Литература второй половины девятнадцатого века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:55, аттестационная работа

Краткое описание

Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

 

Тема родины в лирике С.Есенина

Тема Родины - главная  тема в творчестве С.А.Есенина. О  чем бы он ни писал, образ родного  края незримо присутствует в его  стихах. Еще в ранних юношеских  стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении "Гой ты, Русь, моя родная!", написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи  в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте Родину мою".

Родина для Есенина - это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности  села. Чувство родины находит у  него выражение пока еще только в  любви к родной природе. Поэт чувствует  себя частью родной природы и готов  слиться с ней навсегда. Но уже и тогда родина видится ему не идиллическим "заоблачным раем". Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. Есенин ждал от революции идиллического "земного рая" для мужиков. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного "железного гостя", перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя "последним поэтом деревни". С течением времени взгляд Есенина на жизнь стал шире. Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. Он мечтает о тех временах, когда "по всей планете пройдет вражда племен", "когда на земле будет один язык, и лишь "историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется". Он утверждает: "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь". Любуясь "голубой родиной Фирдоуси", он ни на минуту не забывает о том, что "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий".

 

Анна Андреевна Ахматова

(1889-1966)

 

 

Анна Андреевна Ахматова (23.06.1889 - 05.03.1966) родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского инженера-механика. Детство и отрочество будущей поэтессы прошли в Царском селе, где она училась в Мариинской женской гимназии. Девичья фамилия Анны Андреевны - Горенко, а псевдоним Ахматова был взят по фамилии прабабушки с материнской стороны. После Царского села Ахматова переезжает в Петербург. В 1907 году Ахматова публикует стихотворение в журнале "Сириус", который издавал молодой поэт Николай Гумилев. С ним Анна Ахматова обвенчалась в 1910 году в Киеве, через два года у них родился сын, будущий знаменитый историк и этнограф Лев Гумилев. Вместе с мужем в 1911 году Ахматова вошла в так называемый "Цех поэтов" и стала одним из основателей поэтического течения - акмеизма, которое противостояло символизму. Через несколько лет брак Анны и Николая распался. Слава и заслуженная популярность пришли к Ахматовой после выхода поэтического сборника "Вечер" в 1912 году. Потом, в 1914 году, вышел сборник "Четки", также получивший признание читателей. В военные и революционные годы Анна Ахматова выпустила еще три сборника - "Белая стая", "Подорожник" и "Anno Domini". В этих книгах Ахматова в основном остается автором любовной лирики. Но судьба уготовила Анне Ахматовой много тяжелых испытаний. Сначала был расстрелян Гумилев, затем сама поэтесса подвергается опале, а в 1935 году был арестован ее сын и второй муж, искусствовед по профессии Н.Пунин. Когда началась война и блокада Ленинграда, Ахматова эвакуировалась в Ташкент, где поэтессой был создан цикл стихов "Ветер войны". Лишь в последние годы жизни Анны Ахматовой ее стихи стали приходить к читателю. В 1964 году Ахматовой в Италии была вручена премия Этна Таормина, а в 1965 году в Оксфорде ей была присуждена почетная докторская степень. В общении Анна Андреевна была необычайно проста и естественна. Она любила слушать чужие стихи, охотно читала свои. Умела разговаривать задушевно и откровенно. Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года, в подмосковном Домодедово.

Своеобразие лирики А.Ахматовой

Мир глубоких и драматических  переживаний, очарование, богатство  и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Ранняя любовная лирика воспринималась как своеобразный лирический дневник. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии Анны Ахматовой, Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии. Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как "поединок роковой", она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а, наоборот - в предельно кризисном выражении. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация. "Мукой живой души" платит ее лирическая героиня за любовь. Сочетание лиризма и эпичности сближает стихи А. Ахматовой с жанрами романа, новеллы, драмы, лирического дневника. Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире. В ее стихах поражает "струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. Пронизывающая поэзию А. Ахматовой идея духовной связи с родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми ("Молитва"), что впоследствии так трагически сбылось в ее жизни. Таким образом, поэзия  А. Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей землею. "В наши дни самая одаренная из русских поэтесс, Анна Ахматова, создала как бы синтез между "женской" поэзией и поэзией в точном смысле этого слова.

