Лингвистический анализ сонетов У. Шекспира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Сонет – это традиционное с теории стиха понятия, поэтому не надо с самого начала главы про Плавскину. Просто так и начинаете: «Термин «сонет»….», а в конце пересказанного куска делаете ссылку в квадратных скобках на источник, из которого брали информацию утверждает, что «термин «сонет», дословно переводящийся как «песенка», означает строфу, состоящую из 14 строк, сгруппированных в строго определенном порядке. Условно сонет можно разделить на два четверостишия и два трехстишия, где в общей сложности употребляется пять рифм, две в катренах и три в терцетах (трехстишиях).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 55.79 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Своеобразие шекспировских сонетов и их место в творчестве Барда

 

1.1 Традиционный сонет в английской литературе

З.И. Плавскина

Сонет – это традиционное с теории стиха понятия, поэтому  не надо с самого начала главы про  Плавскину. Просто так и начинаете: «Термин «сонет»….», а в конце пересказанного куска делаете ссылку в квадратных скобках на источник, из которого брали информацию 

утверждает, что «термин  «сонет», дословно переводящийся как  «песенка», означает строфу, состоящую  из 14 строк, сгруппированных в строго определенном порядке. Условно сонет можно разделить на два четверостишия и два трехстишия, где в общей сложности употребляется пять рифм, две в катренах и три в терцетах (трехстишиях).

Сонет занимает важное место  в литературе эпохи Возрождения. История термина свидетельствует  о сложном процессе возникновения  и заимствования данного лирического  жанра.

Сонет - один из самых традиционных лирических жанров европейской литературы, однако, на протяжении семи веков своего существования он не утратил привлекательности. Сонет занимает важное место в  литературе эпохи Возрождения. История  термина свидетельствует о сложном  процессе возникновения и заимствования  данного лирического жанра. Слово  Sonett (новолат. sonetus, ит. sonetto) представляет собой форму, производную от лат. sones (ср. со старофр. son - «тон», «звук») и образованную с помощью уменьшительного суффикса. С итальянского же сонет переводится как «песенка».Сонет-это лирическое стихотворение из 14 строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в сер. 13 в. И его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из 2 катренов(строфа из 4-х строк с перекрестной рифмой) и 2 терцетов(строфа из 3 строк).В 16 в. перешел из итальянской поэзии во французскую и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона — французский и итальянский.

Ряд стихотворных форм, которые построены на основе сонета:

1) «Венок сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов. Магистральный сонет является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка. Венок сонетов изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм).

Первый венок сонетов  на русском языке принадлежит  филологу Фёдору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Венок сонетов — одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время (Семён Кирсанов, Кирилл Ковальджи и Юрий Абрамов).

По моему мнению, необходимо отметить, что венок сонетов имеет  широкое распространение не только в литературе, но и в музыке. Яркими представителями рок-музыки, которые  прибегают к форме венка сонетов  являются Сергей Калугин, Rosarium.

По поводу онегинской строфы велись и ведутся споры. Некоторые ученые относят ее к сонетной форме, другие же отрицают это. Но , на мой взгляд, было бы логично включить онегинскую строфу в ряд стихотворных форм, построенных на основе сонета.

2) Онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах. Строфа, которой был написан роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», взята от сонета «английского» («шекспировского») типа, т. е. строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы.

Однако, как  отмечалось раннее, онегинскую строфу нельзя однозначно относить к сонетной форме, т. к. в отличие от сонетной традиции, в которой рифма строится при помощи связи катренов между собой рифменными цепями, Пушкин ввел свою систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая.

Не надо про онегинскую строфу

 

Каноническими формами сонета признаны: « французский», « английский» и « итальянский». Необходимо отметить, что существуют отступления от нее, которые многообразны: нетрадиционные размеры, нетрадиционные рифмовки. Одна из наиболее известных разновидностей – нетрадиционный объем, так называемый сонет с кодой («с хвостом»).

3) «хвостатый сонет» или «сонет с кодой», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка. Такая форма используется преимущественно в стихах комического содержания; некоторые строки в таких кодах бывают укороченными.

4) Другая разновидность  – нетрадиционный порядок, например, «опрокинутый сонет» или «перевернутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;

Классификация сонетных форм во многих источниках на этом заканчивается, но Б. В. Томашевский дает более широкое  описание разновидностей сонета:

5)«половинный сонет», состоящий  из 1 катрена и 1 терцета [Томашевский, 2001: 207]

6)«безголовый сонет», в  нем отсутствует первый катрен; [Томашевский, 2001: 207]

7)«сплошной сонет», написанный  на двух рифмах; [Томашевский, 2001: 208]]

8)«хромой сонет», с укороченными  четвёртыми стихами в катренах.

