Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:55, аттестационная работа
Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.
Афанасий Афанасьевич Фет
(1820-1892)
Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, переводчик. Будучи сыном Каролины, Шарлоты Фёт, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Фета произошло неприятное событие. Обнаружилась ошибка записи рождения, что лишило Афанасия титула. Первые стихи Фета были написаны еще в юности. В 1837 году окончил эстонский пансион Крюммера. В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах. Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет служит унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства. Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична. В 1873 году в биографии Афанасия Фета было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.
Пейзажная лирика А.А.Фета
В своих стихах А.Фет писал о самом простом – о природе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность. Фета можно назвать певцом русской природы. Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой. Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Говоря о пейзажной лирике Фета, нельзя не отметить, что новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму. Этот уклон впервые в русской поэзии определенно появился у Фета. Признак этого стиля – «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое движение штрихах». Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от внимательного взгляда. Предметом искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально существующий элемент мира и особая прозорливость, способная изобразить «ум сердца».
Николай Алексеевич Некрасов
(1821-1877/78)
Детские годы Некрасова прошли в с. Грешнево близ Ярославля, в имении отца. В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет. Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838 года. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Осознав необходимость покончить с «литературной подёнщиной», Некрасов пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде»; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В период общественного подъёма середины 50-х гг. Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции и Некрасов отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы. В лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Некрасов Поэт глубоко национальный, Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Развитие пушкинских и лермонтовских традиций в поэзии Н.А.Некрасова
Некрасов наследует поэтические традиции Пушкина и Лермонтова, интерпретирует их в контексте изменяющейся социокультурной реальности. Многие темы великих предшественников подвергаются творческому переосмыслению. «Колыбельная песня» носит подзаголовок «Подражание Лермонтову». В ироничной манере автор обращается к чиновнику, чья жизнь предстает гротескными картинами подличания и компромиссов. В 1846 г. Некрасов пишет стихотворение «Родина», в котором ощущаются настроения пушкинской «Деревни» и «Родины» Лермонтова. В традициях буколической поэзии автор вспоминает «знакомые места», «темный сад», «аллею», но умиротворенное состояние нарушается приемом антитезы, известным по витийственной лирике предшественников. Поэт верен гуманистической традиции русской литературы, в его творениях ощущается надежда на возможность преодоления безысходности. Художественная концепция творчества в стихотворении «Блажен незлобивый поэт» развивает тему одного из лирических отступлений «Мертвых душ» Гоголя. Композиционно оно построено на противопоставлении стихотворца, «в ком мало желчи, много чувства», кто находит «сочувствие в толпе», «любя беспечность и покой», поэту, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». В этом стихотворении разрабатывается и философская концепция пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом». Некрасов объединяет традиции предшественников, представляет драматическую перспективу художника, посвятившего свой талант осуждению порочной безмятежности общества, безучастного к страданиям людей. Пушкинские мотивы звучат в живописном эскизе «Стихи мои! Свидетели живые». Прием олицетворения помогает выразить тождество природного и духовного начал. Метафора «душевные грозы» развивается в объемную по философскому смыслу фразу: «...и бьетесь о сердца людские, как волны об утес».
Николай Семёнович Лесков
(1831-1895)
Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохове, Орловской губернии, в семье небогатого судейского служащего. Свое обучение будущий писатель начинал в стенах Орловской гимназии. Не окончив ее, Лесков начал свою службу чиновником в Орловской уголовной палате. В 1849 году Лесков был переведен в Киев. В Киеве он становится чиновником казенной палаты, а позже помощником столоначальника. Университетский Киев, как культурный центр, заметно отличался от провинциального Орла. В доме своего дяди, профессора медицины С.П. Алферьева, Лесков общался почти со всеми молодыми профессорами университетского кружка. В этот период своей жизни Лесков близко знакомится с Тарасом Шевченко и многими другими прогрессивными людьми. Воспоминания о киевской жизни нашли отражение во многих его произведениях. Еще больший жизненный опыт Лесков приобрел, когда оставил государственную службу и поступил на работу к англичанину А.Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, мужу своей тетки. Сопровождая переселяемых на новые земли крестьян, он много разъезжал по стране, посетил множество городов, попадая в самые отдаленные уголки России. В 60-е годы XIX века на страницах петербургской печати впервые стало появляться имя Николая Лескова. Писатель начал с публицистики, он словно спешил выплеснуть накопившийся багаж своих наблюдений. Многие его фельетоны, публицистические статьи ,очерки и литературные обозрения были близки по своему характеру настроениям демократов-шестидесятников. Одновременно развивалось и художественное творчество Лескова. Во всей своей убогости и неприглядности быта предстают в раннем творчестве Лескова картины деревенской жизни, губительные последствия крепостнического строя. Позже Лесков уезжает за границу, сначала в Варшаву и Краков, а затем во Францию, в Париж. Он пишет сложный по содержанию роман "Некуда" (1864), с трудом прошедший все препоны петербургской цензуры. Произведения Лескова были удивительно проникнуты историей, внутренним миром обыкновенного человека. В начале 70-х годов выходят такие произведения, как "Запечатленный ангел", "Соборяне", "Очарованный странник", затем, несколько позже, "Павлин", "На краю света". В 1874 году Лескова назначают членом особого отдела Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению издаваемых для народа книг, однако в 1883 году он оставил этот пост. До конца своей жизни Лесков живет в Петербурге, лишь в 1875 и 1884 годах он на короткое время выезжает за границу.Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года.
