Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа
Каждая художественная эпоха устанавливает свои отношения с классикой, выявляя таким образом собственную сущность, собственную природу. Современная западная литература отличается диалектическим отношением к классическому наследию, одновременно отвергая и усваивая его. Она вступает со своим прошлым в продуктивный диалог, освобождаясь от власти общепризнанных авторитетов, но обращаясь к ним же в поисках стимулов художественного развития.
1Введение………………………………………………………………………….2
2 Глава 1. Йдейно - художественное своеобразие мира романа
Д.Фаулза «Коллекционер»……………………………………………............. 6 1.1 История создания …………………………………………………………….6
1.2 Система образов в романе Д. Фаулза «Коллекционер»…………………. 9
1.3 Композиция романа………………………………………………………13
А).«Композиционный лабиринт»………………………………….............13
Б) Дневник………………………………………………………………..17
3 Глава 2. Литературные аллюзии в образах главных героев……………21
2.1 Клегг как представитель «калибанства» и «Новых людей»……… 21
Образ Миранды в пьесе Шекспира и романе Фаулза……………...................27
Джордж Парсон. Черты Фердинанда и Просперо…………………………….32
Утопическая и антиутопическая модели в романе Фаулза и
пьесе Шекспира. Символика чуда ………………………………….................36
4 Заключение ……………………………………………………………….......40
5 Литература ……………………………………………………………………46
СОДЕРЖАНИЕ
1Введение………………………………………………………
2 Глава 1. Йдейно - художественное своеобразие мира романа
Д.Фаулза «Коллекционер»………………………………………
1.2 Система образов в романе Д. Фаулза «Коллекционер»…………………. 9
1.3 Композиция романа………………………………………………………13
А).«Композиционный
лабиринт»…………………………………........
Б) Дневник……………………………………………………………
3 Глава 2. Литературные аллюзии в образах главных героев……………21
2.1 Клегг как представитель «калибанства» и «Новых людей»……… 21
Образ Миранды в пьесе
Шекспира и романе Фаулза……………...................
Джордж Парсон. Черты Фердинанда и Просперо…………………………….32
Утопическая и антиутопическая модели в романе Фаулза и
пьесе Шекспира. Символика
чуда ………………………………….................
4 Заключение ………………………………………………………………......
5 Литература ……………………………………………………………………46
ВВЕДЕНИЕ
Каждая художественная эпоха устанавливает свои отношения с классикой, выявляя таким образом собственную сущность, собственную природу. Современная западная литература отличается диалектическим отношением к классическому наследию, одновременно отвергая и усваивая его. Она вступает со своим прошлым в продуктивный диалог, освобождаясь от власти общепризнанных авторитетов, но обращаясь к ним же в поисках стимулов художественного развития.
Апелляция современной литературы к классическому наследию для постановки и решения стоящих перед ней вопросов стало приметой времени. Это свидетельствует о том, что классическое наследие составляет один из важнейших факторов духовной жизни современности. Его рассмотрение на конкретном историко-литературном материале — необходимое условие углубленного понимания искусства нашего времени.
Таким материалом может служить как творчество крупнейших писателей, так и большие художественные течения, опыт которых остался живительным источником, для развития культуры XX в. Мы ограничились одним именем великого классика и одной национальной литературой.
Обращение к Шекспиру, таким
образом, не нуждается в обосновании.
Пояснения требует ограничение
исследования рамками английской литературы,
так как обращение к
Джон Фаулз - выдающийся и один из самых интересных писателей нашего времени. Роман «Коллекционер» (1963), принесший ему мировую славу, а также последовавшие за ним романы «Маг» (1965), «Женщина французского лейтенанта» (1969), исторические эссе «Аристос» (1964), «Кротовые норы» (1998) - как отображение философско-эстетической концепции писателя, сборник новелл «Башня из черного дерева» (1974), романы «Дэниел Мартин» (1977), «Мантисса» (1982), «Червь» (1985) - произведения, написанные в разных художественных стилях, они открывают новый, удивительно целостностный внутренний мир автора.
В своём исследовании мы обращаемся именно к роману Фаулза «Коллекционер», так как именно в нём реализуются приёмы, характерные для всего творчества писателя.
Во – первых, в центре повествования – герои, связанные взаимной симпатией или враждой, одновременно и связанные, и противопоставленные друг другу.
В романе «Коллекционер» эта тенденция находит отражение. В произведении два главных героя – студентка Миранда Грей и похитивший ее Фредерик Клегг. Несмотря на антагонистическую непримиримость этих персонажей, в некоторые моменты они находят общий язык, ибо, по словам самой Миранды, ненавистные ей черты «калибанства» присущи и ей самой. Во – вторых, сама изображаемая ситуация характерна для творчества писателя. Фаулзу неинтересны типичные, обыденные ситуации. Его герои находятся в совершенно неожиданной для них обстановке. В «Коллекционере» - это дом, изолированный от общества, дом «словно остров», как будто вырванный из течения нормальной жизни и живущий по собственным, насильно установленным законам.
