Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:15, курсовая работа
Каждая художественная эпоха устанавливает свои отношения с классикой, выявляя таким образом собственную сущность, собственную природу. Современная западная литература отличается диалектическим отношением к классическому наследию, одновременно отвергая и усваивая его. Она вступает со своим прошлым в продуктивный диалог, освобождаясь от власти общепризнанных авторитетов, но обращаясь к ним же в поисках стимулов художественного развития.
1Введение………………………………………………………………………….2
2 Глава 1. Йдейно - художественное своеобразие мира романа
Д.Фаулза «Коллекционер»……………………………………………............. 6 1.1 История создания …………………………………………………………….6
1.2 Система образов в романе Д. Фаулза «Коллекционер»…………………. 9
1.3 Композиция романа………………………………………………………13
А).«Композиционный лабиринт»………………………………….............13
Б) Дневник………………………………………………………………..17
3 Глава 2. Литературные аллюзии в образах главных героев……………21
2.1 Клегг как представитель «калибанства» и «Новых людей»……… 21
Образ Миранды в пьесе Шекспира и романе Фаулза……………...................27
Джордж Парсон. Черты Фердинанда и Просперо…………………………….32
Утопическая и антиутопическая модели в романе Фаулза и
пьесе Шекспира. Символика чуда ………………………………….................36
4 Заключение ……………………………………………………………….......40
5 Литература ……………………………………………………………………46
К чему же призывает нас Фаулз? Ответ прост: уяснить себе, что антиутопия «Новых» неосуществима, потому что в ней нет основного элемента – свободы. Большего чуда, чем взросление, реалист Фаулз себе позволить не мог, ибо большего не позволяет реальная жизнь. Он утверждает активную позицию каждого человека. Того гармоничного общества, которого шекспировские герои достигают посредством чуда, современный человек должен достигать собственными силами.
Клегг – это «представитель вида». В нем сосредоточены основные черты, присущие английскому обществу, то, что Фаулз называл «Калибанством»: мелочность, тупость, эгоизм, тщеславие, мещанство, пошлость, неумение обращаться с деньгами, неприятие всего нового. Обращение к образу Калибана позволяет автору проследить источник зла в разные эпохи и эволюцию этого образа. Для Фаулза не так важно как для Шекспира внешнее уродство героя, гораздо важнее оказывается его внутреннее убожество, раскрывающееся через его дневник.
Другой дневник помогает нам узнать второй, противопоставленный Клеггу, образ. Миранда девушка своего времени, живущая в одном ритме с этим временем. Но природная, ищущая своего «дивного нового мира» Миранда в ней есть. Её душевная чистота и огромное желание свободы особенно ощутимы в её картинах, которые она хотела бы нарисовать. Путь исканий Миранды – один из способов достижения того гармоничного, упорядоченного общества, о котором мечтал ещё Шекспир, и который в пьесе обретается посредством чуда.
Ещё один герой романа – Джордж Парсон – може быть соотнесён сразу с двумя героями Шекспира – Фердинандом и Просперо. С одной стороны – это возлюбленный Миранды, с другой стороны – отец, наставник. Но Д.П. не может быть полностью соотнесён ни с Просперо, ни с Фердинандом. Он – носитель характеризующих черт и того и другого.
Заимствуя шекспировскую схему: двое в замкнутом пространстве- Фаулз создаёт роман – антиутопию. Ибо утопия, которую творит Клегг не гуманистическая утопия просперо, это узколичностная утопия – создание комфортного мирка для самого себя. Свою утопию о достижении гармоничного общества Просперо воплощает в жизнь чудом, Калибан – насилием и унижением. Фаулз утверждает активную позицию каждого человека по преодолению жизненных трудностей.
