Лекция по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:07, лекция

Краткое описание

Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть

авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они

друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами

или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.

Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспекты работ по теории литературы.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский

государственный университет

факультет журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспекты работ по теории литературы

(для  экзамена по курсу) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Аристотель "Поэтика"

1) Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть

авлетики и  кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они 

друг от друга  тремя чертами: тем, что воспроизводят  различными средствами

или различные  предметы, или различным, не одним  и тем же, способом.

Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.

2) Поэты изображают лиц действующих непременно или хорошими. Они представляют

людей или лучшими, или худшими, или такими же, как  мы.

3) Различие трагедии и комедии состоит в том, что одна предпочитает изображать

худших, другая лучших, чем наши современники.

4) Есть еще третье различие в этой области - способ воспроизведения каждого

явления (от своего лица, от постороннего, изображая всех героев

действующими  и проявляющими свою энергию).

5) Тремя чертами - средствами подражания, предметом его и способом

подражания - различаются  виды творчества.

6) Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные.

Во-первых, подражать  присуще людям с детства; они  отличаются от других

живых существ  тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые

познания человек  приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание

всем доставляет удовольствие.

7) Комедия - это воспроизведение худших людей, по не по всей их

порочности, а  в смешном виде. Смешное - частица  безобразного, но без страданий

8) Эпическая поэзия сходна с трагедией (кроме величественного метра) по

изображению серьезных  характеров, а отличается от нее  тем, что имеет 

простой метр и  представляет собою рассказ. Кроме  того, они различаются 

длительностью.

9) Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего

определенный  объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в 

различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее 

посредством сострадания  и страха очищение подобных чувств.

В каждой трагедии непременно должно быть шесть составных  частей: фабула,

характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и  музыкальная композиция.

принято положение, что трагедия есть воспроизведение  действия законченного

и целого, имеющего определенный объем. Целое - то, что  имеет начало,

середину и  конец. Части должны идти в строгом  и стройном порядке. Важна 

также и длина  произведения.

10) Предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном

развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости

переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.

11) Должно соблюдаться единство действия, но единство действия не есть единство

героя. Каждая часть  должна быть такова, чтобы ее нельзя было выкинуть, не

нарушив тем  самым целостности произведения.

12) Задача поэта - говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться,

о возможном  по вероятности или необходимости (в этом и состоит отличие 

поэта от историка).

13) Поэт - творец фабул. Из фабул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими

бывают и действия, воспроизведением которых являются фабулы (запутанные те,

в которых есть узнавания и/или перипетии, страдания).

По объему и  месту части трагедии таковы: пролог, эпизодий, эксод, песнь

хора, а в ней  парод и стасим.

14) Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и

важнейшее - чтобы  они были благородны. Второе условие - соответствие

(характеров  действующим лицам). Третье условие  - правдоподобие. Четвертое

условие - последовательность.

15) Видов трагедии четыре. Лучше всего стараться соединять все эти виды.

16) Во всяком словесном изложении есть следующие части: основной звук, слог,

союз, имя, глагол, член, флексия и предложение.

17) Достоинство слога - быть ясным и не низким. Глоссы, метафоры, украшения и другие виды слов сделают слог благородным и возвышенным, а общеупотребительные выражения придадут ему ясность.

Мера - общее  условие для всех видов слова.

Сложные слова  более всего подходят к дифирамбам, глоссы - к героическим

стихам, метафоры - к ямбам. В героических стихах пригодны все вышеуказанные 

виды слова, а  в ямбах, так как они ближе  всего воспроизводят разговорную 

речь, пригодны те слова, которыми можно пользоваться в разговоре. Таковы

общеупотребительные слова, метафоры и украшения.

18) Упреки поэтическим произведениям бывают пяти видов: в том, что изображено

невозможное, или  невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое,

или несогласное  с правилами поэтики. А опровержения - их двенадцать -

должны рассматриваться  с определенных точек зрения.

19) Трагедия отличается от эпоса многими преимуществами и еще действием своего

искусства, - ведь она должна вызывать не случайное  удовольствие, а 

указанное нами, - то ясно, что трагедия выше эпопеи, так как более

достигает своей  цели. 