В – третьих, здесь
реализуется и излюбленный,
В – четвёртых, специфической чертой является приём аллюзий. В своем творчестве Джон Фаулз ориентируется на гуманистические образцы классической литературы, однако, при этом легко обращается с традиционными текстами, подвергая их всевозможным метаморфозам и трансформациям. Часто, для лучшего воссоздания внутреннего я героев, а может быть даже для отображения собственных философско-этических принципов, за основу произведения берется миф, а главным постулатом является убеждение в том, что свободы можно достичь лишь при условии полного раскрепощения сознания. Характерной особенностью авторского стиля Дж. Фаулза является намеренное отстранение от собственной, авторской оценки тех или иных событий, ситуаций, что дает читателю возможность самому сделать вывод. Такое отстранение достигается путем широкого использования литературных и мифологических аллюзий. Сталкивая в своих произведениях разные культурные эпохи, разные способы мировоззрения, порой даже в контексте завуалированного социально-классового противостояния (как мы видим в романе «Коллекционер» ), автор вскрывает сложность, противоречивость характера своих героев, а значит, обнажает многогранность и многоликость личности, сочетание высокого и низкого, светлого и темного в душе человека. Считая вершиной эстетических достижений человеческой мысли Одиссею Гомера и Бурю У. Шекспира, Фаулз оживляет цитаты, воскрешает героев из прошлого, литературных персонажей. Так, создавая роман «Коллекционер» , автор словно с определенным умыслом переносит образы шекспировских героев на страницы своего произведения, предварительно сокращая количество героев, а также изменяя и наделяя их новыми качествами.
Обращение Дж. Фаулза к пьесе Шекспира «Буря» обусловлено как ее высокохудожественностью, так и близостью к мировоззренческим позициям самого автора.
Таким образом, выдающееся произведение Джона Фаулза «Коллекционер» включает в себя черты, характерные для творчества автора в целом. Мы же в своем исследовании уделим внимание рассмотрению одного аспекта, наиболее важного, на наш взгляд.
Следовательно, цель нашей
работы такова: выявить и проанализировать
своеобразие художественного
Новизна и актуальность работы обусловлены выбором предмета изучения – творчества известного английского романиста Джона Фаулза, столь талантливым и многоликим, что ученым-литературоведам до сих пор не удалось полностью изучить и осветить его. Именно поэтому его произведения составляют широкое поле для научных исследований.
Глава 1. Идейно - художественное своеобразие мира романа Д. Фаулза «Коллекционер»
1.1 История создания
"Коллекционер» - знаменитый
шедевр Фаулза, принесший своему
создателю мировую славу.
Мало кому из авторов удается совмещать гигантские тиражи своих книг и массовую читательскую аудиторию со славой писателя-интеллектуала. Джон Фаулз, ставший классиком современной английской литературы, принадлежит к их числу. "Коллекционер" - первый роман Фаулза, но уже в нем есть все то, что позволяет автору многие годы оставаться любимцем публики и литературной критики; тонкие размышления и крепко закрученный сюжет, психологический реализм и таинственная атмосфера, точность деталей и широта обобщений, детективная интрига, положенная в основу сюжета, и высоты философской притчи. Вымысел и действительность, безумие и здравый смысл слиты в романе Фаулза. 'Мой герой совершил зло, - пишет автор, - но я старался показать, что это зло в значительной степени, а может быть, и целиком, является результатом плохого образования, посредственной среды, сиротства: всех тех факторов, над которыми он не волен'.
«По некоторым деталям видно, что "Коллекционер" был написан в конце пятидесятых годов, то есть в то время, когда в английском искусстве начали появляться произведения, тематически связанные с великой лейбористской революцией в послевоенной Англии, когда эта тема начала осознаваться в искусстве. Кстати, у самого Фаулза в романе упоминается нашумевшая тогда книга Аллана Силлитоу "В субботу вечером и в воскресенье утром", как раз и давшая пример наиболее острой реакции искусства на эту тему. Герой этого романа - рабочий, носитель английского социализма, так сказать, и он представлен у Силлитоу непробудным хамом (не лишенным, правда, некоторого обаяния).»1
"Коллекционер" Фаулза - в сущности о том же: еще одна реакция английского искусства на британский социализм. И надо сказать, что Фаулз дает картину куда более мрачную, чем Силлитоу. У Силлитоу тема решена в реалистическом ключе, в жизненно правдоподобных формах, а Фаулз написал метафизическую притчу, в которой представил английского низового человека в образе некоего хтонического чудовища. Героиня романа так прямо его и называет - Калибан; сама же она Миранда: буквальное следование шекспировской пьесе о красавице и чудовище, сознательное обнажение замысла.