Таким образом, аллюзии мира романа Д. Фаулза «Коллекционер» многоплановы и разнообразны. Мы рассмотрели приемственность шекспировских традиций в романе через призму анализа образов главных героев (Фредерика Клегга, Миранды и Джорджа Парсона), а также с помощью выявления характерных черт произведения (роли антиутопической модели и символики чуда).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Джон Фаулз - один из самых необычных в мире писателей. Труднее всего осознать, что автор "Волхва", "Коллекционера", "Женщины французского лейтенанта" и других романов, переведенных на многие языки, - англичанин. Так далек он от привычного английского консерватизма. "В Англии я давно ощущаю себя изгнанником", - признается сам Фаулз, но, тем не менее, он родился и постоянно проживает именно в Англии, там же происходит и действие большинства его романов.
Вероятно, английские туманы, легенды, полные волшебства и мистики, таинственные развалины на перекрестках и являются подлинным источником его мифопоэтичного языка.
В англоязычных энциклопедиях
Фаулз зовется "умственным" писателем,
буквально - "мозговитым". Как истинный
постмодернист, он не столько пишет романы,
сколько играет с самим жанром.
Фаулз всегда верен своему излюбленному
приему: сперва обманывает читателя, внушает,
что перед ним обычное развлекательное
чтиво, а затем увлекает и вводит в мир
совершенно неожиданных понятий34. Например, Пелевин считает,
что Фаулз любит эпатировать читателя.
Поэтому, в частности, например, романы
не кончаются даже "открытым финалом",
детективная история вдруг за пару абзацев
превращается в любовную, а подчас теряется
граница, где лирическое отступление перешло
в литературную действительность.
Герои Фаулза всегда несут в себе тайну сложной, подчас весьма странной, подчас не очень обаятельной – но неизменно завораживающей личности. Многое в его романах остается до конца "нерасшифрованным", Фаулз никогда не предстает в облике некоего мудрого всеведущего автора, предлагая читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания. Романы Фаулза по большинству написаны размеренным языком, с четким и неспешным внутренним ритмом.
Роман «Коллекционер», принесший ему всемирную известность – не исключение.
Рассмотрев идейно - художественное своеобразие мира романа Д. Фаулза «Коллекционер», мы пришли к следующим выводам:
- Роман Джона Фаулза «Коллекционер» оказался достаточно успешным дебютом для автора и принес ему широкую известность. Произведение поднимает достаточно сложные, серьезные вопросы о «истинности» и «ложности» искусства, о борьбе прекрасного и отвратительного, о любви в ее современной интерпретации.
- Мы рассматривали эти
проблемы, анализируя образную систему
и структуру произведения. Новаторство
автора проявляется в
- Мастерство писателя
проявилось также в создании
богатой структурными
Воссоздавая шекспировскую ситуацию, обращаясь к героям «Бури», Фаулз выходит на проблемы современности: растущее влияние «Новых людей» и связанное с этим обеднение человеческой души. Обращаясь к тексту «Бури» автор отслеживает эволюцию английского характера на протяжении веков. Калибаны продолжают жить и сегодня, приспосабливаясь к современным условиям.
Тип современного многомерного романа , которым является «Коллекционер» Дж. Фаулза , невозможен без литературных аллюзий. Аллюзии мира романа Д. Фаулза «Коллекционер» многоплановы и разнообразны. Мы рассмотрели преемственность шекспировских традиций в романе через призму анализа образов главных героев (Фредерика Клегга, Миранды и Джорджа Парсона), а также с помощью выявления характерных черт произведения (роли антиутопической модели и символики чуда).
Миранда и Клегг изначально противопоставлены друг другу. Описание героев строится на постонном контрасте. Миранда и Клегг противопоставлены друг другу как люди разного духовного опыта и интеллектуального уровня.
Клегг – это «представитель вида». В нем сосредоточены основные черты, присущие английскому обществу, то, что Фаулз называл «Калибанством»: мелочность, тупость, эгоизм, тщеславие, мещанство, пошлость, неумение обращаться с деньгами, неприятие всего нового. Обращение к образу Калибана позволяет автору проследить источник зла в разные эпохи и эволюцию этого образа. Для Фаулза не так важно как для Шекспира внешнее уродство героя, гораздо важнее оказывается его внутреннее убожество, раскрывающееся через его дневник.
