Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа

Краткое описание

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака.docx

— 541.31 Кб (Скачать файл)

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Забайкальского края

ГБОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

студентки 6 курса

специальности ___________________________________

______________________________________________________

 

Нравственное  воспитание на уроках литературного  чтения посредствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.

 

 

 

 

Допустить к защите:                                   Руководитель:

Зав. отделением заочной  формы                ___________________

обучения_________         

  «____» _______________ 2013 г.       

               

 

 

 

 Чита –  2013

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7

1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного  возраста……………………………………………………………………....7

1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его  сказок………………………………………………………………………..16

Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26

2.1. Обобщение опыта работы педагогов  по использованию сказок в   процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26

2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33

Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41

3.1. Организация и методика изучения  преподавания сказок С.Я.  Маршака в начальной школе………………………………………………41

3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44

Заключение.............................................................................................................46

Список  литературы................................................................................................48

Приложение 1….…………………………………………………………………..52

Приложение 2….…………………………………………………………………..76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет  в него оптимизм, веру в торжество  добра и справедливости. За фантастичностью  сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считается, что она является не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они  не скрывают и то, что реальный мир  знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря  чуду. Воображаемая чудесная победа добра  над злом всегда активизирует чувства  ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно  для формирования у человека жизненной  стойкости и качеств борца  за справедливость.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних  столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет  увлекательным и приковывает  к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются  психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность  их внимания.

Сказки С.Я. Маршака изучаются детьми в начальной школе, но таких учебников, где бы встречались его произведения очень мало. Например, в учебниках Матвеевой Е.И. по системе Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В. во втором и третьем классах. Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий «доктор Айболит», Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи и сказки Маршака как целебное средство, как один из самых надежных «витаминов роста». Сказки Самуила Яковлевича широко известны многим поколениям: «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться — счастья не видать», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Угомон», «Тихая сказка» и др. Все они — сугубо маршаковское поэтическое преломление народных мотивов, эстетики, нравственности, испокон века утверждаемых фольклором: мотивы радости бытия, соучастия, доброты и одновременно ироническое или юмористическое разоблачение глупости и злонамеренности, черствости и эгоизма. Все это — вечное, непреходящее в народной мудрости, в педагогике и философии народной жизни. Очевидно, поэтому и сегодня произведения С.Я.Маршака входят в наш дом как праздник для детей каждого нового поколения. Они известны и родителям, и даже бабушкам, дедушкам нынешних детей.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня  стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы  и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых  древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также  формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного  способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением  со стороны образовательных учреждений и родителей.

Таким образом, подтверждается актуальность нашего исследования «Педагогические ценности сказок С.Я. Маршака для детей младшего школьного возраста».

Объект исследования: Нравственное воспитание на уроках литературного чтения в начальной школе.

Предмет исследования: методические приемы изучения сказок С.Я. Маршака на уроках чтения в начальной школе.

Цель исследования: теоретически описать и практически показать проблему изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические аспекты исследования – особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста, а также творчество С.Я. Маршака.
  2. Изучить литературу по проблеме преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе, раскрыть художественные особенности сказок С.Я. Маршака.
  3. Описать и внедрить методику изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.

Гипотеза исследования: предполагается, что изучение творчества С.Я. Маршака на уроках чтения в начальной школе будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младших школьников и усвоению специфики сказки как жанра.

Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов:

- анализ психолого-педагогической, художественной и методической литературы по теме исследования;

- рефлексивный анализ опыта учителей;

- тестирование (педагогический эксперимент в ходе учебного процесса).

База исследования: Забайкальский край, Борзинский район, с. Чиндант, Чиндантская средняя общеобразовательная школа, 3 класс.

Практическая значимость: используемая методика изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе может быть использована учителями начальных классов и студентами во время педагогической практики в работе с младшими школьниками.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования

 

1.1. Особенности  восприятия сказок детьми

младшего  школьного возраста

 

Поступление в школу знаменует  собой начало нового возрастного  периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью  которого является учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок  под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с  их требованиями.

Учебная деятельность, осуществляемая детьми на протяжении всего школьного  возраста, связана с овладением ими  указанным содержанием. Однако ведущей  учебная деятельность будет только в младшем школьном возрасте; в  этом возрасте у детей возникают  и формируются лишь основы теоретического сознания и мышление.

Э. Эриксон утверждает, что особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап развития он застал. Он считает, что ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания [18].

Восприятие сказки - сложный  процесс активного воссоздания  образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка (Пропп 2000) [35].

В классической психологии волшебная  сказка выступает как уход ребенка  от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии волшебная сказка рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка.

Важно понимать, что «ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо - оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты» (Ливенцева: Эл. ист.) [20].

Для достижения подобного  эффекта, педагог должен учитывать, что восприятие в младшем школьном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим  механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и  сопереживание герою сказки (Запорожец 1986) [8].

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие  задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет шесть стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый - доморальный уровень. Нормы морали для ребенка - нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений.

Второй уровень - конвенциональная мораль. Ребенок уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

Третий уровень - автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними [7, с.469].

В этом периоде мы никогда  не увидим ребенка в пассивно - демонстративном  состоянии. Он всегда чем-либо занят: то он внимательно наблюдает уличную  ссору, то увлечен чтением новой  книги или же лезет на дерево или  на крышу, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность.

В нем, конечно, много движений, но большинство их уже с новыми, совершенно иными целями. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что сейчас возбуждает его деятельность; но жизнь  не иллюзорная и фантастическая, а  самая настоящая.

В этом мире ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором  жил раньше, но, тем не менее напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необыкновенный эмоциональный подъем вызывают у детей сказки.

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько  групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные  сказки и бытовые (сатирические).

1. Сказки о животных. Маленьких  детей, как правило, привлекает  мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Информация о работе Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.