Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа

Краткое описание

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака.docx

— 541.31 Кб (Скачать файл)

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она "складывается", дать представление о героях, о  системе событий и роли в них  персонажей сказки, о богатстве изобразительных  средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно  помочь ребенку увидеть главное, что есть в сказке, - гибкость и  тонкость смысла, яркость и чистоту  красок, поэзию народного слова.

Однако в многочисленных публикациях по методике преподавания "Литературного чтения" в младшей  школе мы находим лишь отдельные  интересные наблюдения, касающиеся образов  героев, сюжета, языка волшебной  сказки, указания на эффективность  применения тех или иных приемов  ее изучения. Однако эти замечания  остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под  руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению сказки в школе. Она предполагает интеграцию в традиционную методику изучения фольклорной сказки, предполагающую проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, системы вопросов и заданий, применяемых в рамках сказкотерапии.

Наше исследование показывает, что большинство работ по сказкотерапии написано для школьных психологов (Амбросьева 2007 и др.) и не предполагает использования разработанных методов на уроках по "Литературному чтению" [1]. Исключением является работа А.В. Криницыной. Она носит психолого-педагогический характер и содержит методические рекомендации по изучению поэтики волшебной сказки, направленному на "развитие и укрепление положительной, гармоничной и целостной системы отношений ребенка" с окружающим миром и людьми [16]. Это предполагает формирование познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов личности младшего школьника. Поставленная цель требует от учителя донесения до детей следующей информации:

  • как устроен этот мир, кто его создал;
  • что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
  • какие "ловушки", искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
  • как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  • какими ценностями руководствоваться в жизни;
  • как строить отношения с родителями и детьми;
  • как бороться и прощать [16].

Для решения этой задачи он может использовать следующие сказкотерапевтические методы:

1. Рассказывание сказок.

Уникальность методики А.В. Криницыной как сказкотерапевта заключается в том, что она рекомендует учителю попросить детей сопроводить слушание сказки изображением описываемых событий с помощью мимики и жестов. Ссылаясь на собственный педагогический опыт, она поясняет: "Мы в своей работе разрешали детям творчески и пластически сопровождать сказку, что привело к большей заинтересованности детей. <…> В данном случае развивается как когнитивный компонент отношений ребенка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки)" [16].

После прочтения сказки учителем дети должны ответить на следующий  блок вопросов: "Понравилась ли тебе сказка? Как ты думаешь, о чем эта  сказка? Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему? Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил по-другому? Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои? Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чем она? Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?"

В результате у ребенка  формируется свое отношение к  той или иной проблеме, ситуации, героям.

2. Переписывание сказок.

Оно может осуществляться с помощью следующих заданий.

А. "Педагог (или психолог) предлагает детям рассказать известную  сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего  в сказке. В этом случае меняется ракурс сюжета, оттенки смысла сказки. Ребенок <…> становится на позицию другого, у него развивается положительное отношение к миру". Выполнение этого задания А.В. Криницына предлагает предварить следующими словами: "Вы знаете, что в сказке все, даже камешек на дороге, - живое. В любой момент могут ожить не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что, когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку “Колобок”, сказка звучала бы одинаково? А чем бы эти сказки отличались? (Дети могут сказать, что рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги - злым.) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут отличаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой-Ягой".

Б. Ребенок переписывает или  дописывает изучаемую сказку. При  этом он может изменить ее конец  или ввести в повествование других персонажей. "Это помогает ребенку  переосмыслить известные сюжеты, проявить творческое отношение к  миру, развивает самостоятельную, активную позицию, позволяет избавиться от напряженного отношения к отдельным ситуациям  в жизни".

3. Сочинение сказок.

На этом этапе урока  учитель может предложить школьникам рассказать свою сказку на свободную  или заданную тему. Помимо развития творческих способностей ребенка, это  задание способствует выявлению  наиболее значимых и травматичных событий из жизни ребенка. Они вербализуются с помощью выбранной тематики и развития сюжета, проявляются в образе главного героя и его отношениях с миром, отражаются в сказочной символике.

Сочиненные детьми сказки (или их эпизоды) сказкотерапевты предлагают разыгрывать с помощью кукол. В роли актеров могут выступить и сами дети. "Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка". Кроме того, она позволяет детям проявить эмоции, сдерживаемые в общении с другими людьми.

4. Рисование сказок.

Например, можно дать детям  задание разбиться на пары и вместе нарисовать сказочный рисунок, а  потом каждому ребенку рассказать по рисунку свою сказку.

5. Творческие игры со  сказкой (Криницына 2010) [16].