Другой дневник помогает нам узнать второй, противопоставленный Клеггу, образ. Миранда девушка своего времени, живущая в одном ритме с этим временем. Но природная, ищущая своего «дивного нового мира» Миранда в ней есть. Её душевная чистота и огромное желание свободы особенно ощутимы в её картинах, которые она хотела бы нарисовать. Путь исканий Миранды – один из способов достижения того гармоничного, упорядоченного общества, о котором мечтал ещё Шекспир, и который в пьесе обретается посредством чуда.
Ещё один герой романа – Джордж Парсон – може быть соотнесён сразу с двумя героями Шекспира – Фердинандом и Просперо. С одной стороны – это возлюбленный Миранды, с другой стороны – отец, наставник. Но Д.П. не может быть полностью соотнесён ни с Просперо, ни с Фердинандом. Он – носитель характеризующих черт и того и другого.
Заимствуя шекспировскую схему: двое в замкнутом пространстве- Фаулз создаёт роман – антиутопию. Ибо утопия, которую творит Клегг не гуманистическая утопия просперо, это узколичностная утопия – создание комфортного мирка для самого себя. Свою утопию о достижении гармоничного общества Просперо воплощает в жизнь чудом, Калибан – насилием и унижением. Фаулз утверждает активную позицию каждого человека по преодолению жизненных трудностей.
Текстовая и идейная преемственность позволяют Дж. Фаулзу еще раз переосмыслить и дать современное видение непреходящей злободневности проблем, поставленных в пьесе У. Шекспира Буря. Автор Коллекционера дает свою оригинальную концепцию истинного искусства. Литературные аллюзии Коллекционера Дж. Фаулза многочисленны и интересны, они составляют особый пласт произведения.
Воскрешая шекспировских
героев, Фаулз видоизменяет их в
соответствие с духом современности.
Рассказывая нам о
Заканчивая работу, хочется отметить, что, хотя Фаулз и считал калибанство чисто английской проблемой – она не чужда другим нациям. И нам с вами нужно воспринять произведения Фаулза и Шекспира как предупреждение, иначе «весь мир могут населить Калибаны».
1 Парамонов Б. По поводу Фаулза / Б. Парамонов // Звезда. - 1999. - № 12. - с. 217-221
2 И.В. Кабанова Изображение художественного сознания в романе Дж. Фаулза «Даниел Мартин»// Проблемы зарубежной реалистической прозы. Саратов, 1985. С. 3.
3 Польцев М.Н. Джон Фаулз // Краткая литературная энциклопедия – M., т. 11, с. 753-754
4 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 75 с.
5 Красавченко Т.Н. Коллекционеры и художники // Предисловие к роману Дж. Фаулза «Коллекционер» - М., 1991г., с. 5 - 15
6 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 28 с.
7 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. – с. 73
8 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. – с. 275
9 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 101 с.
10 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 154 с.
11 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 173 с.
12 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 136 с.
13 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 146 с.
14 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 150 с.
15 Балашов П.С. Писатели - реалисты 20 века на западе. - М.: Наука, 1984г., - 183 с.
16 Шекспир У. Собрание сочинений в 8 т. т. 7 «Буря» - М.: «Интербук», 1997г,- 448 с.
17 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 146 с.
18 Шекспир У. Собрание сочинений в 8 т. т. 7 «Буря» - М.: «Интербук», 1997г,- 430 с
19 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 112 с
20 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 96 с
21 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 85 с
22 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 111 с
23 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 93 с
24 Шекспир У. Собрание сочинений в 8 т. т. 7 «Буря» - М.: «Интербук», 1997г,- 448 с.
25 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 112 с
26 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 95 с
27 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 114 с
28 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 112 с
29 Шекспир У. Собрание сочинений в 8 т. т. 7 «Буря» - М.: «Интербук», 1997г,- 313 с
30 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 114 с
31 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 126 с
32 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 37 с
33 Фаулз Дж. «Коллекционер» - С - П.: Кристалл, 2002г. - 119 с
34 Ивашева В.В. Что сохраняет время. Литература Великобритании, 1945 - 1977г.г.- М.: Сов. писатель 1972г., с 259 - 266
Информация о работе Литературные аллюзии в образах главных героев