Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: разработка упражнений, направленных на обучение приемам сжатия на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, связанную с вопросом развития речи в начальной школе.
2.Раскрыть сущность понятий текст, изложение, сжатое изложение, приемы компрессии.
3. Проанализировать различные УМК по русскому языку с целью выявления упражнений, направленных на развитие речи, а именно связанных с приемами сжатия текста.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников посредством написания сжатого изложения на уроках русского языка……………………….………………………………………………….....5
Текст как основное средство обучения на уроках русского языка…………………………………………………………………5
Изложение – средство развития связной речи у младших школьников. Виды изложений…………………………………….10
Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии (сжатия текста)……………………………………………………..15
Глава 2. Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка……………………………………………………………………………..20
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку……………………………………………………………………………..20
2.2. Упражнения, направленные на обучение младших школьников приемам сжатия текста на уроках русского языка…………………………….26
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………34
-исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;
- исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
- исключение
однородных членов при
- исключение
одного или нескольких
-исключение отдельных членов предложения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.
2.Обобщение:
- замена однородных
членов обобщающим
-замена прямой речи косвенной;
- замена предложения
или его части определительным
или отрицательным
2.Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчиненного предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- сокращение
количества частей сложного
Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся. Независимо от того, каким способом подготовлено выделение главного, основного содержания текста, предъявленного для восприятия, сжатое изложение должно отвечать определенным требованиям.
Взяв за основу взгляды С.В. Юртаева, мы выделили следующие требования к сжатому изложению:
- сохранение последовательности в развитии событий;
- наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
- использование
по возможности грамматических
форм отличных от
- установление смысловой связи между предложениями;
- использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания [10, с. 229]
Таким образом, главная дидактическая задача сжатого изложения — научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.
При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно - речевые умения:
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;
- умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Вместе с тем этот вид изложений будет способствовать совершенствованию и общих коммуникативных умений:
- умения раскрывать тему и основную мысль текста;
- умения планировать высказывание, умения улучшать созданный текст и др. [9, с.21]
Можно сделать вывод о том, что сжатое изложение является наиболее трудным упражнением и требует специальной логической работы над текстом. Важно до начала систематической работы над сжатым изложением на специальных подготовительных упражнениях учить школьников приемам компрессии текста.
Не все приемы сжатия текста актуальны для начальной школы, так как младшие школьники знакомы не со всеми понятиями, необходимыми для их использования. Например, детей знакомят только с личными местоимениями, и о существовании других разрядов они пока не знают, также учащиеся получают знания о сложном предложении, но виды связи в нем в начальной школе не изучаются.
С нашей точки зрения, в начальной школе могут быть использованы следующие приемы сжатия текста:
1.Замена однородных членов обобщающим наименованием. Использование этого приема возможно благодаря тому, что младшие школьники имеют представление об однородных членах предложения и вполне могут подобрать обобщающее слово.
2. Замена прямой речи косвенной. Этот прием также возможен, так как учащиеся в начальной школе получают необходимые знания о прямой речи .
3. Сокращение частей сложного предложения и исключение отдельных членов предложения. Эти приемы могут быть использованы после проведения беседы, в ходе которой дети делают вывод о тот, какие части особенно важны для выражения главной мысли рассказа, а какие части можно опустить.
4. Слияние нескольких предложение в одно. Данный прием доступен младшим школьникам после предварительной работы над смысловой стороной предложений.
Глава 2. Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка
2.1. Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку для начальной школы
С целью выявления упражнений, направленных на развитие речи, а именно связанных с приемами сжатия текста, нами были проанализированы следующие УМК по русскому языку: «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой («Классическая начальная школа»), «Русский язык» А.В. Поляковой ( «Система Л.В. Занкова»), «Русский язык» Л.М. Зелениной («Школа России)
Проанализировав различные УМК по русскому языку, мы пришли к выводу, что в них не встречается упражнений, направленных непосредственно на обучение приемам сжатия текста с целью развития связной речи, но можно выделить задания, встречающиеся в грамматических темах, которые при определенных условиях могут быть использованы в качестве подготовки к написанию сжатого изложения.
В учебнике Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» в первом классе присутствует только одно подготовительное задание, направленное на обучение приемам сжатия текста:
С. 105. у. 154.Прочитай.
Весной.
Днем с крыш капают капели. Тают на солнце длинные сосульки. Весело скачут воробьи.
- Найди в каждом предложении
главные члены и напиши их.
Это задание направлено на то, чтобы показать роль второстепенных членов в предложении, но если подойти к нему с точки зрения развития речи, то в нем можно проследить направленность на работу над приемом исключения отдельных членов предложения. (Если убрать второстепенные члены, то смысл предложения не изменится)
Во втором классе встречаются следующие задания:
С.49, у. 85. Прочитай.
Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих теплый дождь. С берез падают тяжелые капли. В лесу запели птицы.
- Измени каждое предложение так, чтобы в нем были только главные члены.
Это упражнение аналогично вышеописанному. Языковой материал, на примере которого выполняется задание, сходен в этих двух упражнениях, отличается лишь тем, что в первом случае автор – известный писатель.
В третьем классе встречаем следующее:
С. 13, у. 22. Прочитай текст.
Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах рассыпана по кочкам румяная клюква.