Очевидно, что, несмотря на стремление автора включить описанные задания  в занятия по "Литературному  чтению", их проведение не дает школьникам исчерпывающего представления об изучаемых  произведениях художественной литературы. Не вызывает сомнений, что рассказывание, переписывание, сочинение и иллюстрирование  сказок стимулируют детское воображение, способствуют более глубокому пониманию  школьниками текста и развитию общей  культуры речи учащихся, ее выразительности. Однако, во-первых, их проведение требует  большего количества времени, чем то, которым располагает учитель. Во-вторых, авторы пособия поясняют, что многие из описанных методов активности учащихся эффективны при индивидуальной работе учителя с учеником, что  также трудновыполнимо в условиях современной школы.

Представляется, что предложенные сказкотерапевтом задания сочинить сказку или рассказать ее от имени одного из персонажей, могут быть предложены учителем в форме домашнего или классного сочинения. Создание иллюстраций к сказке также может быть предложено в форме домашнего задания. Учитель может усложнить его, попросив детей нарисовать разные эпизоды выбранного сюжета. Чтобы затем составить комикс или электронную слайдовую презентацию изучаемой сказки.

Обратим внимание, что данные задания могут быть дополнены  методическими находками сказкотерапевтов, направленными на изучение других жанровых разновидностей - кумулятивных сказок и сказок о животных, - а также авторской сказки.

Так, при изучении литературной сказки братьев Гримм сказкотерапевты предлагают создать у детей соответствующий эмоциональный настрой с помощью музыки. При этом учитель может выбрать необычное место для проведения занятия, вынести необычный предмет вроде старинного горшка. Урок может сопровождаться игрой "Варим кашу". Детям предлагаются роли различных продуктов: молока, сахара, соли, крупы, масла и т.д.). На слова "Раз, два, три, горшочек, вари!" маленькие актеры по порядку входят в круг, который символизирует сказочный горшочек. Когда каша варится, дети по очереди привстают и кричат "пых-пых!". Огонь прибавляют - дети ускоряют темп речи и подпрыгивают. Когда кашу помешивают, дети водят хоровод. Томят - присаживаются и т.д. [38]

Изучение сказки о животных сказкотерапевты рекомендуют сопровождать созданием пиктографических изображений, т.е. картинок, которые будут являться "планом" повествования, и моделированием сказок, при котором ребенок замещает персонажей различными геометрическими фигурами на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок" - полоски разной высоты и цвета (лягушка - зеленый, лиса - оранжевый и т.д.).

Изучение литературной сказки и сказки о животных можно дополнить  созданием проблемных ситуаций, для  овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

Почему маленькая Герда  оказалась могущественней Снежной  Королевы? (Г. - Х. Андерсен "Снежная  Королева");

Почему с Шапокляк никто  не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена");

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

Эти задания могут быть дополнены следующими видами активности:

  • "сказки, но по-новому": дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами (добрый волк, хитрый колобок и т.д.);
  • "сказки о бытовых предметах" (в своем рассказе дети отталкиваются от реального предмета и описывают невероятные события, которые с ним произошли);
  • "узнай сказку по песенке героев" ("Не садись на пенек, не ешь пирожок" - "Маша и медведь", "Скрипи, нога, скрипи, липовая!" - "Медведь - липовая нога", "Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся!" - "Волк и семеро козлят" и т.д.);
  • "от точек к сказке" (соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее).

Комплекс следующих заданий  может сопровождать изучение кумулятивной "Репка".

  • Рассказать знакомую сказку по кругу.
  • Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
  • Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
  • Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
  • Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
  • Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
  • Разыгрывание придуманных сказок [42].

При этом учитель должен соблюдать  следующие правила:

  • чередовать разные типы заданий;
  • не играть в одну игру много раз подряд;
  • не выполнять задания за ребенка;
  • начинать с заведомо легких заданий;
  • учитывать темперамент каждого ребенка;
  • продумать варианты одного и того же упражнения [38].

Кроме того, сказкотерапевты советуют учителям:

  • Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
  • Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
  • Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
  • Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр) [42].

Оценивая работу учеников, психологи рекомендуют учителю  привлекать их к оценке своих достижений. Этому способствуют вопросы: "Что  тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?".

 

2.2. Методика работы над сказками  в начальной школе

 

Слово «сказка» появилось  в письменных источниках не ранее  XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.

В литературной энциклопедии терминов и понятий «сказка» толкуется  как вид фольклорной прозы, известной  у всех народов; система жанров и  жанровых разновидностей [6].

Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие «сказка» как жанр эпоса [17].

Сказка – преимущественно  прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного или  бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих  терминов [17].

Можно выделить еще одно определение  «сказки», которое обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка – это  вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы [39].

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события  той эпохи, в которой она бытует. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие  понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертывается события; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок выразительны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы придти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждают справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Информация о работе Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.