 

 

 

Михаил Александрович  Шолохов

(1905-1984)

 

 

 

Михаил Александрович  Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года в простой крестьянской семье в станице Вёшенской на Дону. Получил начальное образование. С двенадцати лет участвовал в Гражданской войне, которая разразилась на Дону после революции 1917 года. Несколько лет был занят революционной деятельностью; в 1923 году продолжил образование. Отправившись в Москву, опубликовал в комсомольских изданиях несколько рассказов и очерков. В 1925 году возвратился на Дон, и в том же году были опубликованы его "Донские рассказы". Сборник рассказов "Лазоревая степь" (1926) был переиздан в 1931 году. Эти два тома включают все его рассказы ранних лет. Начатый в 1926 году, "Тихий Дон" был завершен в 1940 году. Первая часть появилась в печати в 1928 году благодаря ходатайству друга Шолохова - А. С. Серафимовича. В 1929 году вышел второй том; третий публиковался в 1932-1933 годах благодаря Горькому. Четвертый, заключительный том был издан в 1938-1940 годах. Занятый работой над "Тихим Доном", Шолохов, однако, изыскал возможность написать "Поднятую целину", роман совершенно иного свойства, воспроизводящий историю коллективизации казачества. Работа над романом "Тихий Дон" вчерне закончилась в 1931 году; опубликован же он был в 1932 году. Генеральную правку Шолохов сделал в 1953 году; в 1955 году появились в печати первые главы второго тома, но лишь в начале 1960 года были напечатаны последние главы, в которых предполагавшаяся трагическая концовка была изменена. Третий роман "Они сражались за родину" был начат в конце 1942 года, сразу после битвы за Сталинград. Отрывки из романа публиковались в 1943-1944 и в 1949-1954 годах. В 1945 году был награжден орденом Славы за военные заслуги. В 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе; при этом он был назван "одним из самых выдающихся писателей нашего времени". Умер Михаил Александрович Шолохов в станице Вёшенской 21 февраля 1984 года.

 

«Трагизм судьбы Григория Мелихова в романе-эпопее «Тихий Дон»»

Григорий – молодой  казак, удалец, человек с большей  буквы: сильный, смелый, любящий, настоящий  мужчина. Такими качествами наделил  своего героя Шолохов. В то же самое время Григорий Мелихов человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть. Издавна жили казаки привольно на Дону: занимали землю, сеяли хлеб, воевали с татарами и турками, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает первая мировая война. И с ней безвозвратно рушится вековой уклад. Хмурые ветры задули над Донскими степями. В феврале одна тысяча девятьсот семнадцатого года царь, которому они присягали, оказался низвергнутым. Произошел раскол. Перед людьми встала незнакомая до селе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить. Главный герой романа Григорий Мелихов мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. Вначале ему кажется прав Изварин, который говорит: «Нам необходимо свое, и, прежде всего избавление казаков от всех опекунов… Избавь, Боже, от друзей, а с врагами мы и сами управимся». Но после встречи с другим героем романа – Подтелковым склоняется Григорий к красным, воюет на их стороне, хотя душой еще никак не пристанет к какому - то берегу. После ранения под станцией глубокой едет он в свой родной хутор. И там еще более терзают его сомнения: «Там, позади, все было путано, противоречиво. Не нашел своего места Мелихов среди тех, кто хотел установить чуждый донцам порядок. И вот уже он вместе с другими односельчанами вступает биться с Подтелковым. Встречаются вдруг однокашники, кумовья, просто люди, верящие в одного Бога, которые раньше могли называть друг друга земляками. Разливается кровавая река по донской земле. В смертельной драке брат идет на брата, сын на отца. Забыты доблесть и честь, рушится жизнь, налаживаемая веками. И вот уже Григорий, ранее внутренне противившийся кровопролитию, легко сам решает чужую учесть. И началось время, когда менялась власть, а вчерашние победители, не успев казнить противников, становятся побежденными и преследуемыми. Григорий становится одним из крупных военачальников повстанцев, но что-то уже ломается в его душе от многолетнего военного убийства. Восстание разгромлено. И вновь судьба совершает с Мелиховым переворот. Его насильно мобилизуют в красную армию…На фоне этих метаний Григорий переживает трагедию также и в личной жизни, красной полосой через которую проходят неудачный брак, запретная любовь, череда смертей родных и любимых людей. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зеленке пролетные гуси, и вьют гнезда, осевшие на лето стрепета».

 

 

 

 

 

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891-1940)

 

 

 

 

 

