М.Ю. Лермонтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:37, реферат

Краткое описание

Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче почувствовать, чем определить и объяснить

Содержание

Введение.
1.Корни.
2.Детство и юность.
3.Творчество.
3.1 Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ.
4.Вторая ссылка на Кавказ. Дуэль.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования РФ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

                                      Министерство образования РФ

                 Ставропольский государственный университет 
 
 

       М.Ю. Лермонтов

                              
 
 

                     

  

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                           Выполнила:

                                                                              Студентка 1 курса ЭФ ФиК 1Б

                                                                                         Чотчаева Зухра 

                                                                                            Проверил: 
                                                                                  ст. пр. Оборский Е.Ю.

  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Ставрополь 2010.

                                                        Содержание. 

  Введение. 
1.Корни. 
2.Детство и юность. 

3.Творчество.

   3.1 Стихи на смерть Пушкина  и первая ссылка на Кавказ.

4.Вторая  ссылка на Кавказ. Дуэль.

  Заключение.

  Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            

                           Он был рождён для счастья, для надежд,

                              И вдохновений мирных! - но безумный

                                   Из детских рано вырвался одежд

                           И сердце бросил в море жизни шумной;

                                  И мир не пощадил — и Бог не спас!

                                                 М.Ю. Лермонтов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Введение. 

           Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский),  который легче почувствовать,  чем определить и объяснить. Трудность такого определения зависит не только от естественного сопротивления, которое оказывает искусство неизбежно обедняющему его анализу, но и от некоторой недоговоренности, недосказанности лермонтовского поэтического творчества, остановленного на полном ходу и далеко не реализовавшего всех своих великих возможностей.

          И все же общие идеи, лежащие в основе поэзии Лермонтова, поддаются определению и объяснению. Это — идеи личности и свободы, которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии. Лермонтов нашел в этих идеях, существовавших и до него, особый аспект и воплотил их со страстью, своеобразием и полнотой, неизвестными его предшественникам в русской поэзии. Творчество Лермонтова, несущее эти идеи, способствовало обострению критического сознания его современников, и было целиком направлено против бесчеловечности, рабства и духовной косности. Но и в наши дни творчество Лермонтова сохраняет свое великое революционизирующее значение, все еще подымает, тревожит и беспокоит. Поэзия Лермонтова противостоит всяческому застою, регламентации мышления и попиранию человеческой личности. В борьбе за человека, за его достоинство, за его свободу, за его право на гордую и бесстрашную мысль, в борьбе с бездумным благодушием и духовной неподвижностью беспокойная и мятежная поэзия Лермонтова помогает нам и теперь, как она помогала своим читателям в прошлом.

                                                   
 
 
 
 
 
 

                                                         

                                                    1. Корни.

                                            

          Родоначальником рода Лермонтовых был выходец из Шотландии Георг Лермонт. Он попал в русский плен при осаде крепости Белой, после этого в 1613 году он поступил на «Государеву службу». У Лермонта были поместья в Галичском уезде (сейчас Костромская область). В конце XVII века его внуки подали  в Разрядный Приказ «Поколенную роспись», где они назвали Георга Лермонта своим предком.                                              

         Так же фамилию Лермонт носил великий шотландский поэт-пророк XIII века. Баллада «Thomas the Rymer» Вальтера Скотта, рассказывающая о том, как Томас был похищен в царство фей и там получил свой вещий дар, посвящена  этому поэту.

        Лермонтов колебался между этим преданием о своем происхождении и другим, говорившем о его родстве с испанским герцогом Лерма. Лермонтов любил Шотландию и называл её «своей», но в то же время в письмах он подписывался как M.Lerma. Его увлекали испанские истории и сюжеты, как то он даже нарисовал портрет своего воображаемый испанского предка.

         Во времена самого Михаила Лермонтова его род уже считался захудалым. Его отец, Юрий Петрович, был капитаном в отставке. Люди, близко знавшие Юрия Петровича, говорили, что он был очень красивым человеком с добрым и открытым сердцем, но довольно легкомысленным. Он был владельцем поместья Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии. По соседству с Кропоткова находилось имение Васильевское, владелицей которого являлась Елизавета Алексеевна Арсеньева, в девичестве Столыпина. Ее единственная дочь Мария Михайловна влюбилась в Юрия Петровича и, вопреки воли матери, стала женой небогатого офицера. Через некоторое время у них родился сын, произошло это в ночь на 3 октября 1814 года в Москве. Но их семейное счастье длилось недолго: тяжело проболев Мария Михайловна умерла в 1817 году, оставив в памяти своего единственного сына Михаила смутные, но дорогие его сердцу воспоминания. «В слезах угасла моя мать», - говорил Лермонтов и помнил, как она пела над ним колыбельные песни. Бабушка, после смерти дочери, перенесла всю свою любовь на внука, но тем хуже стали отношения Юрия Петровича со своей тещей. Их отношения стали настолько обостренными, что на девятый день после смерти жены, Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Он лишь изредка навещал сына и каждый раз угрожал Арсеньевой, что заберет ребенка. Эта вражда продолжалась до самой смерти Юрия Петровича и принесла Лермонтову очень много страданий. Мальчик строил различные, иногда взаимоисключающие предположения, терялся в догадках и не мог решить, кто прав из этих двух дорогих ему и враждующих между собой людей. Эти раздумья отразились позднее в его юношеских произведениях. В черновике стихотворения 1831 года «Пусть я кого-нибудь люблю…» есть весьма значительная зачеркнутая строфа:

                                        Я сын страданья. Мой отец

                                              Не знал покоя по конец,

                                              В слезах угасла мать моя;

                                             От них остался только я,

                                             Ненужный член в пиру людском,

                                             Младая ветвь на пне сухом…

 

                                                   

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    2. Детство и юность. 

                                                               Он не имел ни брата, ни сестры,

                                                               И тайных мук  его никто не  ведал.

                                                                         До времени отвыкнув от игры,

                                                               Он жадному сомненью  сердце предал,

                                                                          И, презрев детства  милые дары,

                                                            Он начал думать, строить мир воздушный

                                                                         И в нем терялся мыслию послушной.

                                                                                              «Сашка»

 

          Все детство Лермонтов был окружен любовью и заботой своей бабушки. Они вместе переехали в имение Тарханы Пензенской губернии, где и вырос Лермонтов. С детства он был очень мечтательным и грустным мальчиком. Он перенес тяжелую болезнь, которая надолго приковала его к постели и приучила к одиночеству, а длившаяся годы семейная распря оставила глубокий след в душе впечатлительного ребенка и сказалась на формировании его характера. От природы общительный и доверчивый, мальчик замкнулся в себе, и вскоре настороженная подозрительность стала все чаще проявляться в его отношении к окружающим. Уже тогда намечался в Лермонтове распад между миром затаённых грёз и миром повседневной жизни. Он чувствовал себя одиноким, но в то же время искал «родную душу». Наблюдая над жизнью в Тарханах и окрестных поместьях, где Лермонтов бывал вместе с бабушкой дали ему богатый материал для художественного обобщения в антикрепостнических сценах юношеских драм «Люди и страсти» и «Странный человек», а затем в историческом романе «Вадим». Эти произведения Лермонтова не случайно перекликаются с драмой молодого Белинского «Дмитрий Калинин». И Лермонтов, и Белинский наблюдали в детстве один и тот же круг чембарских помещиков, исправников, приказчиков, крестьян. Оба они рано поняли, что такое крепостническая действительность, «где стонет человек от рабства и цепей».1 
Детские впечатления Лермонтова не ограничивались средней полосой России. Чтобы укрепить здоровье внука, Арсеньева трижды возила его к Кавказским минеральным водам в Горячеводск, впоследствии переименованный в Пятигорск. Это было летом 1818, 1820 и 1825 годов. Далекий Кавказ был для Арсеньевой хорошо знакомым краем. Там, на Тереке, было поместье ее сестры Екатерины Алексеевны Хастатовой Шелковое, или Земной Рай. Каждое лето Хастатовы приезжали в Горячеводск, где на окраине городка у подножия Машука у них был небольшой глинобитный дом. Когда мальчику исполнилось 10 лет, бабушка отвезла его на Кавказ в третий раз. Там он встретил девочку девяти лет и впервые влюбился. Это чувство надолго сохранилось в его памяти и неразрывно слилось с первыми впечатлениями о Кавказе. Лермонтов полюбил Кавказ и позже называл его своей поэтической родиной: «Горы Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас, да о небе»,- писал он.

         Первыми учителями Лермонтова были какой-то беглый грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер наполеоновской гвардии, француз Капэ. Самое большое влияние на мальчика оказал Капэ, который привил ему любовь к «герою дивному» и «мужу рока». После смерти Капэ  в дом был взят  французский эмигрант Шандро, выведенный потом Лермонтовым в «Сашке» под именем маркиза de Tess, «педанта полузабавного», «покорного раба губернских дам и муз», «парижского Адониса». Вместо Шандро на работу взяли англичанина Виндсона, который знакомил Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве немалую  роль. 

          В 1827 году  Е.А. Арсеньева вместе с внуком переехала в Москву, для того чтобы подготовить Лермонтова к поступлению в Московский университетский благородный пансион. Этот пансион был основан в конце XVIII века и считался одним из лучших учебных заведений в России. Экзамены Лермонтов сдал без затруднений и 1 сентября 1830 года его зачислили на первый курс нравственно-политического отделения. Во время пребывания в университете Лермонтов не был близко знаком ни с Белинским, ни с Герценом, но он жил теми же интересами, общался с той же студенческой средой. А студенты, по свидетельству Герцена, «говорили в аудитории открыто все, что приходило в голову; тетрадки запрещенных стихов ходили из рук в руки, запрещенные книги читались с комментариями…».2 У Лермонтова был свой тесный кружок друзей: А.Д. Закревский, В.П. Гагарин, Н.С. Шеншин, все трое – студенты университета, и Н.И. Поливанов с В.А. Шеншиным, не учившиеся в университете. Молодые люди не только постоянно являлись вместе на всевозможные московские гулянья, вечера и маскарады, но и часто собирались друг у другу, проводя время в горячих спорах о политике, театре, литературе. А.Д. Закревский и В.А. Шеншин выступали в печати с оригинальными и переводными статьями. Есть сведения о том, что у Закревского были общие друзья с Герценом и его кружком.  Однажды в конце 1831 года, когда профессора проверяли знания студентов, Лермонтова вызвал профессор П.В. Победоносцев, читавший курс «изящной словесности». Лермонтов отвечал уверенно и с увлечением. Победоносцев сначала слушал его, но потом остановил и сказал: «Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали то, что я проходил. Откуда вы могли почерпнуть эти знания?» - «Это правда, господин профессор, - отвечал Лермонтов, - того, что я сейчас говорил, вы нам не читали и не могли передавать, потому что это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей личной библиотеки, снабженной всем современным». Этот деркий ответ по существу был справедлив. Почти такой же разговор произошел между Лермонтовым и адъюнкт – профессором М.С. Гастевым, читавшим геральдику и нумизматику. Весной 1832 года Лермонтов посещал университет совсем редко, в это время он с увлечением писал поэму «Измаил-Бей». Дерзкие ответы реакционным профессорам восстановили против него университетское начальство. Вскоре Лермонтову посоветовали подать заявление об увольнении. В том же году «за малые способности» из Московского университета был исключен и Белинский. Не удивительно, что Лермонтов покинул университет без сожаления. Впоследствии он вспоминал об этом «святилище  науки» в весьма иронических строфах поэмы «Сашка»:

Информация о работе М.Ю. Лермонтов