Литература второй половины девятнадцатого века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 23:55, аттестационная работа

Краткое описание

Русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служить стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика произведения «Гамлет»

В своей трагедии «Гамлет» У. Шекспир ярко отразил несовместимость высоких идеалов и возвышенной мечты с реальной действительностью. В образе самого Гамлета автор воплотил все характерные черты и качества гуманиста эпохи Возрождения. Ему в одинаковой степени присущи и их гениальность, и их ошибки. Однако поэт не ограничивается раскрытием только одной человеческой судьбы и одного характера. Герои трагедии, даже второстепенные, отличаются особенной жизненной правдивостью и неповторимой индивидуальностью. У каждого из них своя жизнь, своя история и своя драма. При всем этом они в лучшей степени помогают раскрыть детали характера главного героя, а, следовательно, и наиболее полно отражают основной замысел поэта. Но, прежде всего он был человек. И эта характеристика для него самого — высшее признание. Так, на слова Горацио о том, что его отец был «настоящий король», Гамлет возражает. 
И самого Горацио герой считает лучшим другом именно потому, что видит в нем настоящего человека, не тронутого всеобщей нравственной порчей. Это уравновешенный, умеренный и спокойный молодой человек, за что его и хвалит Гамлет. Но Горацио, по словам А. Аникста, «только наблюдатель, жизнь не поставила перед ним никаких задач, требующих напряжения всех душевных сил», как это происходит с Гамлетом. Между этими двумя героями — наследником престола и простым студентом — огромная разница. Однако герой Шекспира ценит людей не по происхождению, а по душевным качествам. Он обладает широтой ума, острой наблюдательностью, и вместе с тем простотой и скромностью. Проникнутый верой в человека, в высокие идеалы, Гамлет желает лишь добра и счастья всем достойным людям. Он готов выслушивать слова Горацио, даже спрашивать его мнение, потому что видит в нем равного по духу. И Горацио полностью оправдывает его доверие, даже когда Гамлет умирал, он был готов уйти вместе с ним. Из всего королевского окружения умирающий Гамлет видит достойного человека лишь в норвежском принце Фортинбрасе, единственном законном наследнике датского трона. Именно ему он отдает свой голос: Мой голос умирающий — ему. Фортинбрас, несомненно, находится намного выше злодея Клавдия, однако ему еще не дано понять всего того, что понял Гамлет. Шекспир не говорит о том, решена ли страшная проблема, волновавшая принца датского, — искоренилось ли все зло после смерти Гамлета. Его смерть оказывается апофеозом. Фортинбрас приказывает его похоронить как воина и борца, но Фортинбрас плохо знает, за что и против чего боролся Гамлет, но сознает, что герой заслужил, чтобы люди сохранили о нем память как о борце, павшем в трудной борьбе. Отсюда следует вывод, что идеалам принца суждено осуществиться еще, не скоро, хотя и Горацио, и Фортинбрас могут продолжить его дело, его борьбу с несправедливым жизнеустройством, попытаться взять на себя ответственность за спасение мира от царящего в нем лицемерия и зла.

 

 

Иоганн Вольфганг Гёте

(1749-1832)

 

 

Сын имперского советника, Гёте учился в Лейпциге  и Страсбурге, слушал лекции по юриспруденции и  многим другим научным дисциплинам. В 1775 приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской К. Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции. Важное значение имела для Гёте дружба с Ф. Шиллером. В Веймаре Гёте   руководил организованным им в 1791 театром. Ранние поэтические произведения Гёте  тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Лирика Гёте  периода «Бури и натиска» (1770 - 1775) — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой   поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте  о необходимости самоограничения личности, однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям. В балладе «Коринфская невеста» Гёте противопоставит с Трагедией «Фауст». В обработке сюжета Гёте опирался на народную книгу о Фаусте, а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. У Гёте снимается метафизическая противоположность добра и зла: отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Итогом исканий становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. Во имя этого идеала   человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» — таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гёте Смерть Иоганна Вольфганга Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе. Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.

Общая характеристика произведения «Фауст»

Путь к созиданию  проходит через разрушение — так  понимал Н. Г. Чернышевский итог драмы  Гете «Фауст». И действительно, герой  произведения проходит через сомнения, разочарования, противоречия в своей борьбе за человека, на пути к познанию истины. Но достичь этой истины ему, как ни странно, помогает Мефистофель — злодей, соблазнитель, толкающий Фауста на дурные поступки. Однако образ Мефистофеля — образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Задача Мефистофеля — соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре — о величии или ничтожности человека. Однако здесь он терпит неудачу — «Дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений. Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом, он является движущим началом трагедии. Эта характеристика как нельзя точно отражает сущность самого процесса познания, с его противоречиями и борьбой противоположностей. Эта же идея подтверждается и другой фразой: Достойно гибели все то, что существует. В ходе дальнейшего развития сюжета мы еще больше убеждаемся в том, какую важную и сложную роль играет Мефистофель в развитии основной темы произведения — борьбы за истину. Своими сомнениями и насмешками он вызывает в герое желание бороться, отстаивать свои взгляды. Ведь, как писал Н. Г. Чернышевский: «С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен: напротив, скептицизм служит его целям, приводя человека путем колебаний к чистым и ясным убеждениям». Мы видим, что Мефистофель, как и Фауст, наделен довольно прогрессивным образом мыслей. Он критикует науку тех времен, в которой живая природа рассматривалась как неизменная, не развивающаяся. С издевкой отмечает приверженность людей мертвым догмам и пустым фразам. Он, отрицающий все, подвергающий сомнению развитие и движение человека вперед, вместе с тем, утверждает радость и торжество жизни. Мефистофель постоянно предстает перед нами как непосредственный участник жизненной борьбы. Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения.

