Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Доказать необходимость изучения творчества Маяковского в школе (в 11 классе)

Задачи:
Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования
Проанализировать существующие т.з. по данной теме
Проанализировать программы по литературе (11 класс)
Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Литературоведческий анализ творчества В. Маяковского…4
1.1. Лирика как род литературы. Основные признаки…………4
1.2. Новаторство лирики В.В. Маяковского……………………5

Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе......................................................................................................10
2.1. Особенности восприятия лирики В.В.Маяковского учащимися 11-х классов………………………………………………10
2.2. Лирика В.В.Маяковского в школе. Анализ программ и учебников………………………………………………………………11

Глава 3. Разработка урока на тему «Маяковский и футуризм»…….19

Заключение .............................................................................................23

Список использованной литературы …………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Mayakovskij-1646.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………3

 

Глава 1. Литературоведческий анализ творчества В. Маяковского…4

1.1. Лирика как род литературы. Основные признаки…………4

1.2. Новаторство лирики В.В. Маяковского……………………5

 

Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе......................................................................................................10

2.1. Особенности восприятия лирики В.В.Маяковского учащимися 11-х классов………………………………………………10

2.2. Лирика В.В.Маяковского в школе. Анализ программ и учебников………………………………………………………………11

 

Глава 3. Разработка урока на тему «Маяковский и футуризм»…….19

 

Заключение .............................................................................................23

 

Список использованной литературы …………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: наличие различных концепций в отношении к проблеме изучения творчества В.В. Маяковского в школе, отсутствие современного подхода в практическом решении поставленного вопроса.

 

Цель: Доказать необходимость изучения творчества Маяковского в школе (в 11 классе)

 

Задачи:

    • Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования
    • Проанализировать существующие т.з. по данной теме
    • Проанализировать программы по литературе (11 класс)
    • Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского

 

Объект: процесс восприятия и изучения творчества В.В. Маяковского в 11 классе.

 

Предмет: система изучения творчества В.В.Маяковского в 11 классе общеобразовательной школы.

 

 

 

 

Творчество В.В. Маяковского

 

Лирика как род литературы. Основные признаки.

 

Предмет изображения в лирике - впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. Надо быть очень чутким читателем, чтобы уметь ощутить гамму чувств, чтобы услышать звуки сердца автора. Поэт в стихах выражает то, что его занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит , то, на что откликнулось его сердце.

В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя. Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи свих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь “часть” автора, грань его сознания, средство выражения авторского “я”. Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей.

Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир другого человека.

 

Новаторство лирики В.В. Маяковского

 

 В искусстве XX века В.Маяковский — явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очерки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки. Но истинное величие В.Маяковского — не только в широте проявления его творческой индивидуальности, не только в том, что ему были одинаково доступны тайны стихотворного мастерства и знание законов сцены, умение владеть пером очеркиста и кистью художника. В первую очередь он — поэт, и именно как поэт социалистической революции, вошел в сознание миллионов  людей.

 В творчестве В.Маяковского, запечатлевшем важнейшие события и проблемы своего времени, мощно звучит голос эпохи, эпохи подготовки и свершении пролетарской революции. Поистине эпический размах поэтических сравнений, дерзкая смелость метафор, сила и весомость стихотворного ритма сочетаются в его произведениях с публицистической страстностью. Поэзия В.Маяковского — поэзия открытой гражданственности, обращенная к массовой аудитории. В.Маяковского часто называют «поэтом-трибуном», и для этого в его творчестве находится достаточно оснований. Он и сам в поэме «Во весь голос», произведении в значительной степени итоговом, называя себя «агитатором,  горланом-главарем», утверждал: «Я ухо словом не привык ласкать...» И хотя  и в этом есть своя правда, сводить художественный строй поэзии В.Маяковского только к агитационно-ораторским интонациям было бы неверным, так как в ней нетрудно обнаружить и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья, и язвительную иронию, и добродушную усмешку. Поэзия В.Маяковского не только многообразна в жанровом отношении, но и многокрасочна по своему художественно-интонационному строю. 

Какую бы форму ни принимала поэтическая мысль В.Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия.

Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в тот или иной момент. Объективный мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказываются  запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя. «Поэтическое слово насущно. Оно утоляет голод сердца и души» [8].

 В полной мере это  относится и к большинству  произведений В.Маяковского. Чему бы они ни были посвящены — классовым битвам или любви, поездкам в зарубежные страны или спорам о задачах искусства — отношение поэта креальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».

   Стихия авторских  размышлений и переживаний в  произведениях В.Маяковского не просто придает им особую эмоциональную окраску, а зачастую выдвигается на первый план, становится основой художественного образа. Эта сила и целеустремленность авторского чувства, приобретающая лирическое звучание, проявляется и в его эпических произведениях, где изображены жизненные явления. Она ощущается также в политических стихах В.Маяковского и даже в стихотворениях агитационно-производственного характера. Без преувеличения можно сказать, что лиризм — всепроникающая и всеобъединяющая сила   творчества В.Маяковского, внутренняя энергия даже тех его произведений, которые по своей художественной структуре не являются лирическими.

   Как ни парадоксально, но в стихах и выступлениях В.Маяковского не раз можно встретить выпады против лирической поэзии. «Нами лирика в штыки неоднократно атакована»,— писал он в стихотворении «Юбилейное». Эти слова

   — не обмолвка  и не поэтическое преувеличение. Через все творчество В.Маяковского проходит линия полемически-враждебного отношения к «лирическим излияниям». Особенно язвительные замечания вызывает у него любовная тематика.