Во всех вариантах  французского сонета была одна общая  черта – терцеты начинались рифмующей  парой строк, а затем уже следовали  четыре строки, зарифмованные перекрестно. Когда из Франции сонет перешел  в Англию, то рифмующая пара строк  сместилась: теперь она не начинала, а заканчивала собой терцеты (и  весь сонет), а четверостишие, встав  перед нею, принимало вид третьего катрена. Вместо французского АББА+АББА+ВВГ+ДГД или ВВГ+ДДГ мы находим АББА+АББА+ВГГВ+ДД или АБАБ+АБАБ+ВГВГ+ДД. Потом и эта форма расшаталась еще больше, так что даже в первых двух катренах повторение рифм перестало быть обязательным: сонет превратился в четырнадцатистишие АБАБ+ВГВГ+ДЕДЕ+ЖЖ. Такие упрощенные сонеты писал Шекспир, и они обычно называются «шекспировскими»(хотя первыми ввел их в моду не Шекспир, а поэт Сарри).

Не надо про французский  сонет

Первый перевод сонета на английский язык выполнил Чосер. Он включил 88-й сонет Петрарки (под названием «жалоба Троила») в свою поэму «Троил и Крессида», без сохранения его формы. Томас Уайетт переводил Петрарку и писал подражания его сонетам, избрав, вероятно, под влиянием творчества французских поэтов схему abba abba cddc ee. Правда сонеты Уайетта отличаются от сонетов Петрарки, в которых присутствуют яркие чувства, любовь к божественной женщине.[Плавскина, 1988: 285]

 

Оформление ссылок уточнить в методичке

Он по – другому изображает переживания и томления , лирический герой сонета максимально приземлён, а предмет его страсти — обыкновенная женщина. Интонация Уайетта приближена к разговорной речи, причём довольно часто встречаются отступления от размера и перебивки ритма.

История также приводит примеры  тех, кто не слепо следовал одной  из основных форм сонета, а вводил что-то свое. Экспериментировал над сонетной формой граф Суррей, отвергнувший итальянскую форму сонета в пользу английской — трёх четверостиший с заключительным двустишием.

Одним из величайших мастеров сонетной формы был Уильям Шекспир. Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и большая их часть была создана в 1592—1599 годах. Впервые они были напечатаны без ведома автора в 1609 году. Два из них были напечатаны ещё в 1599 году в сборнике «Страстный пилигрим». Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы.

 

1.2 История появления  шекспировского цикла сонетов

Шекспир оставил нам много  загадок, и, пожалуй, самая трудная  из них - его "Сонеты". С какой  стороны ни подойдешь к ним, наталкиваешься па вопросы. Их так много, что все  не перечислишь. Но вот самые главные:

1) Когда были созданы  "Сонеты"?

2) Написал ли их Шекспир  за один период, или создание  их растянулось на ряд лет?

3) Можно ли считать,  что, взятые вместе, "Сонеты" содержат связный и последовательный  поэтический рассказ?

4) Отражают ли "Сонеты" события жизни Шекспира и его  личные переживания, или они  представляют собой поэтические  произведения, написанные на темы, распространенные в лирике эпохи  Возрождения?

5) Если "Сонеты" автобиографичны и люди, о которых в них написано, реальны, то кто юный друг, воспетый с такой страстью, и кто загадочная Смуглая дама, любимая поэтом?

Исследователей и вдумчивых  читателей интересовало в "Сонетах" и многое другое. Как всегда, когда  речь идет о Шекспире, воображение  критиков находило пищу для самых невероятных предположений. Многие из них мы оставим в стороне, ибо досужие вымыслы не могут нас интересовать. Так, мы не станем обсуждать нелепых утверждений, будто "Сонеты" написал не Шекспир, а кто-то другой. Подобного рода "теории" находятся вне науки.

Авторство Шекспира незыблемо  утверждается свидетельствами современников. Другое дело - вопросы, названные выше. Они действительно заслуживают  внимания, ибо решение их существенно  для понимания "Сонетов".

Большинство исследователей считает, что "Сонеты" были написаны Шекспиром между 1592 и 1598 годами.

Именно эти годы являются периодом наивысшего расцвета сонетной поэзии в английской литературе эпохи  Возрождения. Толчок этому дало опубликование  в 1591 году цикла сонетов Филиппа  Сидни "Астрофил и Стелла" (написаны они были раньше, около 1580 г.). С этого времени сонет стал самой модной формой лирики. Поэты состязались друг с другом в обработке этой трудной стихотворной формы и создали большое количество сонетных циклов. В 1592 году Сэмюэл Деньел опубликовал цикл сонетов "Делия"; в 1593 году появились: "Слезы воображения" Томаса Уотсона, "Парфенофил и Парфенона" Барнеби Барнса, "Филлида" Томаса Лоджа, "Лисия" Джайлза Флетчера; в 1594 году - "Диана" Генри Констебла, "Сонеты к Селии" Уильяма Перси, "Зерцало Идеи" Майкла Драйтена и анонимный цикл "Зефирия", в 1595 году: знаменитые "Аморетти" величайшего поэта английского Возрождения Эдмунда Спенсера, "Цинтия" Ричарда Барнфилда, "Сто духовных сонетов" Барнеби Барнса, "Альцилия" неизвестного автора; в 1596 году - "Фидесса" Бартоломью Гриффина и "Хлорида" Уильяма Смита; в 1597 году-"Сто христианских страстей" Генри Пока, "Лаура" Роберта Тофта, "Древо любовных ухищрений" Николаса Бретона; в 1598 году - "Альба" Роберта Тофта. После 1598 года поток сонетной поэзии сразу обрывается, и в последующие несколько лет не выходит ни одной книги сонетов, пока в 1609 году издатель Т. Торп не выпустил в свет "Сонеты" Шекспира.

Шекспир всегда был чуток  к запросам и интересам своего времени. Его драматургия свидетельствует  об этом с достаточной ясностью. Когда писание сонетов стало  модой, Шекспир также обратился  к этой поэтической форме.

За то, что "Сонеты" были созданы между 1592-1598 годами, говорит  также их стилевая близость к другим произведениям, написанным Шекспиром  в эти годы. Ряд тем и мотивов "Сонетов" перекликается с некоторыми строфами его поэм "Венера и Адонис" (1593) и "Лукреция" (1594). Обнаружено сходство между поэтическими выражениями, образами и сравнениями, встречающимися в "Сонетах" и в драматических  произведениях, написанных Шекспиром  в эти годы. Особенно наглядны параллели  между "Сонетами" и отдельными местами таких пьес, как "Два  веронца", "Бесплодные усилия любви", "Ромео и Джульетта", которые  были созданы Шекспиром в 1594-1595 годах.

Но хотя основная масса  сонетов была написана между 1592 и 1598 годами, не исключена возможность, что  отдельные стихотворения, вошедшие в сборник, были созданы раньше, а  другие - позже этих лет.

В обычае поэтов эпохи Возрождения  было писать сонеты так, чтобы они  складывались в циклы, внутренне  связанные с определенной темой  и лирическим сюжетом. "Сонеты" Шекспира близки к этому.

В основном "Сонеты" складываются в лирическую повесть о страстной  дружбе поэта с прекрасным юношей и не менее страстной любви  к некрасивой, по пленительной женщине. Мы узнаем далее, что друг и возлюбленная поэта сблизились и оба, таким образом, изменили ему. Но это не убило в нем ни привязанности к другу, ни страсти к возлюбленной.

Есть, однако, отдельные сонеты, не связанные ни с темой дружбы, ни с темой любви. Это просто лирические размышления поэта о разных жизненных  вопросах. Эти сонеты кажутся более  глубокими и более зрелыми, чем  те, которые посвящены воспеванию юного друга. Есть в них мысли, перекликающиеся с трагедиями, написанными  Шекспиром в первые годы XVII века; особенно интересен в этом отношении 66-й сонет, близкий по мыслям к знаменитому монологу Гамлета "Быть или не быть...".

Сонеты к другу и  сонеты к возлюбленной - это как  бы два отдельных цикла. Правда, между  ними есть связь. Но в целом "Сонеты" не выглядят как заранее задуманный и планомерно осуществленный цикл лирических стихотворений.

В связи с этим встает вопрос: правилен ли тот порядок, в  котором "Сонеты" были напечатаны в первом издании 1609 года? Даже поверхностное  ознакомление приводит к выводу, что  логика лирического сюжета не везде  выдержана. Так, например, о том, что  друг изменил поэту с его возлюбленной, мы узнаем из сонетов 40, 41, 42, причем задолго  до того, как узнаем о том, что  у поэта была возлюбленная, - о  ней нам рассказывают сонеты, начиная  со 127-го.

Информация о работе Лингвистический анализ сонетов У. Шекспира