, которые кончались победным успехом героев и неожиданным разоблачением всех комических характеров.
Драма - изображение разрешимых конфликтов в жизненных обстоятельствах. Кроме основных видов драматургического рода литературы существуют различные вариации, зависящие от характера сценического исполнения.
Водевиль - комедия на легкие бытовые темы с музыкой.
Фарс - комедия бытового, гротескного характера.
Мелодрама - драма подчеркнуто эмоционального характера.
Творчество писателя неразрывно связано с его личностью, с его неповторимым жизненным опытом, с мировоззрением, культурой, биографией. Произведение всегда шире личности художника, но в то же время очевидно, что индивидуальность писателя не может не проявить себя в произведении. Это сказывается в выборе материала, в его оценке, в речи повествователя и т.д. И в языке, и в сюжете, и в характерах, и в темах, и в идеях проявляется личности писателя. Тем самым и ряд произведений, принадлежавших одному писателю, будет обнаруживать сходство во всех этих отношениях.
Такое единство называют стилем писателя. Термин представляет собой непрерывно расширяющуюся метонимию. Первоначально стилем называли палочку, имевшую на одном конце острие, на другом - лопаточку; такую палочку римляне употребляли для того, чтобы писать на дощечке, покрытой тонким слоем воска. Затем стилем стали называть почерк человека. Затем стилем стали называть саму манеру письма, особенности языка, слог. И, наконец, стилем стали называть все индивидуальные особенности творчества писателя в целом, руководствуясь известным афоризмом: «Стиль - это человек». Стиль - это в общем смысле слова, повторяющиеся в многообразии отдельных проявлений, единство основных особенностей, присущих всем этим явлениям в целом, короче, стиль - это единство в многообразии.
Мы непосредственно ощущаем стилевое единство рода произведений крупного писателя, улавливая его, прежде всего в языке, а затем уже в характерах, персонажах и т.д. Мы часто угадываем, кем написано то или иное произведение, хотя не знаем ни названия, ни автора. Это и значит как раз, что мы чувствовали стиль писателя.
Стиль накладывает мощный отпечаток на всё, что изображает художник. В том случае, если художник» говорит об одном и том же, они и то же время проявляют в этом и свою творческую индивидуальность, без понимания которой нельзя помять и того, что им изображено.
Понятие стиль важно еще
и потому, что позволяет охватить
все творчество писателя в его
развитии и тем самым представить
себе всю картину художественного
развития и весь круг жизненных явлений,
которые он затронул в своем творчестве
в целом, Если понятие стиль - это
то неповторимое своеобразие отдельного
художника, то понятие метод - это
то общее, что свойственно отбору
изображения и оценке жизненных
явлений у целых групп