   В этих страстных  словах, конечно, нельзя видеть негативное отношение к лирике как таковой. Критическое отношение В.Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами — любви, природы, философских раздумий о жизни — стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной с большими историческими событиями и процессами. В нападках В.Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма  и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их приверженцы оправдывали правом поэтов  на самовыражение.

 Не удовлетворенный  традиционными возможностями «самораскрытия»  поэта в лирике, В.Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздействие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.

Что же касается особенностей поэтического восприятия В.Маяковского, то у него все совершающееся в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни - и даже удаленное от него временем и расстоянием  — как свое, глубоко личное, кровное дело.

 Широта восприятия  жизни, исключительная сила эмоциональной  реакции поэта  на мир не  могли уместиться в традиционные  формы лирики и требовали простора для своего выражения. Вот почему поэзия В.Маяковского не  укладывается в рамки предшествующего ему художественного опыта. Он становится создателем поэзии нового типа, которая широко, как никогда  прежде не делалось, охватывает политическую и социальную действительность.

Лирика В.В.Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и политику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдаленный фон, а является основным объектом художественного изображения. «Даже противники Маяковского (их было немало и при жизни поэта, и после) не могли что-либо сказать о неискренности поэта, лживости, фальши, а время было крутое, в определениях и выражениях не стеснялись» [8].

В.Маяковский — первооткрыватель, который владеет словом и словарем, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма. Поэзия В.Маяковского говорит не только языком образов и метафор, но и широко использует звуковые и ритмические возможности слова. В.Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя.

Сегодня В.Маяковский совсем не актуален политически, но актуален человечески и эстетически.  «…любовь была для В.Маяковского "всем". И это "всё" было в полном смысле "всем": революцией, страной, миром, народом, друзьями, женщинами, которых любил поэт. И то, что для многих является сугубо личным, интимным, у В.Маяковского наполнено разноголосицей жизни и поднято до космических масштабов в утверждении и в отрицании» [9]

 

«Каким бы спорным и противоречивым ни представлялось сегодня творчество Маяковского, с высоты протекшего времени мы видим правоту тех, кто предрекал ему долгую жизнь в искусстве. Это были самые проницательные и чуткие его читатели-современники и самые авторитетные для нас судьи в поэзии» [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе

 

Особенности восприятия лирики В.Маяковского  учащимися 11-х классов

 

В старших классах ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе, с обзорами творческого пути писателей. Выявлением общественного и литературного значения произведений и важнейших фактов литературного процесса, в частности особенностей литературных направлений. На этом этапе у учеников жизненные и читательские интересы распространяются на мир общий, возникает потребность осознать целостную картину мира. «Предметом особых забот учителя-словесника становится формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся» [12]. Контекст времени всегда важен для верного понимания поэзии.  Ученики проявляют интерес к художественной форме. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно ритмическую выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает завершённость в 11 классе. И на этом этапе нужно стремиться к тому, чтобы ученики осознавали в стихотворении единство переживания с его ритмическим выражением.

Русская поэзия первой половины ХХ века вызывает неизменный интерес у читателей-школьников юношеского возраста. Сложность изучения данного периода связана не только с непростой исторической ситуацией, многообразием художественных направлений, большим количеством поэтов, каждый из которых – яркая страница в истории русской литературы, но и с реальной нехваткой времени на изучение темы в рамках школьной программы, а кроме того, со сложностью восприятия школьниками такого литературного рода, как лирика. «На уроках лирики учеников вводят в мир авторских мыслей и чувств; важно не торопиться совершить переход от единичного к обоющенному значению поэтического образа» [12].

Возрастное развитие учащихся обусловливает именно в старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если при изучении биографии учитель выделит идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения.

Основное качество личности В. Маяковского А. В. Луначарский охарактеризовал так: «Маяковский до гроба будет юношей» [23]. И в самом деле, максимализм юности, категоричность ее оценок, страстность порыва к будущему воплощены в Маяковском очень ярко.

Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. «Основа целостности поэтической формы у молодого Маяковского — единство лирического характера, раскрытого с такой силой, с такой психологической правдой и достоверностью при всей гиперболической заостренности, какие были доступны мало кому из современных ему поэтов» [27].

 

Лирика Маяковского в школе. Анализ программ и учебников

  Выпускник одиннадцатого класса должен видеть как своеобразие художественного произведения, так и его традиционность, проявляющиеся на разных уровнях художественного текста; стремится осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях.

Современное восприятие В.Маяковского отличается повышенной противоречивостью, оценки отдельных его произведений и творческих периодов, а также возможностей их преподавания. «Конечно, в позиции Маяковского, в его призывах крушить и разрушать был вызов, явное стремление ошеломить, эпатировать читателей и слушателей. Этого нельзя не учитывать. Но чтобы понять, как мог молодой поэт написать столь страшные слова, как могли прозвучать столь жестокие призывы, надо прежде всего рассмотреть произведения Маяковского в историческом контексте» [1]. В последнее время даже говорилось о том, что В.Маяковского нужно исключить из школьного изучения.

Информация о работе Методика изучения творчества В. Маяковского в 11 классе