Особенности композиционного строения повести «Очарованный странник»
"Очарованный странник"
— это своеобразная повесть
— биография героя,
Элементы житийного жанра и романа приключений
в "Очарованном страннике" очевидны.
Герой повести, Иван Флягин подобно персонажу
жития, покаявшемуся и преображенному
грешнику, идет по миру от греха к покаянию
и искуплению вины. Если раньше долгие
годы своей жизни он сам ощущал себя вольным
сыном природы, то теперь он впервые преисполняется
чувством долга перед другим человеком.
Лесковский странник, как и святой — герой
жития, уходит в монастырь, и это решение,
как он считает, предопределено судьбой,
Богом. Правда, уход в монастырь имеет
и обыденную мотивировку: "<…> в контексте
повествования тот жизненный шаг, который
как бы должен неминуемо свершиться в
жизни Ивана Северьяныча независимо ни
от каких житейских перипетий, — уход
в монастырь — обретает не столько провиденциальный
смысл, сколько смысл социально─психологический,
почти бытовой. Обыденная мотивировка,
очевидно, не исключает в повести второго,
провиденциального плана: Божий замысел
о Флягине проявляется через внешне обыкновенные
события. Жития святых знают и более неожиданные
случаи воплощения промысла. В повести
Лескова этим мотивам соответствует видение,
в котором Флягину явлен монастырь на
Белом море — Соловецкая обитель, куда
он и направляет сейчас свой путь. Обладающие
жанрообразующими признаками сюжет и
герой повести Лескова напоминают событийную
канву и персонажей не только житийной
литературы, но и романа приключений. Герой,
следуя своему внутреннему голосу, готовится
к тому, что "скоро надо будет воевать",
ему "за народ очень помереть хочется".
Мотив странствий, постоянного движения
в пространстве также роднит "Очарованного
странника" с романом приключений. Авантюрный
герой так же, как и Флягин, лишен родного
дома и в поисках лучшей доли должен скитаться
по свету. И странствия Ивана Северьяныча,
и скитания авантюрного героя имеют лишь
формальное завершение: у персонажей нет
определенной цели, достигнув которую,
они могут успокоиться, остановиться.
Уже в этом — отличие повести Лескова
от житий — ее прообразов: житийный герой,
обретая святость, остается затем неизменным.
Если он уходит в монастырь, то этим завершаются
его странствия в миру. Путь же лесковского
странника открыт, незавершен. Монастырь
— лишь одна из "остановок" в его
бесконечном путешествии, последнее из
описанных в повести мест обитания Флягина,
но, возможно, не последнее в его жизни.
Проступки, совершенные послушником по
рассеянности и невниманию, навлекают
на него наказание игумена. Из монастыря
Флягина не то отпускают, не то "прогоняют"
в Соловки на поклонение мощам святых
Зосимы и Савватия. В "Очарованном страннике"
есть и несколько трансформированный
сюжетный мотив, характерный для былин:
поединок русского богатыря с воином-басурманином,
степняком. Не случайно в рассказе Флягина
о своей жизни упоминаются близкие к былинам
богатырские сказки о Бове Королевиче
и о Еруслане Лазаревиче.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
(1826-1889)
Салтыков (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 - 1889), родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей, где начинает писать стихи. В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет живет в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. В конце 1855 года после смерти Николая 1, получив право "проживать, где пожелает", возвращается в Петербург и возобновляет литературную работу. В это время женится на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. В 1856 - 58 был чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы. В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывает огромные трудности. Салтыков берет на себя огромную писательскую и редакторскую работу. В 1864 Салтыков выходит из редакции "Современника". Возвращается на государственную службу. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переезжает в Петербург, принимает приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работает в 1868 - 84. Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.
Сатирическая направленность в романе «История одного города»
Роман "История одного города" является вершиной художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупова скрывается целая страна, а именно - Россия. Главной идеей произведения является недопустимость самовластия. Щедрин рассказывает нам историю города Глупова, что происходило в нем на протяжении примерно ста лет. Причем акцентирует внимание на градоначальниках, так как именно они выражали пороки городского управления. Сатирические средства, используемые автором хроники, разнообразны. В совокупности образы всех градоначальников создают единый образ самодержавного правителя. Суть каждого из градоначальников можно представить даже после простого описания внешности. Например, упорство и жестокость Угрюм-Бурчеева выражаются в его "деревянном лице, очевидно, никогда не освещавшемся улыбкой". Более миролюбивый Прыщ, напротив, "румян, имел алые и сочные губы", "походка у него была деятельная и бодрая, жест быстрый". Произведение написано в форме летописей. Некоторые части, которые, по замыслу автора, считаются найденными документами, написаны тяжеловесным канцелярским языком, а в обращении летописца к читателю присутствуют и просторечия, и пословицы, и поговорки. Усиливают комичность путаница в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы и аллюзии (например, ссылки на Герцена и Огарева). Наиболее полно Щедрин представляет нам градоначальника Угрюм-Бурчеева. Здесь имеет место прозрачная аналогия с реальностью: фамилия градоначальника похожа по звучанию на фамилию известного реформатора Аракчеева. В описании Угрюм-Бурчеева меньше комического, а больше мистического, ужасающего. По словам Щедрина, "история прекратила течение свое". "История" до сих пор не утратила актуальности, потому что мы, к сожалению, пока еще встречаемся с людьми, подобными глуповским градоначальникам.
Информация о работе Литература второй половины девятнадцатого века