Аристотель "Риторика"

1) Риторика - учение, способствующее находить возможные способы убеждения

относительно  каждого данного предмета. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой, которая также имеет дело со всеми науками, а не с

каким–либо  одним определенным родом.

2) Риторика отличается от аналитики и диалектики  прежде всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном

споре. Но поскольку  наилучшей силой убеждения обладает доказательство,

которое изучается  в аналитике, последняя - теоретическая  основа риторики.

Но в устной речи было трудно пользоваться развернутыми силлогизмами,

поэтому вместо них там обращаются к сокращенным  силлогизмам или энтимемам.

3) Что касается самого процесса убеждения, то различаются, с одной стороны,

способы или  приемы убеждения, которые не нами изобретены и называются

“нетехническими”, а с другой — технические” методы, которые могут быть

созданы нами с  помощью метода и наших собственных  средств. К первому роду

относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т.п. посылки, на

которые опираются  в доказательных и правдоподобных рассуждениях

(свидетельства  очевидцев, письменные договоры, клятвы и даже показания, 

данные под  пыткой). К техническим средствам  убеждения относятся как раз  эти 

способы вывода, посредством которых аргументы, т.е. нетехнические способы

убеждения связываются  с выводимыми из них заключениями (силлогистические

умозаключения или силлогизмы).

4) Рекомендуется использовать более гибкие и ослабленные варианты, а именно

вместо силлогизмов  — энтимемы (сокращенный силлогизм с пропущенной посылкой), а индукции — примеры.

5) Энтимемы должны играть решающую роль в риторике, поскольку они убеждают

сильнее, чем  примеры. Примерами следует пользоваться в том случае, когда не

имеешь доказательства, ибо для того, чтобы убедить, требуется  какое–нибудь

доказательство; когда же энтимемы есть, то примерами  следует пользоваться

как свидетельствами, помещая их вслед за энтимемами в  виде эпилога

6) Особое внимание обращается на различие между энтимемами двух видов:

диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий,

универсальный характер, с одной стороны, и с  другой, энтимемами частного

характера.

7) Софистическая риторика почти исключительно ограничивается эмоциональной и

стилистической  сторонами риторики, игнорирует логические основания 

убеждения, а  в ряде случаев сознательно прибегает  к софизмам для победы в 

публичном споре. Но есть три причины, возбуждающие доверие  к говорящему,

потому что  есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без 

доказательства, — это разум, добродетель и благорасположение.

8) Убедительность речей в огромной степени зависит от людских страстей. Под

влиянием страстей возникает или исчезает доверие  людей, с ними же связано 

изменение их решений  по различным вопросам, чувство удовольствия и 

неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т.п. Страсти

часто оказывают  решающее влияние на поведение людей, и оратор должен

воспользоваться ими для достижения своей цели.

9) С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела

должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и 

соответствовать истинному положению вещей. Истинное

положение вещей  диктует соответствующий стиль  речи. 
 
 

2. Никола Буало «Поэтическое  искусство»

1. "Желанье  рифмовать" не является талантом.

2. Смысл должен  находиться в согласии с рифмой.

3. Главное в  стихотворении - яркая острая  мысль.

4. Избегайте  излишнего, пустого многословия.

5. Количество  не равняется качеству.

6. Низкое всегда  уродливо, даже в низком стиле  "должно быть благородство".

7. Изящный стиль,  его строгость, чистота и ясность  - образец для поэта.

8. Мысль в  стихотворении должна быть четкой  и ясной.

9. Поэт должен  хорошо владеть языком, стилистические  ошибки недопустимы.

10. Писать следует  медленно и вдумчиво, а затем тщательно "шлифовать" свое

произведение.

11. Идиллия проста  и наивна, она не терпит тяжеловесных  выражений.

12. Элегия уныла  и печальна, тон - высокий.

13. Ода бурна  и "смята".

14. Сонет строг  по форме (два катрена в начале, в которых восемь раз - две 

Информация о работе Лекция по "Литературе"