Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:55, аттестационная работа
Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.
Тема творчества и творца в лирике Б.Пастернака
В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из самых главных. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный самоотчет, напряженную авторскую исповедь. Своеобразен взгляд поэта на взаимоотношения лирического творчества и действительности. По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа, она поэтична изначально, поэт же только соавтор, соучастник, он лишь проясняет эту поэтичность. Следствием этого прояснения является то, что Б. Пастернак постоянно применяет литературные термины к явлениям в природе. Отождествление поэта и природы, передача авторских прав пейзажу - все это, в сущности, служит одной-единственной цели. Стихи, сочиненные самой природой, не могут быть подделкой. Так автор утверждает подлинность написанного. Самое важное - "не исказить голоса жизни, звучащего в нас". Поэтому обостренная впечатлительность, повышенная восприимчивость ко всем ощущениям, ко всем движениям окружающего мира - главная черта подлинной поэзии. Б. Пастернак считал, что творческий процесс начинается тогда, когда "мы перестали узнавать действительность", когда поэт начинает говорить о ней, как Адам, - как будто бы раньше о ней не было сказано ни слова. Поэтому Б. Пастернак в своей лирике постоянно подчеркивает необычность самых обыденных явлений, предпочитая ее всякого рода экзотике и фантастике. Поздняя лирика Б. Пастернака добавляет к пониманию поэтического творчества важные моменты. Поэзия в его понимании - непрестанный труд души, движение, в котором главное - не итоги, а открытия. Сила, чистота, непосредственность восприятия для Б. Пастернака - необходимое условие поэзии. Новаторство же совпало с поисками наибольшей естественности и достоверности изображения. В статье о творчестве Ф. Шопена Б. Пастернак отмечал, что оно "насквозь оригинально не из несходства с соперниками, а из сходства с натурой, с которой он писал". Эти слова в полной мере относятся к поэзии Б. Пастернака.
Александр Трифонович Твардовский
(1910-1971)
Родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты "Рабочий путь", принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией. После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать "на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций". Когда в московском журнале "Октябрь" Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но "получилось примерно то же самое, что со Смоленском". Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936. Произведения Твардовского печатались в 1931 — 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" он начался как литератор. В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты. Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина". Проявил себя и как глубокий, проницательный критик. Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. 18 декабря 1971 А. Твардовский скончался после тяжелой болезни.
Военная тема в лирике А.Т.Твардовского
Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь... сколько людей успели меня прочитать, и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня”, — писал поэт. “Я убит под Ржевом” — стихотворение, написанное от первого лица. Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения — единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”, вырастает в прочную веру. Простой факт, переданный поэту старым знакомым о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя мальчика. Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении — свободное повествование-хроника, которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы. В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата. Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой”. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный, простой солдат. В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера — смелость, упорство, находчивость и защита Родины. Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”.
Николай Алексеевич Заболоцкий
(1903-1958)
Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование. Поступает в Московский университет сразу на два факультета — филологический и медицинский. Литературная и театральная жизнь Москвы захватила Заболоцкого: выступления Маяковского, Есенина, футуристов, имажинистов. Начав писать стихи еще в школе, теперь увлекся подражанием то Блоку, то Есенину. В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт. В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 — 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 — "Вторая книга". В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 — 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др. Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию. В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии. 14 октября 1958 Заболоцкий скончался от второго инфаркта.
Произведения писателей и поэтов второй половины двадцатого века
Александр Исаевич Солженицын
(1918-2008)
Александр Исаевич Солженицын – российский писатель, историк, политический деятель. Родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск. Отец Александра погиб еще до появления сына на свет. Бедствующая семья в 1924 году переехала в Ростов-на-Дону, где Александр пошел в школу. Увлекшись литературой, он после окончания школы, однако, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Занятие точными науками не отвлекало от литературных упражнений. 1941 год в биографии Александра Исаевича Солженицына ознаменован окончанием университета (причем, с отличием). За год до этого он женился на Решетковской. В 1939 Александр поступил в институт философии, литературы и истории Москвы, но из-за войны прервал обучение. С началом войны, не смотря на слабое здоровье, стремился на фронт. После призвания и года службы, был отправлен в Костромское военное училище, где получил звание лейтенанта. Александр Солженицын с 1943 года был командиром батареи звуковой разведки. За военные заслуги награжден двумя почетными орденами, позже стал старшим лейтенантом, затем капитаном. В тот период в биографии Александра Исаевича Солженицына были написаны многие литературные произведения. Он критически относился к политике Сталина, в своих письмах к другу Виткевичу осуждал искаженное толкование ленинизма. За это был арестован, осужден на 8 лет пребывания в лагерях. За годы осуждения в биографии Александра Солженицына была проведена кропотливая работа над произведениями. За год до освобождения (в 1953) у Солженицына обнаружили рак. После его отправили в ссылку в Южный Казахстан. В 1956 году писателя освободили, он поселился во Владимирской области. Там встретил бывшую жену, которая развелась с ним до освобождения, и снова заключил брак. Публикации Солженицына, пропитанные злостью к ошибкам партии, всегда обильно критиковались. Его произведения запрещали. А из-за романа «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына снова арестовали и изгнали. Трудная судьба великого писателя оборвалась 3 августа 2008 года в результате сердечной недостаточности.
Разоблачение тоталитарной системы в повести «Один день Ивана Денисовича»
Основной темой творчества
А. И. Солженицына является разоблачение
тоталитарной системы, доказательство
невозможности существования в ней человека. Но в то
же время, именно в таких условиях, по А.
И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется
русский национальный характер. Народ
сохраняет силу духа и нравственные идеалы
- в этом его величие. Нужно заметить, что
герои Солженицына сочетают в себе предельный
трагизм бытия и жизнелюбие, так же как
в творчестве писателя сочетаются трагические
мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу
народного духа.
Народные характеры показаны писателем
в рассказах “Матренин двор” и “Один
день Ивана Денисовича” в образах старухи
Матрены и заключенного Щ-854 Шухова. Понимание
народного характера у Солженицына гораздо
шире этих двух образов и включает в себя
черты не только “простого человека”,
а и представителей других слоев общества.
Но именно в этих двух образах автор показал
то, что создает истинную мощь России,
на чем держится Русь. Хотя герои Солженицына
пережили много обманов, разочарований
в жизни, - и Матрена, и Иван Денисович сохраняют
удивительную цельность, силу и простоту
характеров. Своим существованием они
как бы говорят, что Россия есть, есть надежда
на возрождение. Иван Денисович в этом
страшном, перевернутом мире сохраняет
человеческое достоинство. При этом лагерь
Солженицына — это не просто реальный
лагерь, а символ воплощения зла, ненависти,
насилия. И весь сюжет повести - рассказ
о сопротивлении живого неживому, человека
- лагерю. Лагерь на каждом шагу угнетает
человека, делает бессмысленным любое
человеческое действие. Этот мир не сочетается
с любой разумной работой. Поэтому большинство
заключенных относится к работе так: “для
людей делаешь - качество дай, для начальника
делаешь - дай показуху”. В Шухове же сохраняется
народный дух трудолюбия. Не может крестьянский
сын, как и все поколения его предков, работать
спустя рукава. В его работе - противостояние
лагерю. Тем, что Иван Денисович и отчасти
вся бригада Тюрина работают на совесть,
умело и скоро, они сопротивляются несвободе
лагеря. Есть у Ивана Денисовича еще одна
характерная национальная черта - отстаивание
своей внутренней свободы. Он старается,
как можно меньше внутренне зависеть от
режима лагеря, хоть несколько минут принадлежать
себе. “Не подставляться” лагерю нигде
- в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича.
Иван Денисович прост, открыт, естествен,
совестлив, привык “все брать на себя”.
Он “никому никогда не давал и не брал
ни с кого, и в лагере не научился”. Шухов
живет по принципу никого не утруждать,
рассчитывать только на себя. Он “понимает
жизнь и на чужое добро брюха не распяливает”.
Это внутренняя сущность русского крестьянина
- человека глубинной народной породы.
В повести мы видим, как говорит, думает,
действует простой русский крестьянин
Шухов. Лагерь показывает нам расточительство
народных сил: у Шухова “восьмилетняя
катушка на размотье”, бригадир Тюрин,
крестьянский сын, уже девятнадцать лет
сидит, а “Кильдигсу двадцать пять дали”.
При этом “времени-то не бывает подумать:
как сел? да как выйдешь?” Все заключенные
вырваны из самой глубины русской народной
жизни. Абсурдному духу лагеря может противостоять
только здоровый народный инстинкт самосохранения,
врожденная нравственность. У Ивана Денисовича
нет ненависти ни к кому. Он даже в охране
видит жертв лагеря. Охранники, русские
люди, заняты бессмысленной работой. В
поисках народного характера Солженицын
заглядывает в “самую нутряную Россию”
и находит характер, превосходно сохраняющий
себя в смутных, нечеловеческих условиях
действительности - Матрену Васильевну
Григорьеву (“Матренин двор”). На долю,
старухи Матрены выпало “много обид, много
несправедливостей”. Но она, подобно Шухову,
не обижается на мир, который относится
к ней несправедливо. Говорит она с “лучезарной
улыбкой”, доброжелательно, с “теплым
мурчанием”. Солженицын выносил и выстрадал
этот образ-символ. В бескорыстии и кротости
Матрены он усматривает долю праведности.
Эта праведность идет из глубины души
Матрены — она была “в ладах с совестью
своей”. Об этом образе Солженицын пишет:
“Есть такие прирожденные ангелы — они
как будто невесомы, они скользят как бы
поверх этой жизни, нисколько в ней не
утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности?
Каждый из нас встречал таких, их не десятеро
и не сто на Россию, это - праведники...”
