Мир цирка в произведениях русских писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:36, научная работа

Краткое описание

Цирк! С этим словом у каждого из нас связаны яркие воспоминания детства: необычные костюмы клоунов, невероятные акробатические трюки артистов, поражающие воображение номера с участием животных. Именно здесь, в цирке, человек в полной мере смог проявить своё высочайшее мастерство, преодолевая самые сложные, кажущиеся невероятными препятствия. Постичь же романтику циркового искусства приходят люди разного возраста, разного социального статуса. В этом и заключается демократизм цирка: он имеет успех у самого широкого зрителя.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. История цирка
От Римской империи до наших дней ___________________________7
История русского цирка ______________________________________8
Цирк в Беларуси_____________________________________________9
Результаты опроса учащихся гимназии ______________________________11
Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке
Тема нужды ________________________________________________12
Тема безрадостного детства __________________________________ 14
Тема жестокости ____________________________________________16
Тема одиночества ___________________________________________17
Глава 3. Художественные детали произведений о цирке
Афиша ___________________________________________________ 18
Публика __________________________________________________ 20
Заключение _____________________________________________________25
Список использованной литерат

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа (цирк).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Публика в лицах представлена и в рассказе «Слон» А.И.Куприна. По просьбе  шестилетней девочки, которая больна, слона приводят к ней прямо домой. Девочка совсем не испугана, она только немножко поражена громадной величиной животного. Осуществилась мечта девочки: слон сам пришел к ней в гости.

В рассказе «Происшествие на улице Пса» А.Грина случайные прохожие становится свидетелями фокусов, а потом и смерти работника цирка, Гольца, который не пережил несчастной любви и покончил с собой. Сначала он устроил переполох в ресторане, где сборище зевак становится подобием публики: «Одни кричали, что ресторатор – жулик, что следует пригласить полицию; другие с ожесточением утверждали, что мошенник именно Гольц. Некоторые набожно вспоминали черта; маленькие мозги их, запуганные всей жизнью, отказывались дать объяснение, не связанное с преисподней». Когда Гольц покидал ресторан, «он вышел не оборачиваясь, но зная, что за ним двигаются изумленные, раскрытые рты». Зевакам всегда и до всего есть дело. Оценочные слова передают отношение рассказчика к такого рода людям. «Истерическое любопытство, разбавленное темным испугом непонимания, тянуло их по пятам, как стаю собак». Когда Гольц, будучи уже в хлебопекарне, рассмеялся над собственным фокусом, казавшимся окружающим чем-то сверхъестественным, «толкаясь и вскрикивая, бросились они прочь. Мальчишки, стиснутые в дверях, кричали, как зарезанные». Выйдя на улицу, Гольц показал старухе фокус с яйцом, и «публика, окружавшая старуху, вопила, захлебываясь кто смехом, кто бессмысленными ругательствами». Когда же артиста не стало и люди увидели, что он был самым обыкновенным человеком, «надгробные речи над телом Гольца были произнесены тут же, на улице, ресторатором и старухой; «Шарлатан!». Публика, которую при жизни Гольц мог заворожить, напугать, которой при желании мог управлять, осудила его, узнав, что он страдал «из-за одной юбки». Люди радовались, что сами не на его месте, а значит, в какой-то мере лучше, удачливее этого особенного, талантливого человека, которому просто не повезло в любви.

Часты в произведениях о цирке и описания арены, а также костюмов артистов. Эти художественные детали помогают лучше увидеть либо нищету бродячего цирка, либо продемонстрировать радостную, праздничную атмосферу, царящую под куполом.

 

 

 

Заключение

Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст.

Время перелистывает годы, века, тысячелетия. Человек изобрёл то, что позволило ему сделать прорыв в космос. Но в каком бы направлении ни шла вперёд жизнь человека, одно останется неизменным: его тяга к красивому, зрелищному, высокому искусству цирка.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    • художественные произведения позволяют сегодняшнему читателю увидеть, что цирк – это особый мир со своим пространством, помогающим читателю получить ценную информацию о специфике циркового искусства;
    • эти произведения в большинстве своём трагичны;
    • реализуемые в произведениях темы детства, нужды, одиночества людей цирка до предела обнажают социальные конфликты общества;
    • Несмотря на малые жанровые формы, рассказы о цирке отличаются художественной выразительностью. Особая роль в композиции произведений отводится повествовательным и описательным деталям, несущим важную смысловую и эмоциональную информацию.

 

Список использованной литературы:

1.  Бабушкин Л. Цирк в объективе – М.: Детская литература, 1988.

2. Горький М. Рассказы. – Мн.: Маст. Літ., 1984.

3. Григорович Д.В. Повести  и рассказы. – М.: Просвещение, 1989.

4.  Куприн А.И. Легче воздуха. Рассказы о цирке – М.: Современник, 1988.

5.  Румянцева Н.М. Клоун и время: Карандаш, О.Попов, Ю.Никулин, Л. Енгибаров – М.: Искусство, 1989.

6.  Фальковский А.П. Художник в цирке – М.: Искусство, 1978.

7.  Цирк! Цирк! Цирк! – М.: Правда, 1989.

8. Чехов А.П. Собрание сочинений.– М., 1962. Т. 6.

9.  Энциклопедической словарь юного зрителя – М.: Педагогика, 1989.

10.  Энциклопедия для детей и родителей. Мир цирка т.I. Клоуны – М.: Кладезь, 1995.

11.  http://circologia.yarcosmos.ru

12.  http://www.ickust.claw.ru

13.  http://www.glossary.ru/cgi-bin/

14.  http://www.krugosvet.ru

15.  http://www.rustrana.ru

16.  http://www.ruscircus.ru

 

1 Цирк! Цирк! Цирк! – М.: Правда, 1989. С. 6

2 Цирк! Цирк! Цирк! – М.: Правда, 1989. С. 23

3 Куприн А.И. Легче воздуха. Рассказы о цирке. – М.: Современник, 1988. С. 47

4 Горький М. Рассказы. – Мн.: Маст. Літ., 1984. С. 217

5 Чехов А.П. Собрание сочинений.– М., 1962. Т. 6. С 112

6 Григорович Д.В. Повести и рассказы.  – М.: Просвещение, 1989, С. 185

7 Григорович Д.В. Повести и рассказы.  – М.: Просвещение, 1989, С. 167

8 Горький М. Рассказы. – Мн.: Маст. Літ., 1984. С. 249

9 Горький М. Рассказы. – Мн.: Маст. Літ., 1984. С. 253

10Куприн А.И. Легче воздуха. Рассказы о цирке. – М.: Современник, 1988. С. 123

11 Чехов А.П. Собрание сочинений.– М., 1962. Т. 6. С 110

12 Григорович Д.В. Повести и рассказы.  – М.: Просвещение, 1989, С. 201

13 Куприн А.И. Легче воздуха. Рассказы о цирке. – М.: Современник, 1988. С. 63

14 Куприн А.И. Легче воздуха. Рассказы о цирке. – М.: Современник, 1988. С. 98

15 Куприн А.И. Легче воздуха. Рассказы о цирке. – М.: Современник, 1988. С. 99

16 Куприн А.И. Легче воздуха. Рассказы о цирке. – М.: Современник, 1988. С. 99

17 Григорович Д.В. Повести и рассказы.  – М.: Просвещение, 1989, С. 197

18 Григорович Д.В. Повести и рассказы.  – М.: Просвещение, 1989, С. 198

19 Горький М. Рассказы. – Мн.: Маст. Літ., 1984. С. 243

- -

 




Информация о работе Мир цирка в произведениях русских писателей