Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа

Краткое описание

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-сказки Маршака.docx

— 541.31 Кб (Скачать файл)

Сценарий утренника представлен  в приложении к данной работе (см. Приложение 2).

Для того чтобы выявить  уровень усвоения предложенного  материала, после проведения разработанных  уроков, учащимся был предложен следующий  тест:

  1. Сказка – это…

а) иронический стихотворный рассказ;

б) медкий выразительный образ, ходовое выражение;

в) древнейший жанр устного  народного творчества, классический образец фольклора.

  1. Кто из данных авторов является сказочником?

а) Маршак С.Я.;

б) Распутин В.Г.;

в) Ахматова А.А.

  1. Кто является автором сказки «Двенадцать месяцев»?

а) Маршак С.Я.;

б) Распутин В.Г.;

в) Ахматова А.А.

  1. Какая особенность характерна для сказок?

а) в сказках все оживает  и обретает язык;

б) в сказках нет зачина и концовки;

в) сказки описывают реальные события.

  1. Каким волшебным предметом Осень («Осенняя сказка») совершала волшебство?

а) волшебная палочка;

б) скатерть-самобранка;

в) волшебная шаль.

  1. Какое число в сказке является магическим?

а) 7;

б) 13;

в) 3.

  1. Кто является главным героем сказки «Ласточка»?

а) птица;

б) лошадь;

в) собака.

  1. Как зовут волшебницу в сказке «Чудеса, да и только»?

а) Фея;

б) Баба-Яга;

в) Струмышка.

  1. Какая птица внесла раздор в сказке «Кто лучше прыгает?»?

а) сорока;

б) ворона;

в) синица.

  1. Какие животные являются главными героями сказок «Лужица», «Загадка»?

а) воробей – кот;

б) мышь – кошка;

в) собака – кошка.

Этот тест был проведен на классном часу. Каждому учащемуся  был дан бланк, на котором учащиеся должны были отметить тот вариант  ответа, который считают верным. Время выполнения теста - 20 минут.

Анализ полученных результатов  представлен в следующем параграфе  исследования.

 

3.2. Анализ полученных результатов

 

Цель контрольного этапа: определение эффективности реализованной методики изучения сказок Маршака в начальной школе.

Задачи контрольного этапа:

  1. Выявить уровень усвоения младшими школьниками сказок С.Я. Маршака.
  2. Сравнить уровень знаний сказок Маршака до и после проведения серии разработанных уроков.
  3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы об эффективности проведенной методики.

После проведения методики изучения сказок Маршака в начальной школе были получены результаты, которые представлены в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1. Выявление уровня усвоения сказок С.Я. Маршака

Ф.И. № вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

Блинов Д.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

9

Волков Д.

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

6

Деребизова А.

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

7

Жданова Д.

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

5

Казанин Д.

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

7

Копылов В.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Кривошеев С.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

8

Кутузова А.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

8

Лобашев Т.

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

7

Пичкуров Р.

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

8

Потапова А.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

+

7

Рыбакова И.

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

7

Шипачева С.

+

+

+

+

-

+

-

+

-

-

6


8 – 10 баллов – высокий  уровень

5 – 7 баллов - средний уровень

0 – 4 балла – низкий  уровень

Таблица 2. Уровень усвоения сказок Маршака в классе

Уровень усвоения

Количество учащихся

Высокий уровень

5

Средний уровень

8

Низкий уровень

-


 

Анализируя полученные результаты об уровне усвоения сказок Маршака в классе, можно сказать, что наибольшее количество учащихся имеют средний уровень - восемь человек, остальные пять человек - высокий уровень. Это говорит о том, что в целом класс усвоил изученный материал.

Таким образом, делая вывод  по третьей главе исследования, можно  отметить, что проведенная методика изучения сказок в начальной школе на примере сказок Маршака эффективна, так как она направлена не только на изучение творчества Самуила Яковлевича, но и способствует воспитанию нравственных качеств у младших школьников.