Как и Шухов, Матрена забывается в работе,
отдавая ей всю себя. Именно работа спасает
ее от антигуманного мира. Ока несет “просветление”,
возвращает “доброе расположение духа”.
Даже в моменты физической слабости “дела
звали” Матрену “к жизни”. Так и жила
она: “зимой салазки на себе, летом вязанки
на себе”. По Солженицыну, народному характеру
свойственны независимость, открытость,
искренность, доброжелательность по отношению
к людям, и к своим, и к чужим, бескорыстность.
Матрена “не могла отказать” и даже “покидала
свой черед дел”. При этом она не испытывала
и оттенка зависти, если видела изобилие
и относительное благополучие в хозяйстве
(а именно так всегда и было). Матрена искренне
радовалась за людей. Она не была при этом
аскетом - просто прекрасно понимала бренность,
не вечность и ненужность материальных
благ. Матрена “не гналась за обзаводом,
не выбивалась, чтобы купить вещи и потом
беречь их больше своей жизни, не гналась
за нарядами”. Все это Матрена считала
глупостью и не одобряла. Глупы были люди,
не понимающие истинную ценность жизни
и спорящие из-за избы погибшей Матрены.
Очень показательна трагедия, произошедшая
на переезде - гибель в погоне за материальными
благами, за заработком. Заслуга А. Солженицына
в изображении народно-национального
характера состоит в том, что он спустил
с героических высот схематический образ
простого человека. Он показал, что мощь
России создает не человек-монумент, а
миллионы скромных Иванов Денисовичей.
Россия, по Солженицыну, будет стоять,
пока стоит “...посреди неба” изба праведницы
Матрены.
Владимир Семёнович Высоцкий
(1938-1980)
Владимир Семёнович Высоцкий - русский поэт, актер, автор и исполнитель песен. Родился 25 января 1938 в Москве, на 1-й Мещанской улице (проспект Мира), 126 (дом не сохранился), в семье военного. С 1946 жил в новой семье отца, в том числе в 1947-1949 года в г. Эберсвальд (Германия). Вернувшись в Москву, семья поселилась в Большом Каретном переулке (д.15, на котором установлена мемориальная доска в память о Высоцком). В 1955 Владимир Высоцкий окончил школу № 186. В 1955-1956 учился в Московском инженерно-строительном институте имени В.В. Куйбышева. В 1956 Владимир Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимался у Б.И.Вершилова, затем - у П.В. Массальского и А.М. Комиссарова. Первая актерская работа Владимира Высоцкого - роль Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" А.М.Достоевского на сцене Московского дома учителя. В 1960 окончил школу-студию МХАТ, работал в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина и в Театре миниатюр. В 1964-1980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке. В 1960-1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу. С 1965 пел со сцены. В 1968 вышла первая гибкая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", в 1973-1976 - четыре авторских миньона, в 1977 во Франции были выпущены еще три авторских диска. Владимир Высоцкий - автор около 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Фильм "Короткие встречи" вышел на широкий экран через 20 лет после его создания, в 1987 году. "Интервенция" появилась на экране после смерти артиста, пролежав "на полке" 19 лет. Умер Владимир Высоцкий 25 июля 1980 в Москве. В 1987 - Государственная премия СССР (посмертно, за участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен). Похоронен Владимир Высоцкий на Ваганьковском кладбище в Москве.
Творчество В.С.Высоцкого
Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано
более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей
в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, - может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни
только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.
Позднее он стал писать о войне и о более философских темах. В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это
такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в
какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне... " Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу.
Произведения зарубежных писателей
Вильям Шекспир
(1564-1616)
Уильям Шекспир – великий английский поэт, драматург, писатель. Родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне. В 20-летнем возрасте в своей биографии Шекспир покидает родной город, перебирается в Лондон. Там жизнь Шекспира складывается нелегко: чтобы заработать средства ему приходится работать на различных мелких должностях в театре. Затем ему доверяют играть небольшие роли. Это положительно сказывается на дальнейшем творчестве Шекспира. Кроме пьес Шекспир пишет изящные, чувственные стихотворения. Для Шекспира произведения 1593-1600 годов (”Много шума из ничего”, “Укрощение строптивой”, “Сон в летнюю ночь”) выражают мысль о восприятии человека, прежде всего, по внутреннему миру. Эта идея далее развивается, сопоставляясь с суровой реальностью. Так трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» наравне с ярким чувством любви содержит горечь непреодолимых препятствий. Пьесы великого драматурга ставятся в знаменитом театре «Глобус». Написанные Шекспиром «Гамлет», “Макбет”, “Король Лир”, “Отелло” датируются 1601 - 1608 годами. Для Шекспира комедии являются способом написать ясное, веселое, легкое, а, кроме того – глубокомысленное произведение. Сонеты Шекспира (154) разных тематик, выражают всевозможные чувства. Четкой хронологии написания произведений в биографии Уильяма Шекспира не сохранилось. Умер поэт 23 апреля 1616года.
Информация о работе Литература второй половины девятнадцатого века