 

 

 

 

 

Эрнест Хемингуэй

(1899-1961)

 

 

 

Эрнест Хемингуэй - американский писатель. Окончил школу (1917), работал  репортёром в Канзас-Сити. Участник 1-й мировой войны 1914-18. Журналистская  практика сыграла важную роль в становлении писателя. Война, судьбы "потерянного поколения", поиски истинных ценностей жизни определили основное содержание творчества Хемингуэя. В 20-е годы в книге рассказов "В наше время" (1925) появляется первый из "лирических" героев, сопутствовавших Хемингуэю на протяжении всего его творческого пути. Центральная этическая проблема Хемингуэя - как жить в наше время - остаётся для большинства его персонажей неразрешимой. В то же время в "Фиесте" и в книге рассказов "Мужчины без женщин" чётко определилось нравственное кредо Хемингуэя - мужество и достоинство человека в суровом испытании, величие духа, не сломленного в поражении. Роман "Прощай, оружие!" раскрывает откровенную враждебность войны человеку. Герои предстают как жертвы жестоких внеличных сил, которым Хемингуэй противопоставляет великое жизненное начало - любовь. Трагизм сочетается в книге с подлинной романтикой. В 1-й половине 30-х годов Хемингуэй переживает глубокий творческий кризис, пытается заново осмыслить пройденный путь и определить эстетические принципы своего творчества. Преодоление кризиса намечается в романе "Иметь и не иметь", однако и здесь показана   обречённость борьбы в одиночку за свои права. В Испанской революции 1931-39 военный корреспондент Хемингуэй увидел новую для него революционно-освободительную войну и показал её героику, романтику и трагедию в репортажах, очерках и художественных произведениях, из которых крупнейшее - роман "По ком звонит колокол" (1940). После 2-й мировой войны 1939-45 в творчестве Хемингуэя наступает заметный спад. Свою веру в человека писатель утвердил в повести-притче "Старик и море", ставшей своего рода итогом творчества Хемингуэя и поводом для присуждения ему Пулицеровской (1953) и Нобелевской (1954) премий. В 1961 году, осознав неспособность к дальнейшей плодотворной творческой жизни, Хемингуэй покончил жизнь самоубийством.

Общая характеристика произведения «Старик в море»

"Старик и море" — повесть, за которую писатель  получил в 1953 году Нобелевскую  премию. Она произвела в литературе  переворот мирового масштаба. История, на первый взгляд, очень простая — притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящий шедевр, которому предначертана долгая жизнь. Главный герой повести — старый рыбак Сантьяго - бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и был земляной очаг. Однако жизнь старика была не так уж и убога. Ему ниспосланы сны, в которых он видит свою родину, ее "золотые берега, высокие белые горы". Судьба Сантьяго тесно связана с морем, которое обеспечивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много работать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря — живые существа, которые, как и он, являются частичкой огромного мира. Понятно, что если бы не жестокая борьба за существование, не было бы необходимости уничтожать рыбу, добывая ее для пропитания. Но старик всегда думал о море, как о живом существе, способном как успокоиться, так и разволноваться. Очередное испытание уже приготовила рыбаку родная морская стихия. Сантьяго приходится в течение длительного времени бороться с огромной рыбой, которая попала к нему на крючок. Именно борьба старого рыбака с огромной рыбой и является, на мой взгляд, главной идеей повести. Именно тогда видно Сантьяго во всем величии его простой души: "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но не победить его". Сантьяго нельзя считать индивидуалистом, который уединился в своей мудрости и мужестве. Во время рыбалки старик часто вспоминает своего маленького друга — Манолино, мальчика, которого он обучил рыбацкому делу, да и вообще имел с ним много общего. Старику хотелось, чтобы рядом с ним всегда был Манолино, и когда уставший рыбак спал после битвы с морем, мальчик был рядом. Присутствие Манолино в жизни старика как-то скрашивало одиночество. Одной из главных проблем, которую решает Эрнест Хемингуэй, была проблема счастья в контексте поиска смысла жизни. Сантьяго — пессимист, не имеющий иллюзий, и если бы счастье продавали, может, он бы его и купил, но за какие деньги, какой суммой оно измеряется, в какой валюте? Можно понять, что такая же точка зрения присутствует и у Хемингуэя. Действительно, писатель не смог высвободиться из паутины противоречий бытия и покончил жизнь самоубийством. Можно ли считать это проигрышем человека-легенды — Эрнеста Хемингуэя? На мой взгляд, писатель поступил как индивидуалист. Нобелевская премия в области литературы присуждается тому, кто в своем творчестве добился исключительного понимания человечества и мира. Кто знает, сколько нового мы еще откроем для себя, перечитывая повесть Эрнеста Хемингуэя "Старик и море".


Информация о работе Литература второй половины девятнадцатого века