Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:31, контрольная работа
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.
Практическое задание №1
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников,
Для формирования творческих умений необходимо не только развивать у ребенка волевые качества (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, способность к длительным напряжениям), но и создавать условия для расслабления, снятия повышенного нервного напряжения. Обе эти функции выполняет народная сказка. Рассказывание сказок или совместное чтение сказок доставляет ребенку удовольствие, помогает погрузиться временно в состояние комфорта, свойственное дошкольнику. Сказки можно брать любые, которые хорошо знакомы ребенку по содержанию.
Одновременно, в сказках имеется огромный потенциал для развития волевых качеств человека, развитие которых может быть осуществлено в любом возрасте. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего действия.
Развитие целеустремленности – один из этапов развития воли человека. В каждом волевом действии можно выделить два этапа. Первый - подготовительный этап, этап мысленного действия, обдумывания, на котором осознается цель, определяются пути и средства достижения цели, и принимается решение; второй - исполнительный этап, на котором происходят выполнение принятого решения и самооценка выполненного действия. Подготовительный этап характерен тем, что всякое волевое действие как действие целенаправленное, всегда начинается с постановки и ясного осознания цели действия. Педагогическая проблема заключается в том, что для достижения цели человек может использовать любые средства, даже асоциальные. Цель становится важнее средства. Задачи:
- научить ребенка ставить социально-значимые цели;
- поставленные цели должны быть полезны как для общества, так и для личности;
- средства достижения цели могут быть только социально приемлемыми;
- при достижении цели
учитываются потребности
Роль педагога при этом: помочь правильно поставить цель, которая интересна самому ребенку (базируется на его потребностях), а затем создать мотивацию (потребность в достижении цели). Далее можно только «сопровождать» ребенка в достижении цели, временами корректируя её направление. Педагогическая задача состоит не только в осознании человеком цели деятельности, но и нравственной, социально значимой направленности этой цели.
Осознание цели своей деятельности становится возможным, если человек умеет анализировать свои поступки, анализирует жизненный опыт свой и других людей, умеет делать выводы о целесообразности действий, их нужности и социальной обоснованности.
Для формирования волевых качеств у младших школьников предлагаются приемы, отработанные нами как в психологической, так и педагогической практике работы с детьми и родителями.
Прием вживания в образ в соответствии со своими индивидуальными особенностями: сказку можно инсценировать, при этом ребенок исполняет только одну роль, которая подходит ему как по типу поведения, так и по уровню развития речи; для этого предлагается при инсценировке выбрать себе роль самостоятельно. Возможно, при этом появятся несколько одинаковых персонажей: два быка, три петуха, один волк и т.д. Это не меняет сюжет истории, а каждому ребенку предоставляется возможность по-своему «прожить» судьбу сказочного персонажа, наделив его своими индивидуальными особенностями.
Прием переноса сказочного образа и его действий в реальную действительность: через сказку можно проводить аналогию с реальной жизнью, предоставив детям возможность сравнивать, как делают они, и как поступил герой сказки, появляется возможность «примерять» поступок, адаптировать под себя.
События сказки переносятся педагогом в повседневную жизнь детей. Важно не просто напоминать сюжет сказки, но и предлагать детям самим решить эту ситуацию при направляющей роли педагога.
Прием построения модели поведения на основе сказочной проекции: сказку можно рассказывать как реальную историю с поучением и предложением к реализации детьми.
Прием расширения
представлений о культуре народа
и присоединения к этому
Прием дополнительного конструирования незаконченной модели жизненного сценария: сказку можно придумывать, что способствует развитию мышления, речи и деловой активности ребенка. Сюжет сказки легко переносится на другие литературные произведения, более реально отражающие проявление того качества, которое необходимо формировать у детей. Дети с удовольствие перенимают эти качества, вводя их самостоятельно в повседневную действительность. Прием обладает эмоциональной заразительностью, характеризуется высокой включенностью детей в деятельность.
Фрагмент сказки «Сивка-Бурка» используется педагогом для:
- формирования представлений у детей о способах преодоления собственных слабостей;
- тренировки волевых качеств: умения быть внимательным, собранным, терпеливым;
- стимулирование детского
- демонстрации важности умения совершать усилия над собой через перенос на окружающую действительность.
Сказка для детей уже знакома, поэтому дети легко отвечают на вопросы по содержанию сказки: С кем жил Иван? Что старик поручил своим сыновьям? Как они справились с заданием? Почему старший сын не справился с поручением отца? - Поленился, уснул на мягком душистом сене и проспал до утра. Почему средний сын не справился с заданием? – тоже поленился, сел на мягкую траву и уснул.
Почему же Иванушке удалось поймать вора? – Не спал ночь сел на камень, взял с собой веревку, пирог взял.
