Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа

Краткое описание

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака.docx

— 541.31 Кб (Скачать файл)

Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные  мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: «Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора». Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной [35].

Сказка развивает оценочные  суждения школьников. В процессе анализа  сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что больше всего ценится  в людях? За что наказывают, а что  поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?». Большой потенциал  положительных нравственных поучений несут в себе сказки.

Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький  так передает это воздействие  народной сказки: «От ее слов, - вспоминает он о сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство  крылатой радости. Чудеса ее песен и  стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса».

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка – ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!». Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки [37].

Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок – прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства, а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:

        • наличие вымысла;
        • композиционное своеобразие – зачин, повторы, концовка.

В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний  раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное  событие и следует развязка. Повторы  происходят чаще всего потому, что  в сказке появляются все новые  и новые действующие лица или  вносятся новые детали.

В книге Никифорова выделяются три  основных признака сказки:

  1. устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;
  2. необычны в бытовом смысле события;
  3. специфика сказочной поэтики.

В сказочном эпосе различают  три жанровые разновидности:

  1. сказки о животных;
  2. волшебные сказки;
  3. бытовые новеллистические сказки [29].

Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что  в сказке действуют животные. Эти  сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.

Дети рано приучаются оценивать  размеры явлений, дел и поступков  и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.

Сказки о животных можно назвать  детскими и потому, что в них  много действия, движения, энергии  – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. В сказках о животных много  юмора. Это их чудесное свойство развивает  у детей чувство реального, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции [29].

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух – герой, лиса – хитрая обманщица, волк – жадный, медведь – глупый, коза – лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной.

Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с  удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так  рассказать детям сказку и так  организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном  мире.

Сперва, сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой – они обогатили себя знание определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки С.Я. Маршака как «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке» и др.

В древности существовали верования  в ведьм, колдунов, которые могут  творить чудеса. Народ в те далекие  времена верил и волшебные  вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой  магией. Вместе с тем росло поэтическое  воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить  прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли  это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках [30].

Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы – то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией  приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются  в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем  ближе конец, тем острее и напряженнее  становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к  моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот  события к исходному положению  – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой  прием помогает ребенку понять, что  для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны  своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая  особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена  прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков  людей [30].

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование  сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: «налетели», «подхватили», «унесли» и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний – всеми чертами окружающего нас мир [13].

Усложненность сюжета – характерная  черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся  только их действия, поступки. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: «По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?»

Отличительная черта волшебной  сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над  злом, кривды над правдой, жизни над  смертью. Все события в ней  доведены до конца, незавершенность  и незаконченность не свойственны  сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями  коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.

Сказочный дидактизм пронизывает  всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением  положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует [13].

Таким образом, заканчивая вторую главу работы, отметим, что мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок – воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок С.Я. Маршака является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Его сказки развивают оценочные суждения школьников.

 

 

 

 

 

Глава III. Практические аспекты исследования

 

3.1. Организация  и методика изучения преподавания  сказок 

С.Я. Маршака в начальной школе

 

База исследования: исследование проводилось на базе Чиндантской средней общеобразовательной школы..

В экспериментальном исследовании приняло участие 13 детей младшего школьного возраста (3 класс).

Цель экспериментального исследования: теоретически описать  и практически показать проблему изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Описать и внедрить методику изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе Разработать и провести серию уроков по сказкам и творчеству Маршака.

Экспериментальное исследование проводилось в 2 этапа:

  1. Формирующий.
  2. Контрольный.

Цель формирующего этапа: описание и внедрение методики изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.

Задачи формирующего этапа:

  1. Описать методику изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе
  2. Внедрить методику изучения сказок С.Я. Маршака в начальной школе.

Во время прохождения  педагогической практики мной была разработана  и проведена серия уроков по чтению, направленная на изучение творчества Маршака в начальной школе.

Перечислим названия проводимых уроков:

1) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 1)

2) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 2)

3) Урок по теме: Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом»

4) Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Терем-теремок»

5) Урок по теме: «Путешествие в город, который построил Маршак»

6) Урок по теме: С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

Планы всех перечисленных  уроков представлены в приложении к  данной выпускной квалификационной работе (см. Приложение 1).

Практика показала, что  творчество Маршака очень заинтересовало учащихся. Сказки же писателя вызвали у детей восторг, заставили задуматься, а что же такое волшебство? Красота? Сказки Маршака помогли поменять отношение учащихся к окружающим вещам, видеть в обыденных предметах необычное, неизвестное, красивое. Творчество Маршака способствовало развитию и таких качеств личности как милосердие, гуманность к людям с ограниченными возможностями, старикам, которые раньше вызывали смех.

В заключении проведения серии уроков по сказкам С.Я. Маршака мною совместно с педагогом был организован литературный утренник для младших школьников под названием «Читаем, рисуем, играем стихи и сказки С.Я. Маршака».

Информация о работе Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.