Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:07, лекция
Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть
авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они
друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами
или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.
Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.
заключенное в содержании подлинного пафоса, и поэтому он признает его.
Пафос волнует, потому что в себе и для себя он является могущественной
силой человеческого существования.
4) Характер составляет подлинное средоточие идеального художественного
изображения, поскольку он соединяет в себе рассмотренные выше стороны в
качестве моментов своей целостности. Ибо идея как идеал, то есть как
воплощенная для чувственного представления и созерцания действующая и
осуществляющая себя в своей активности идея, образует в своей
определенности
соотносящуюся с собой
подлинно свободная единичность, как ее требует идеал, должна показать себя
не только всеобщностью, но также конкретной особенностью и единым
опосредствованием и взаимопроникновением этих сторон, которые для себя
самих существуют как единство. Это составляет целостность характера, идеал
которого состоит в богатой силе субъективности, объединяющей себя внутри
себя. В этом отношении мы должны рассмотреть характер с трех сторон:
во-первых, как целостную индивидуальность, как богатство характера внутри
себя;
во-вторых, эта целостность должна выступать как особенность, и характер
должен являться как определенный характер;
в-третьих, характер (как нечто единое в себе) смыкается с этой
определенностью как с самим собою в своем субъективном для-себя-бытии и
благодаря этому
должен осуществить себя как твердый
внутри себя характер.
6. Белинский В.Г. "Разделение поэзии на роды и виды"
1) Поэзия есть высший род искусства. Поэзия заключает в себе все элементы
других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами,
которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собою
всю целость искусства, всю его организацию и” объемля собою все его
стороны, заключает в себе ясно и определенно все его различия.
I. Поэзия осуществляет смысл идеи во внешнем и организует духовный мир в
совершенно определенных, пластических образах. Это поэзия эпическая.
II. Всякому внешнему
явлению предшествует
словом — мысль; всякое внешнее явление есть результат деятельности
внутренних, сокровенных сил: поэзия проникает в эту вторую, внутреннюю
сторону события, во внутренность этих сил, из которых развивается внешняя
реальность, событие и действие; здесь поэзия является в новом,
противоположном роде. Это поэзия лирическая.
III. Наконец, эти
два различные рода
внутреннее перестает оставаться в себе и выходит вовне, обнаруживается в
действии; внутреннее, идеальное (субъективное) становится внешним, реальным
(объективным). Как и в эпической поэзии, здесь также развивается;
определенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных и
объективных сил; но это действие не имеет уже чисто внешнего характера. Это
высший род поэзии и венец искусства — поэзия драматическая.
2) Эпическая и лирическая поэзия представляют собою две отвлеченные крайности
действительного мира, диаметрально одна другой противоположные;
драматическая поэзия представляет собою слияние (конкрецию) этих крайностей
в живое и самостоятельное третье.
А) Поэзия эпическая
Эпос, слово, сказание, передает предмет в его внешней видимости и вообще
развивает, что есть предмет и как он есть. Начало эпоса есть всякое
изречение, которое в сосредоточенной краткости схватывает в каком-либо
данном предмете всю полноту того, что есть существенного в этом предмете,
что составляет его сущность.
Эпопея нашего времени есть роман. В романе—все родовые и существенные
признаки эпоса, с тою только разницею, что в романе господствуют иные
элементы и иной колорит.
К эпической поэзии принадлежат аполог и басня, в которых опоэтизировывается
проза жизни и практическая обиходная мудрость житейская.
Б) Лирическая поэзия
Лирика дает слово и образ немым ощущениям, выводит их из душного заточения
тесной груди на свежий воздух художественной жизни, дает им особное
существование. Следовательно, содержание лирического произведения не есть
уже развитие объективного происшествия, но сам субъект и все, что проходит
через него.
Виды лирической поэзии зависят от отношений субъекта к общему содержанию,
которое он берет для своего произведения. Если субъект погружается в
элемент общего созерцания и как бы теряет в этом созерцании свою
индивидуальность, то являются: гимн, дифирамб, псальмы, пеаны.
Субъективность на этой ступени как бы не имеет еще своего собственного
голоса и вся вполне отдается тому высшему, которое осенило ее; здесь еще
мало обособления, и общее хотя и проникается вдохновенным ощущением поэта,
однако проявляется более или менее отвлеченно.