- Найдите в тексте слова, которые обозначают признаки предметов. Прочитай текст без этих слов. Как он изменился?
Упражнение имеет целью продемонстрировать роль имени прилагательного в речи, но также может быть использовано как упражнение, направленное на обучение сжатию текста (посредством приема исключения отдельных членов предложения). Таким образом, делается вывод о том, что если исключить из предложения некоторые его члены, то смысл его не изменится (в данном конкретном случае).
С.81, у. 182.Прочитай текст.
Как птицы поют.
У каждой птицы своя песенка. Каждая песенка на что-то похожа.
Вот синица в чёрной шапочке поёт так, будто капельки в воду роняет: «День, день, день!»
Вот зяблик с пёстрыми крылышками засвистел,
будто в дудочку заиграл: «Тюрли-тюрли-фиу».
Вот сорока с длинным ступенчатым хвостом застрекотала, будто деревянная трещотка; «Тр-р-р-р!»
А вот песенка жаворонка в поле похожа на звон стеклянного звонкого колокольчика, который подвесили к небу на ниточке.
-Найди в тексте сравнения.
-Спиши заголовок и второе предложение.
-Кратко напиши, с чем сравнивает автор песню каждой птицы. Начни так: Синица поёт так, будто капельки в воду роняет. Зяблик…
Здесь подразумевается использование приема исключения фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, так как в самом задании ставится условие, о чем именно нужно написать.
Перейдем к анализу учебников «Русский язык» А.В. Поляковой.
Упражнения, направленные на работу по сжатию текста, впервые встречаются во 2 классе:
С.97, у.184.
1. Прочитай. Определи начало и конец каждого предложения.
Надвинулась туча зреет рожь река замерзла в сеть попала щука березка зазеленела идет урок поднялся ветер ученик рисует мальчик смотрит в окно.
2. Спиши.
3. Найди два предложения, которые можно объединить по смыслу.
Упражнение направлено на закрепление знаний о сложном предложении (сложное предложение состоит из нескольких простых), но если рассматривать его в контексте развития речи, то упражнение может быть использовано в качестве тренировки к написанию изложения. С этой точки зрения в нем прослеживается работа над таким приемом, как объединение простых предложений в сложные.
С. 98, у. 185.
1.Спиши.
Грачи прилетели к больному приехал врач тает снег мальчик читает цветет черемуха мама купила хорошую книгу ласточка щебечет наступил вечер.
2. Найди три предложения, которые можно объединить по смыслу.
Упражнение не направлено непосредственно на обучение приемам сжатия текста, но если рассматривать его с точки зрения развития речи, то можно выявить такой прием, как объединение нескольких предложений в одно (простых в сложные)
С. 88, у. 455.
1.Прочитай.
Реки освободились ото льда.
Озёра освободились ото льда.
2. Как можно слить эти предложения в одно? Спишите предложения.
3. Сравните предложения. В чём их сходство?
Здесь также подразумевается работа по объединению нескольких предложений в одно, но уже по другому принципу, если в предыдущих упражнениях на выходе должны были получиться сложные предложения, то здесь должно получиться простое, содержащее однородные члены. Нужно обратить внимание детей на то, что предложения практически одинаковые, поэтому нет смысла повторять их дважды.
3 класс:
С.8, у.7. Составьте из простых предложений сложные с союзами и, а, но. Запишите.
1. Небо очистилось от облаков. Луна ярко осветило лесную поляну. 2. Днём пригревало солнце. Ночью морозы доходили до семи градусов. 3. Ветер затих. Погода улучшилась. 4. Солнце только еще поднималось. Его лучи уже освещали верхушки деревьев.
Работа над упражнением аналогична работе, проводимой во 2 классе. На наш взгляд, данное упражнение несколько легче, чем рассмотренные выше, так как в данном случае нужно объединить всего два предложения, расположенные рядом, а не несколько, которые отделены друг от друга другими предложениями.
4 класс:
С. 64, у. 97.
1. Прочитайте.
1.Ручей выбегал из леса на полянку. Ручей выбегал из глухого леса на полянку. 2. Небо покрылось тучами. Небо покрылось черными тучами. 3. Я нашёл гриб. Я нашёл большой белый гриб. 4. Корабли исчезли в тумане. Корабли исчезли в густом тумане.
2. Сравни предложения. Чем они отличаются?
Упражнение направлено на то, чтобы показать роль прилагательных в речи, но также его можно для иллюстрации того, что если убрать из предложения некоторые слова, то смысл не изменится. Т.о. здесь прослеживается работа над приемом исключения некоторых членов предложения.
УМК «Русский язык» Л.М. Зелениной не содержит упражнений, направленных на обучение приемам сжатия текста, ни в разделах грамматики, ни в разделе развития речи.
Таким образом, мы видим, что авторы не включают в учебники русского языка упражнения, направленные на обучение приемам сжатия текста.
2.2 Упражнения, направленные на
обучение младших школьников
приемам сжатия текста на
Проанализировав различные УМК по русскому языку, мы пришли к выводу, что в них не используются упражнения, направленные на обучение приемам сжатия текста, но можно выделить задания, встречающиеся в грамматических темах, которые при определенных условиях могут быть использованы в качестве подготовительных для написания сжатого изложения.
Информация о работе Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка