Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа
Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76
Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она "складывается", дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в сказке, - гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова.
Однако в многочисленных публикациях по методике преподавания "Литературного чтения" в младшей школе мы находим лишь отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению сказки в школе. Она предполагает интеграцию в традиционную методику изучения фольклорной сказки, предполагающую проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, системы вопросов и заданий, применяемых в рамках сказкотерапии.
Наше исследование показывает, что большинство работ по сказкотерапии написано для школьных психологов (Амбросьева 2007 и др.) и не предполагает использования разработанных методов на уроках по "Литературному чтению" [1]. Исключением является работа А.В. Криницыной. Она носит психолого-педагогический характер и содержит методические рекомендации по изучению поэтики волшебной сказки, направленному на "развитие и укрепление положительной, гармоничной и целостной системы отношений ребенка" с окружающим миром и людьми [16]. Это предполагает формирование познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов личности младшего школьника. Поставленная цель требует от учителя донесения до детей следующей информации:
Для решения этой задачи он
может использовать следующие
1. Рассказывание сказок.
Уникальность методики А.В. Криницыной как сказкотерапевта заключается в том, что она рекомендует учителю попросить детей сопроводить слушание сказки изображением описываемых событий с помощью мимики и жестов. Ссылаясь на собственный педагогический опыт, она поясняет: "Мы в своей работе разрешали детям творчески и пластически сопровождать сказку, что привело к большей заинтересованности детей. <…> В данном случае развивается как когнитивный компонент отношений ребенка (через познание себя и других), так и эмоциональный (с помощью сопереживания героям сказки)" [16].
После прочтения сказки учителем дети должны ответить на следующий блок вопросов: "Понравилась ли тебе сказка? Как ты думаешь, о чем эта сказка? Какие герои тебе больше всего понравились? Какие не понравились? Почему? Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Что было бы, если бы он поступил по-другому? Что было бы, если бы в сказке были только хорошие герои? Как ты понял для себя смысл этой сказки? О чем она? Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если да, то в каком случае?"
В результате у ребенка формируется свое отношение к той или иной проблеме, ситуации, героям.
2. Переписывание сказок.
Оно может осуществляться с помощью следующих заданий.
А. "Педагог (или психолог) предлагает детям рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. В этом случае меняется ракурс сюжета, оттенки смысла сказки. Ребенок <…> становится на позицию другого, у него развивается положительное отношение к миру". Выполнение этого задания А.В. Криницына предлагает предварить следующими словами: "Вы знаете, что в сказке все, даже камешек на дороге, - живое. В любой момент могут ожить не только главные герои сказки, но и лесная дорожка, избушка, волны морские и другие сказочные существа. Вы, наверное, знаете, что, когда одну и ту же сказку рассказывают разные люди, она звучит по-разному. Как вы думаете, если бы Баба-Яга и Василиса Премудрая рассказали нам сказку “Колобок”, сказка звучала бы одинаково? А чем бы эти сказки отличались? (Дети могут сказать, что рассказ Василисы Премудрой был бы добрым, а рассказ Бабы-Яги - злым.) Да, может быть, это и так. Мы можем проверить, как будут отличаться сказки, рассказанные Василисой Премудрой и Бабой-Ягой".
Б. Ребенок переписывает или
дописывает изучаемую сказку. При
этом он может изменить ее конец
или ввести в повествование других
персонажей. "Это помогает ребенку
переосмыслить известные
3. Сочинение сказок.
На этом этапе урока учитель может предложить школьникам рассказать свою сказку на свободную или заданную тему. Помимо развития творческих способностей ребенка, это задание способствует выявлению наиболее значимых и травматичных событий из жизни ребенка. Они вербализуются с помощью выбранной тематики и развития сюжета, проявляются в образе главного героя и его отношениях с миром, отражаются в сказочной символике.
Сочиненные детьми сказки (или их эпизоды) сказкотерапевты предлагают разыгрывать с помощью кукол. В роли актеров могут выступить и сами дети. "Такая работа развивает поведенческий компонент отношения к себе и миру, самооценку, самосовершенствование, самоконтроль ребенка". Кроме того, она позволяет детям проявить эмоции, сдерживаемые в общении с другими людьми.
4. Рисование сказок.
Например, можно дать детям
задание разбиться на пары и вместе
нарисовать сказочный рисунок, а
потом каждому ребенку
5. Творческие игры со сказкой (Криницына 2010) [16].
Очевидно, что, несмотря на стремление
автора включить описанные задания
в занятия по "Литературному
чтению", их проведение не дает школьникам
исчерпывающего представления об изучаемых
произведениях художественной литературы.
Не вызывает сомнений, что рассказывание,
переписывание, сочинение и иллюстрирование
сказок стимулируют детское
Представляется, что предложенные сказкотерапевтом задания сочинить сказку или рассказать ее от имени одного из персонажей, могут быть предложены учителем в форме домашнего или классного сочинения. Создание иллюстраций к сказке также может быть предложено в форме домашнего задания. Учитель может усложнить его, попросив детей нарисовать разные эпизоды выбранного сюжета. Чтобы затем составить комикс или электронную слайдовую презентацию изучаемой сказки.
Обратим внимание, что данные
задания могут быть дополнены
методическими находками
Так, при изучении литературной сказки братьев Гримм сказкотерапевты предлагают создать у детей соответствующий эмоциональный настрой с помощью музыки. При этом учитель может выбрать необычное место для проведения занятия, вынести необычный предмет вроде старинного горшка. Урок может сопровождаться игрой "Варим кашу". Детям предлагаются роли различных продуктов: молока, сахара, соли, крупы, масла и т.д.). На слова "Раз, два, три, горшочек, вари!" маленькие актеры по порядку входят в круг, который символизирует сказочный горшочек. Когда каша варится, дети по очереди привстают и кричат "пых-пых!". Огонь прибавляют - дети ускоряют темп речи и подпрыгивают. Когда кашу помешивают, дети водят хоровод. Томят - присаживаются и т.д. [38]
Изучение сказки о животных сказкотерапевты рекомендуют сопровождать созданием пиктографических изображений, т.е. картинок, которые будут являться "планом" повествования, и моделированием сказок, при котором ребенок замещает персонажей различными геометрическими фигурами на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок" - полоски разной высоты и цвета (лягушка - зеленый, лиса - оранжевый и т.д.).
Изучение литературной сказки и сказки о животных можно дополнить созданием проблемных ситуаций, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. - Х. Андерсен "Снежная Королева");
Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена");
Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
Эти задания могут быть дополнены следующими видами активности:
Комплекс следующих заданий может сопровождать изучение кумулятивной "Репка".
При этом учитель должен соблюдать следующие правила:
Кроме того, сказкотерапевты советуют учителям:
Оценивая работу учеников, психологи рекомендуют учителю привлекать их к оценке своих достижений. Этому способствуют вопросы: "Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?".
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе
Слово «сказка» появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.
В литературной энциклопедии терминов и понятий «сказка» толкуется как вид фольклорной прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей [6].
Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие «сказка» как жанр эпоса [17].
Сказка – преимущественно прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих терминов [17].
Можно выделить еще одно определение «сказки», которое обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка – это вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы [39].
Сказка восходит к действительности
породившей ее эпохи, отражает события
той эпохи, в которой она бытует.
В сказочном образе действительности
переплетаются