В) Драматическая поэзия
Драма представляет совершившееся событие как бы совершающимся в настоящем
времени, перед глазами читателя или зрителя. Будучи примирением эпоса с
лирою, драма не есть отдельно ни то, ни другое, но образует собою особенную
органическую целость.
Сущность трагедии, как мы уже выше говорили, заключается в коллизии, то
есть в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным
долгом или просто с непреоборимым препятствием. С идеею трагедии
соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки.
Комедия есть последний вид драматической поэзии, диаметрально
противоположный трагедии. Содержание трагедии — мир великих нравственных
явлений, герои ее — личности, полные субстанциальных сил духовной
человеческой природы; содержание комедии — случайности, лишенные разумной
необходимости, мир призраков или кажущейся, но не существующей на самом
деле действительности; герои комедии — люди, отрешившиеся от
субстанциальных основ своей духовной натуры.
Есть еще особый вид драматической поэзии, занимающий середину между
трагедиею и комедиею: это то, что называется собственно драмою. Драма ведет
начало свое от мелодрамы, которая в прошлом веке делала оппозицию надутой и
неестественной тогдашней трагедии и в которой жизнь находила себе
единственное убежище от мертвящего псевдоклассицизма.
Вот все роды поэзии. Их только три, и больше нет и быть не может. Но в
пиитиках и литературах прошлого века существовало еще несколько родов
поэзии, между которыми особенную важность имел дидактический, или
поучительный.
Поэзия говорит не описаниями, а картинами и образами; поэзия не описывает и
не
списывает предмета,
а создает его.
7. Веселовский А.Н. "Историческая поэтика"
1) История литературы напоминает географическую полосу, которую международное
право освятило как res nullius <лат. - ничья вещь>, куда заходят охотиться
историк культуры и эстетик, эрудит и исследователь общественных идей.
2) Романтизм: стремление личности сбросить с себя оковы гнетущих общественных
и литературных условий и форм, порыв к другим, более свободным, и желание
обосновать их на предании.
3) На известной стадии народного развития поэтическая продукция выражается
песнями полулирического, полуповествовательного характера, либо чисто
эпическими. Условия появления больших народных эпопей: личный поэтический акт без
сознания личного творчества, поднятие народнопоэтического самосознания,
требовавшего выражения в поэзии; непрерывность предыдущего песенного
предания, с типами, способными изменяться содержательно, согласно с
требованиями общественного роста.
4) В основе этой эпопеи лежат распространенные повсюду животные сказки с
типическими лицами - зверями.
5) Литературная басня могла быть одним из первых поводов записать и народную
животную сказку.
6) Драма - внутренний конфликт личности, не только самоопределившейся, но и
разлагающей себя анализом.
7) Все мы более или менее открыты суггестивности образов и впечатлений; поэт
более чуток к их мелким оттенкам и сочетаниям, апперцепирует их полнее; так
он дополняет, раскрывает нам нас самих, обновляя старые сюжеты нашим
пониманием, обогащая новой интенсивностью знакомые слова и образы, увлекая
нас на время в такое же единение с собою, в каком жил безличный поэт
бессознательно-поэтической эпохи. Но мы слишком многое пережили врозь, наши
требования суггестивности выросли и стали личнее, разнообразнее; моменты
объединения наступают лишь с эпохами успокоенного, отложившегося в общем
сознании жизненного синтеза. Если большие поэты становятся реже, мы тем
самым ответили на один из вопросов, который ставили себе не раз: почему?
8) Поэтика сюжетов
А) Задача исторической поэтики, как она мне представляется,— определить роль и
границы предания в процессе личного творчества.
Б) Мотив - формула, отвечавшая на первых порах общественности на вопросы,
которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшая особенно яркие,
казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности. Признак
мотива — его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее
элементы низшей мифологии и сказки.
Простейший род мотива может быть выражен формулой а-\-Ь. Каждая часть
формулы способна видоизмениться, особенно подлежит приращению Ь\ задач
может быть две, три (любимое народное число) и более.
а) Мотивом - простейшая повествовательная единица, образно ответившая на
разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения.
е) Эстетическое восприятие внутренних образов света, формы и звука —» и