 

Заключение

 

Одной из главной задач  педагогики – нравственное и эстетическое воспитание школьников. Средством привития таких качеств в младшем школьном возрасте могут служить сказки, основной функцией которых – воспитать поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные и авторские сказки пронизаны этой идеей. Сказки современных сказочников, с такой же направленность отражают сегодняшнюю эпоху, мир, который знаком детям нашего времени.

Сказка умеет завладеть  вниманием ребенка, возбудить его  любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности  тем, что он делает.

Сейчас появляются пособия, созданные на стыке сказкотерапии и литературоведения. Ярким примером таких работ является исследование А.В. Криницыной. Подводя итоги проведенных ей уроков по "Литературному чтению", ученый предлагает учителям дополнять традиционные методы изучения поэтики волшебных сказок следующими типами заданий: рассказывание, переписывание и сочинение сказок, а также создание иллюстраций к прочитанному тексту и проведение творческих игр на его основе.

Проведенный анализ заданий, предложенных Криницыной и учителями начальной школы, которые используют сказкотерапию на уроках по "Литературному чтению", позволяет утверждать, что они стимулируют детское воображение, способствуют более глубокому пониманию школьниками текста и развитию общей культуры речи учащихся, ее выразительности. Однако они могут использоваться только в качестве дополнения к традиционной методике изучения произведений школьной программы, поскольку не дают исчерпывающего представления об их поэтике.

 

Одним из представителей писателей-сказочников  является Самуил Яковлевич Маршак. Основным мотивом его сказок является бережное отношение к окружающему миру. Произведения Маршака развивают оценочные суждения, они об умении жить друг рядом с другом, о доброте и благородстве, о терпимости, о гуманности и милосердии.

Талант Маршака раскрывает «секреты», «особую сложность и  трудность искусства детской  поэзии», если ее рассматривать не как  «прикладную отрасль» высокого искусства  слова, а в одном ряду с ним. Маршак рано увидел, понял, почувствовал и учел в своем творчестве, что  читатель детской книги умеет  ценить истинность прекрасного. Он особо чуток, неподкупен в отношении малейшей фальши, натянутости и упрощенности. Ребенок свободен от многих условностей восприятия взрослого человека. Детские произведения обладают своими «изначальными достоинствами ясности, существенной занимательности содержания и непринужденной энергии, естественной, как дыхание, мерности и «незаметности» формы», — обоснованно утверждает С.Я. Маршак.

Отмечая цельность творчества Маршака, нельзя не видеть и конкретно-историческую предопределенность эстетического  пафоса, особого интереса к различным  жанрам литературного творчества в  разные периоды его жизни.

Таким образом, изучение творчества С.Я. Маршака на уроках чтения будет способствовать воспитанию нравственных качеств у младшего школьника и усвоению специфики сказки как жанра. Применение сказки в процессе воспитания детей младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Знакомство с культурой нации посредством сказки, несомненно, оказывает воспитательный эффект.

 

Список литературы

 