Роман Джона Фаулза «Коллекционер» впервые был опубликован в 1963-м году. Он оказался достаточно успешным дебютом для автора и принес ему широкую известность. Более того, эта книга пользуется высоким интересом читателей и сегодня. Произведение поднимает достаточно сложные, серьезные вопросы о взаимоотношении человека с социумом, о борьбе прекрасного и отвратительного, о любви в ее современной интерпретации. Рассказывая о главном герое, совершившем ужасный поступок, Джон Фаулз пытается его оправдать — у него не было подобающего образования и воспитания, он рос в убогой, ущербной среде. Уже после публикации романа автор говорил о том, что главного героя книги таким сделало именно общество, окружавшее его с детства. Оправдывать или нет этого персонажа таким образом — выбор читателя, и именно этот выбор не дает возможности остаться равнодушным к этой книге. Критика восприняла этот роман вполне благосклонно: «Коллекционер» получил множество положительных отзывов, которые касались и стилистики, и безупречного владения языком, которое автор продемонстрировал в романе, и продуманного сюжета. В то же время роман шокирует, поражает читателя.
В том числе благодаря этому чтение «Коллекционера» доставляет огромное удовольствие. Его можно сравнить с соблазном прикоснуться к чему-то пугающему, запретному. Вероятно, работая над книгой «Коллекционер»,Джон Фаулз пытался добиться именно такого эффекта, и, если это действительно так, можно констатировать, что с поставленной задачей он справился великолепно.
1.2 Система образов в романе Д. Фаулза «Коллекционер».
Все исследователи творчества Фаулза пишут о его подходе к искусству как к особому сплаву художественных и этических ценностей. Основной же проблемой в творчестве писателя является проблема соотношения реальной жизни и искусства. Их взаимосвязанность проистекает для Фаулза из главного назначения искусства, как важного способа восприятия и интерпретации жизни. В то же время писатель предостерегает от опасности подмены реальности искусством.
И.В. Кабанова констатирует постоянный рост интереса к этой теме в творчестве писателя от «Коллекционера» до «Мантиссы».
«Искусство для Фаулза - воплощение всего духовного опыта человечества, поэтому оно становится в его произведениях мерилом нравственности, способом испытания героев, а художник воспринимается не просто как создатель художественных ценностей, а как учитель жизни»2 - пишет исследователь. М.Н. Польцев, также указывая, что «внутренний мир современного художника и роль этого художника в мире внешнем - доминирующая тема творчества Фаулза в 1970-е годы»3, замечает, что писателю «присуща чрезмерная сосредоточенность на вопросах этических и эстетических, в ущерб аспекту социологическому» (Там же, с.26). Критик сомневается «в универсальности ориентира, который представляется писателю единственно непогрешимым в действительности: глаза художника, руки художника, кисти художника».
Н.С. Бочкарева говорит, что в романе «Коллекционер» и повести «Башня из черного дерева» представлены работы персонажей - художников: Миранды, Джорджа Пастона, Дэвида, Дианы, Бресли. Образы их произведений создаются через ассоциации с известными и малоизвестными произведениями искусства, а также через предметную деталь, композицию, цветовую гамму, сравнение с натурой в процессе творчества и в восприятии героев». О. Дарк дает характеристику «произведений искусства» Клегга.
Следовательно, опираясь на мнения исследователей, мы будем рассматривать систему образов романа с точки зрения подразделения героев на 2 класса – «людей искусства» и «людей вне искусства».
В центр повествования Фаулз выносит двух героев, вырисовывая отличительные черты в их предельной полярности : образованность и невежество, сложность внутреннего мира и духовное убожество, любовь к искусству и равнодушие к нему.
Подобное разделение общества, хотя и не в столь антагонистическом виде существовало и у Шекспира в пьесе «Буря». Положение, которое Фаулз обрисовал с своём романе поистине ужасно: избранных людей становится всё меньше..Люди «Избранные» в романе – это творцы, это люди, в которых ещё сильно духовное начало. Лучшие герои Фаулза деятельны, они стремятся сделать прекрасным не только себя самого, но и всё вокруг. Таковы Миранда и Парсон.
Эволюцию из природного Калибана к «Новому человеку» или, как сказала Миранда, «из приличного маленького клерка до чудовища» прослеживает Фаулз в своём произведении. «Новые люди» - это лишь новая форма бедных людей. У тех нет денег, а у этих нет души». За внешней «приличностью» скрывается «тупое самодовольство, мелочность, жадность и тщательно скрываемая порочность». Это люди, выбившиеся благодаря деньгам из самых низов, не получившие ни должного уровня воспитания, ни образования. Это серая, косная масса, владеющая деньгами, а значит властью. Они получили ту власть, о которой когда-то мечтал Калибан Шекспира.
Информация о работе Литературные аллюзии в образах главных героев