Педагог предлагает рассмотреть ситуации:
«Иванушка замерз, и решил пойти домой погреться и попить горячего чая». Мог он такое сделать. – Нет, не мог бы, потому что в это время мог появиться вор, которого необходимо было поймать.
«Иванушка устал сидеть на камне и решил размяться, побегать». Мог он такое сделать? – Не мог бы, потому что нужно было сидеть тихо, вора не спугнуть.
Педагог делает вывод вместе с детьми: Каким нужно быть Иванушке, чтобы выследить вора? – терпеливым, сильным, смелым, умным.
Что отец поручил Ивану? – пшеницу ….. беречь, охранять.
Кто еще так же может охранять? – Богатырь, сторож, солдат, часовой.
Что делает часовой на посту? – стоит, терпит, охраняет, внимательно смотрит, хорошо слушает.
Что может охранять часовой? – Золото, алмазы, мост, школу, дома….
Где могут быть посты у часовых в нашей стране? – в Москве, на границе.
Предлагается игра: «Часовой стоит на посту». Выбирается считалкой «часовой», которому завязываются глаза, а остальные дети должны ходить вокруг него тихо-тихо. Если часовой слышит шорох, он говорит «стоп!» и начинает продвигаться в сторону нарушителя. Далее он пытается найти нарушителя и узнать его.
Повторно игра проводится с новой считалкой. Игра продолжается на прогулке.
Во время прогулки, часть детей продолжает эту игру, часть играет в часового, строятся из снега укрепления, которые охраняет часовой, внимательно наблюдая, чтобы не залезли в крепость шпионы.
Прием творческого синтеза витагенных проекций – многократное проигрывание сказочных ситуаций с различными персонажами, с различными концовками, использование информаций из других источников: кинофильмов, книг, рассказов сверстников и педагогов.
Педагог читает сказку и после этого задает вопросы:
- Какая концовка у сказки? Кому
понравилась сказка? Чем понравилась?
Какой фрагмент сказки
Педагог помогает детям понять, что не всегда человеку удается избежать ситуаций, в которых он не хотел бы оказаться. Иногда человека могут уговорить, пообещать что-то вкусное или интересное и человек может согласиться. Какое качество характера нужно проявить, чтобы не согласиться, когда предлагают что-то опасное?
Педагог поддерживает высказывания детей, которые отражают реальные опасные ситуации, которые больше всего волнуют детей. Взрослый подчеркивает, что дети должны не соглашаться, если незнакомые люди предлагают им что-то опасное.
Прием помогает не только тренировать волевое качество, но и моделировать новое поведение, отстаивать свою позицию, точку зрения, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.
Прием творческого
моделирования идеальных
Прием реализуется, когда дети желают быть похожими на одного из героев, признавая у него такие ценностные качества как преданность другу, выдержка, терпение, целеустремленность, сила воли и др. При этом, в повседневных житейских ситуациях дети начинают узнавать эти качества у своих сверстников, тренировать их у себя.
Приемы могут быть использованы в комплексе, что и прослеживается в представленных примерах. Но для того, чтобы качество было сформировано у ребенка, необходимо воздействие на все три сферы личности:
на сознание – дать представление о том, что такое воля, как она проявляется у других, рассказать сказку и продемонстрировать волевой поступок, научить сознательно ставить цель деятельности на примере персонажей сказки;
на чувства – возбудить у детей переживания по поводу персонажа сказки, дать возможность самому пережить чувства, сопровождающие проявление волевого качества – гордость за свои достижения, удовольствие от преодоления своих слабостей, радость от похвалы за проявленные качества;
на деятельность – проводить тренировку волевых качеств, стимулируя детей к проявлению настойчивости в отстаивании своей позиции или косвенно, через проигрывание сказочных ситуаций в лице персонажа, который или проявил волевое качество (Иван, поймавший Сивку-Бурку) или мог бы его проявить. Замечать проявления воли и целеустремленности у детей в любых бытовых действиях, отмечать, поощрять.
Перечисленные приемы могут быть применены как педагогами образовательных учреждений, так и родителями.
Педагог может организовать с детьми занятия по народным сказкам, заранее разработав тематический план (названия сказок), режим занятий (количество занятий в месяц, в год); определить фрагменты сказок для тренировки волевых качеств, подобрать приемы и формы для отработки этих качеств.
Родители могут не делать специальный отбор сказок, а выбрать для анализа и тренировки любимые сказки ребенка, читая или рассказывая их, обращая внимание на те фрагменты, в которых персонаж проявил или мог бы проявить волевые качества. Для анализа сказки родители могут воспользоваться теми вопросами и той логикой построения вопросов, которые перечислены нами в примерах.
Практическое занятие №2
Учебная программа литературного чтения строится на основе ряда принципов. Одним из ведущих является принцип жанрового своеобразия.
Информация о работе Литературное образование младших школьников