  1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников. - М., 2007.
  2. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. Учебное пособие – М.: Академия, 2007.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2007.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск, 1998.
  5. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. - СПб., 2004.
  6. Детская литература: хрестоматия с основами литературоведения / сост. А.В. Даниловский – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 640с.
  7. Детская литература, Учебник /Под ред. Е.Е. Зубаревой для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 2004.
  8. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в двух томах. - М., 1986.
  9. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2002.
  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 2008.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия // Психология, 2011. № 12. С 64-65.
  12. Игнатова Е. Сказочно счастливо // Психология, 2011. № 6. С 56-57.
  13. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. - М., 2006.
  14. Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005.
  15. Кравцова А. Уроки сказкотерапии: http://slmns.ru/? go=cms&mid=260
  16. Криницына А.В. Развитие отношения младших школьников к себе и миру средствами сказкотерапии // Педагогика искусства, 2010. № 2: www.art-education.ru/AE-magazine/
  17. Кудина Г.Н. Словарь литературоведческих терминов / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 48с.
  18. Кукушкина Е.Ю. Пути преодоления дезадаптации младших школьников средствами сказкотерапии: http://festival.1september.ru/articles/527966/
  19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
  20. Ливенцева С. Исцеляющая сила сказки: http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/healing-power
  21. Маршак Самуил Яковлевич Жизнь и творчество. //Писатели нашего детства.100 имен: Биографический словарь в 3 ч. Ч.1.- М.: Либерия, 2009.- С.257-262.
  22. Маршак С.Я. Дом, увенчанный глобусом: Заметки и воспоминания //Маршак С.Я. Собр. соч. - М.: Правда, 1990. - Т.4. - С.259-318.
  23. Маршак С.Я. Издали и вблизи: Воспоминания // Маршак С.Я. Собр. соч. - М.: Правда, 1990. - Т.4.- С.238-243.
  24. Маршак С.Я. Собр. Соч. в четырех томах. 1-й том: Произведения для детей. М.,1990.
  25. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 1. Каким бывает слово? – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 144с.
  26. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 2. Слово в сказке – 3-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 160с.
  27. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 1. Секреты рождения образа – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 144с.
  28. Матвеева Е.И. Литературное чтение: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: В 2-х книгах. Книга 2. Мир, созданный автором – 2-е издание. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 128с.
  29. Никифоров А.И. Сказка и сказочник. - М., 2009.
  30. Павлютенкова И.В. Сказка: философско-культурологический анализ: Дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003: http://www.dslib.net/teorja-kultury/pavljutenkova.html
  31. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  32. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2000.
  33. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1994.
  34. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М., 2000.
  35. Пропп В.Я. Русская сказка. - М., 2000.
  36. Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001.
  37. Русская литература для детей: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т.Д. Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А. Полозова и др. Под ред. Т.Д. Полозовой – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 512с.
  38. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М., 2000.
  39. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
  40. Фирсова Т.Г. Технология изучения жанра "сказка" в практике начальной школы // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006: http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method
  41. Франц фон М. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. - СПб, 1998.
  42. Чиркова М.А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006: http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method
  43. Шестакова Г.И. Сказкотерапия и школьная библиотека: imz. kgorodok.edusite.ru
  44. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // Журнал практического психолога, 1999. №10-11. С.27-37.
  45. Я думал, я чувствовал, я жил: Воспоминания о С.Я. Маршаке. - М.: Сов. Писатель, 1988. - 592 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 1)

Цели урока:

– расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака;

– учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;

– развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать  своё мнение, развивать речь;

– способствовать обогащению словарного запаса детей;

– способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;

– воспитывать  интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых  людей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологическая гимнастика.

– Отгадайте мою  загадку: “Светит, сверкает, всех согревает”. Что это? (Солнце).

– Как ласково  называем его? (Солнышко).

– Представьте, что  солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.

(Расслабление.)

– Подул холодный ветер, вам холодно.

(Напряжение.)

– Опять засверкало солнышко.

(Расслабление.)

– С таким солнечным  настроением мы проведём наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

1. Начнём урок  с проверки домашнего задания.  На прошлом уроке мы познакомились  с жизнью и творчеством С.Я.  Маршака.

Ребята подготовили  сообщения о С.Я. Маршаке. Послушаем  ребят.

2. Выставка книг  С.Я. Маршака (носит ознакомительно-рекомендательный  характер).

Учитель обращает внимание детей на выставку. Делает краткий обзор книг.

3. Восприятие текста.

– С каким произведением  С.Я. Маршака вы познакомились дома. (Сделать модель обложки).

– Назовите произведение. (Двенадцать месяцев)

– К какому жанру  относится? (сказка)

– Докажите, что  это произведение является сказкой. (Дети находят в произведении сказочные  элементы, говорят о превращениях и волшебстве).

– Но это не просто сказка. Это пьеса-сказка.

– Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).

– Назовите действующих лиц пьесы.

– Пьеса состоит  из картин, раскрывающих место действия.

– Есть авторские  указания-ремарки. (Это пояснения, которыми автор определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации).

III. Словарная работа.

(Толкование лексического  значения слов)

– КАНЦЛЕР …  и другие слова (читаем в учебнике)

На доске: МАЧЕХА – неродная мать

ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов

ПОДСНЕЖНИК –  травянистое растение с цветками светлой окраски,

Информация о работе Нравственное воспитание на уроках литературного чтения по средствам литературных сказок Самуила Яковлевича Маршака.