Михаил Афанасьевич  Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Его отец был профессором, преподавал в Киевской духовной академии. Свое обучение Булгаков начал в гимназии, затем поступил на медицинский факультет  университета, который окончил в 1916 году весной. Затем Булгаков несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а позже получил назначение в небольшую земскую больницу в село Никольское, Смоленской губернии. Здесь Михаил Булгаков начинает работать над книгой "Записки юного врача", повествующей о жизни в глубинке. После Октябрьской революции, в 1918 году, Булгаков возвратился в Киев. Во время Гражданской войны недолго (1920) жил во Владикавказе и в 1921 году он отправился в Москву, где работал в редакции газеты "Гудок" и много писал. В 1924 году Булгаков создает повести "Дьяволиада" и "Роковые яйца", в 1925 году - "Собачье сердце". Одновременно идет работа и над романом "Белая гвардия", первая часть которого была опубликована в журнале Россия в 1925 году. Однако вскоре журнал был закрыт и роман почти сорок лет оставался не допечатанным. В 1926 году Булгаков инсценировал "Белую гвардию". Пьеса называлась "Дни Турбиных" и с большим успехом шла на сцене МХАТа (лишь в первые дни Великой Отечественной войны она прекратила существование на сцене в связи с тем, что под бомбардировками фашистов погибли декорации к спектаклю). В том же, 1926 году Михаил Афанасьевич Булгаков пишет "Зойкину квартиру", в 1927 -"Багровый остров", в 1928- "Бег". Многие работы Булгакова так и не увидели постановки, некоторые были поставлены спустя годы. Так, например, написанная в 1929 году "Кабала святош" появилась на сцене Художественного театра только в 1936 году под названием "Мольер". К таким произведениям относится и принесший посмертную мировую известность автору роман "Мастер и Маргарита", над которым писатель работал с 1928 года. 10 марта 1940 года он скончался в Москве от тяжелого наследственного заболевания почек.

 

«Фантастическое и реальное в романе «Мастер и  Маргарита»»

В романе очень много событий волшебных, магических, фантастических. Обыденность всё время готова к превращению, постоянно может обнаружить своё сверхъестественное содержание. Все странности и чудеса персонажи романа пытаются объяснить через известное, тривиальное, шаблонное - пьянство, галлюцинации, провалы памяти. Но все-таки, сами по себе чудеса, зла никому не причиняют. Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию. Поначалу люди просто пугаются, одни уверяют себя, что все—сон, гипноз, галлюцинации, а потом, в последующей жизни изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях. Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них — это страх перед повторением встречи с нечистой силой. Но есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются. Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман. Маргарита после потери Мастера не боится никого и ничего. На сделку с дьяволом она соглашается, конечно, для Мастера, но, скорее всего ею двигало еще и любопытство. Колдовство ей близко. Истинная фантастика, считал Рихтер, должна не разрушать чудесное, но заставить его соприкоснуться с нашим внутренним миром. Немецкий романтик сравнивал истинную фантастику с прекрасной «сумеречной бабочкой». Фантастика позволила человеку увидеть сразу обе стороны действительности, убедила, что мир похож и красавицу и на ведьму. Страшновато, конечно, думать, что где-то рядом живут Гестас, Азазелло и Воланд. Но ведь это значит, что где-то пишется великий роман, Пилат летит к окну, Бегемот одевает «галстук», выходит на прогулку твой Мастер, а твоя Маргарита уже несет в руках отвратительные желтые тревожные цветы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэзия середины двадцатого века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борис Леонидович Пастернак

(1890-1960)

 

 

Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,— музыка. Но, получив признание А. Скрябина, юноша порвал с музыкальным сочинительством. По окончании гимназии (1906) учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический. Здесь под руководством Г. Г. Шпета Пастернак знакомится с феноменологией Э. Гуссерля, а в апреле 1912 года на скудные средства родителей отправляется в Марбург для обучения у главы неокантианцев Германа Когена. Там он получает возможность продолжать карьеру профессионального философа, но прекращает занятия философией и возвращается на родину. В печати Пастернак впервые выступил в альманахе "Лирика" (1913; 5 стихотворений), затем появились его книги стихов "Близнец в тучах" (1914) и "Поверх барьеров" (1917). Возвратившись к этим стихам, многое исключив и переработав, добавив появившиеся затем в периодике, поэт выпустил через двенадцать лет новый сборник — "Поверх барьеров. Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 года - время создания книги "Сестра моя — жизнь". После завершения поэмы "Высокая болезнь" Пастернак завершает роман в стихах "Спекторский" — о судьбе русского интеллигента, "которого должно вернуть истории" (1931, начат в 1925). Проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников. Зато его лирика обретала все большую известность. На I съезде писателей СССР Н. Бухарин даже противопоставил ее поэзии Маяковского как "отжившей агитке". Тому были основания, хотя сам Пастернак решительно противился возведению его на "литературный трон". Книга лирики Пастернака "Второе рождение" вышла в 1932 году. Зимой 1945/46 г. Пастернак начал реализацию своего главного замысла — романа "Доктор Живаго" (предварительное название — "Мальчики и девочки"). В эти годы и позже активно занимается переводами трагедий Шекспира, "Фауста" Гете, грузинских лириков. 1950-е годы стали для писателя временем тяжелых испытаний. Предложенный для публикации журналу "Новый мир" роман "Доктор Живаго" был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля писателя, как в официально-литературных, так и в политических кругах вплоть до требования выдворения его за пределы страны. Вне России Пастернак себя не мыслил, что и побудило его отказаться от Нобелевской премии. После перенесенного инфаркта поэт умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.

Информация о работе Литература второй половины девятнадцатого века