Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка упражнений, направленных на обучение приемам сжатия на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, связанную с вопросом развития речи в начальной школе.
2.Раскрыть сущность понятий текст, изложение, сжатое изложение, приемы компрессии.
3. Проанализировать различные УМК по русскому языку с целью выявления упражнений, направленных на развитие речи, а именно связанных с приемами сжатия текста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников посредством написания сжатого изложения на уроках русского языка……………………….………………………………………………….....5
Текст как основное средство обучения на уроках русского языка…………………………………………………………………5
Изложение – средство развития связной речи у младших школьников. Виды изложений…………………………………….10
Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии (сжатия текста)……………………………………………………..15
Глава 2. Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка……………………………………………………………………………..20
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку……………………………………………………………………………..20
2.2. Упражнения, направленные на обучение младших школьников приемам сжатия текста на уроках русского языка…………………………….26
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Одним из видов работы над развитием связной речи младших школьников является написание изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.

Вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно. Под изложением М.Р. Львов понимает «письменный пересказ образцовых текстов» [4, с.400].

И.Д. Морозова определяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения» [6, с.113]. По М.Е. Львовой изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах» [5, с.34]. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником. 

М.Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как «упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье» [4, с. 402].

          Существует классификация изложений по следующим основаниям:

- по цели проведения (обучающие и контрольные);

- по характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

- по способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения) [6, с.119]

Выделяются и другие основания классификации изложения, например:

- по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);

- по характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте и т.д.);

- по объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения - миниатюры);

- изложения с использованием наглядных пособий» [9, с.19]

Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выявить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи.   Таких оснований два:

1. Способ  восприятия текста;

2. Характер  его воспроизведения.

По способу восприятия изложения делятся на:

- изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);

- изложения, в которых текст воспринимается зрительно;

- изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно. [3, с. 32]

Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.

По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:

1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).

2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).

3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).

4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей). [6, с. 124]

В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.

По М.Р. Львову «самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет» [4, с 405]. Он служит, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения.

Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, так как он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.

Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:

1. Умение раскрывать  тему и основную мысль;

2. Умение использовать  композиционные и языковые средства;

3. Умение совершенствовать написанное.

 Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым, он необходим для развития связной речи. 

Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), и в обобщенной форме передать воспринятую информацию.

Следующий вид изложения – выборочное изложение. Для него характерен пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а какой-то его части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т.Б. Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением» [10, с. 220].

Существует еще один вид изложения – творческие изложения.                  В.И. Яковлева считает, что творческие изложения способны «вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т. е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается» [11, с. 125]. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями. По мнению М.Р. Львова, «творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими» [4, с. 405].

Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие

Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированиям коммуникативных умений. Так, если при подробном изложении в основном совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить свои языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают языковыми средствами обобщенной передачи содержания. Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.

Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что изложение является важным упражнением в развитии связной речи младших школьников. Существует множество классификаций изложений по разным основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

1.3. Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии (сжатия) текста.

Особый вид уроков развития речи представляет урок обучения сжатому изложению. Сжатое изложение как вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

Сжатое изложение - это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания воспринятого текста. В школьной практике сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.

Обычно работа по сокращению текста проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или какое предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, т.е. определяют способ компрессии текста.

Для большей эффективности работы по сокращению текста необходимо, кроме беседы, использовать и другой прием. Таким приемом является выделение в микротемах опорных слов для каждого действующего лица, по которым легко можно восстановить основное содержание текста. [2, с. 345]

При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор мыслей, которые нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых эти мысли будут выражены.

         Итак, вслед за методистами (M.P. Львовым, Т.А. Ладыженской, В.И. Яковлевой) в работе над сжатым изложением мы выделяем следующие этапы:

 

• Первичное чтение текста учителем.

• Беседа по содержанию.

• Языковой анализ текста.

• Вторичное чтение текста учащимися.

• Составление плана.

• Устная работа по сокращению.

• Сжатый пересказ текста по пунктам

плана (или по опорным словам).

• Самостоятельное составление текста

изложения и его запись.

• Самопроверка.

• Совершенствование написанного. Редактирование текста. [6, с. 115]

По мере того как у учащихся начнут совершенствоваться навыки сжатого изложения текста, целесообразно постепенно свертывать отдельные этапы подготовки учащихся к изложению. Так, если класс уже хорошо может писать сжатые изложения, следует проводить сжатый пересказ не всего текста, а лишь его фрагментов.

Степень компрессии исходного варианта текста определяется стоящей коммуникативной задачей и может быть различной: от незначительного сокращения до сжатия до одного предложения, выражающего главную мысль произведения.

Возможны три варианта сокращений художественного текста. В первом случае, сокращая художественный текст, мы исключаем только незначительные детали, прямую речь, попутные замечания автора и т.п. Стиль исходного текста при таком варианте сжатия сохраняется. Во втором случае текст сокращается в значительной степени, воспроизводится самое основное в общих чертах. Наконец, текст может быть сокращен до одного предложения, выражающего главную мысль произведения без сюжета, без действующих лиц [3, с. 32]. Во всех случаях сжатие художественного текста повлияет не только на его объем, но и повлечет за собой те или иные изменения в композиции и языке.

Среди содержательных приемов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную;

2) исключение  несущественной и второстепенной  информации (исключение второстепенной  информации может быть решено  путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

3) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

К основным языковым приемам компрессии относятся:

1.Исключение:

- исключение  повторов;

- исключение  одного или нескольких синонимов;

Информация о работе Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка