Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа
Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76
распускающимися сразу после таяния снега.
(Сначала своими словами: это первоцвет)
– Какие первоцветы вы знаете? (Мать и мачеха, медуница, первоцвет весенний, ветреница, одуванчик, ландыш, иван-чай)
– Один из них ГАЛАНТУС (подснежник) встречается нам в сказке-пьесе.
1. Итак, давайте
посмотрим начало пьесы.
– Скажите, где происходит действие? (Дворец… )
– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы?
На доске:
Королева |
Учитель |
капризная |
умный |
ленивая |
терпеливый |
надменная |
выдержанный |
бессердечная |
робкий |
– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).
– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).
– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)
(2 ученика в образе глашатых зачитывают со свитков указ.)
(Звучат фанфары)
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до мысочков.
Раз – цветок, два – цветок.
А потом сплетём венок.
1. Дифференцированная работа. ( Найдите в тексте слова, которые можно отнести к этим сюжетным картинкам.)
1 ряд – Мать отправляет падчерицу с корзинкой за подснежниками.
2 ряд– 12 месяцев сидят вокруг костра
3 ряд– Картинка с изображением зимнего месяца
1 ряд.
– Какие характеры у мачехи с дочкой и у падчерицы? (Мачеха, дочь – злые, жадные, бессердечные).
– А падчерица? (Послушная, трудолюбивая, добрая, скромная, весёлая).
– Докажите. (Выборочное чтение – слова Января)
2 ряд. (ремарка)
– Что же необычного в этом сюжете? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)
– Значит, это ещё раз нам доказывает, что? (Что это волшебная сказка)
3 ряд.
2. Прослушивание аудиозаписи.
– А сейчас прослушаем аудиозапись “Февраль” из цикла “Времена года”, великого композитора П.И. Чайковского. Какую картину увидите?
– Что вы представили, слушая музыку? (ветры, метель, вьюга) – Музыка быстрая.
3.
– Какой же месяц подарил падчерице подснежники? (Апрель)
– Давайте, прослушаем музыкальное произведение “Апрель” из цикла “Времена года” П.И.Чайковского. И скажите, что вы представили? (Представили, что падчерица собирает подснежники.)
4.
– А теперь давайте посмотрим фрагмент м/ф 12 месяцев, чтобы эти весенние изменения в природе увидеть глазами художника-мультипликатора. А вы озвучьте его, найдя описание подснежников в тексте.
5.
– А теперь давайте на листочках нарисуем подснежники, которые собирала падчерица и сами побываем в роли художников-мультипликаторов.
(Дети рисуют под музыку). – А теперь давайте представим, что мы в театре. И сейчас на нашу сцену мы пригласим наших артистов.
– Посмотрите слова из сцены “Встреча месяцев и падчерицы у костра”
(Инсценирование с использованием реквизита)
– Назовите произведение, с которым работали?
– К какому жанру относится?
– Кто решил прочитать всю сказку?
В библиотеке возьмите книгу и познакомьтесь с этой сказкой целиком.
Тетрадь стр. 32-33.
Литература
Урок по теме: Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (часть 2)
Цель урока: продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Задачи урока: развивать умение рассуждать, обобщать. Работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому. Развивать и обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака; выставка книг; макет костра; иллюстрации; лента для диафильма.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Работа над выразительностью речи.
Для того чтобы вы правильно и понятно произносили звуки, подготовим язычок к работе.
- Кто хочет разговаривать, тот
должен выговаривать всё
Дети хором.
- Мы будем разговаривать, и
будем выговаривать так
3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.
- А сейчас закройте глаза, расслабьтесь, послушайте музыку Красева и подумайте, какую картину можно представить, слушая эту музыку.
- Какие чувства на вас навеяла это музыка?
- Какую картину можно
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( Ответы детей).
- В каком произведении С.Я. Маршака идет речь о зимнем лесе?
4. Сообщение темы и цели урока. ( Открывается запись на доске).
С. Я. Маршак « Двенадцать месяцев».
- Сегодня мы продолжим работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев».
5. Проверка восприятия пьесы – сказки.
- Где происходит действие? Наш лес, который мы только что нарисовали, подойдет?
- Кто оказался на поляне?
- Зачем пришла падчерица в лес?
- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?
- Кто помог падчерице?
а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, который написан в стихотворной форме на стр. 40.
- Как вы понимаете, что значит в заповедном лесу? ( Туда могут ходить не все люди).
- Кто же жил в этом заповедном лесу?
- Какому месяцу посвящен этот отрывок?
-Кто знает пословицу об этом месяце?
Январь году начало, а зиме середина.
б) Следующий отрывок стр. 40 прочитайте.
- Что значит позёмка? ( Низовой ветер).
- Какой месяц произносит эти слова?
- Назовите пословицу про
15 февраля религиозный праздник « Сретенье». Весна с зимой встречается – говорят в народе.
в) Следующий отрывок стр. 42 прочитайте.
- Про какое время года
- Какую характеристику дадите марту?
Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. ( Н. Сладков).
г) Следующий отрывок стр. 42 прочитайте.
По капелькам льётся душистый апрель. ( А.Ахматова.)
- Какой цветок распустился?
- Для кого он распустился в этой сказке?
- Как она удивилась этому? Найдите и прочитайте словами текста.
- Какой мы видим падчерицу?
- Как она одета? Прочитайте словами текста.
- Каким трудом она занималась?
- Почему братья – месяцы
- А кому симпатизируете? Почему?
6. Составление диафильма по рисункам детей.
- Я вас просила дома нарисовать рисунки к пьесе – сказке. Давайте составим диафильм из ваших рисунков.
На доске лента для диафильма. Ученики выходят к доске, показывают свои рисунки, читают надпись на нем и прикрепляют к ленте.
7. Физкультминутка.
Раз рука, два рука, лепим мы снеговика.
Мы сначала скатаем ком, вот такой.
А потом поменьше ком, вот такой.
А потом скатаем ком, маленький комок.
Вот и вышел снеговик – снеговичок.
Очень славный толстячок.
- Какого снеговика мы слепили? Мимика.
- Какой характер у них? Кого мы выберём?
Характеры бывают разные. Мы это видим по пьесе – сказке.
8. Постановка пьесы – сказки.
- Где могут ставить пьесы – сказки?
- Кто из вас видел
- А вы хотите сыграть пьесу здесь в классе?
- Закройте на минутку
глаза, представьте, как
- Чтение пьесы – сказки по ролям.
9. Сравнение русской народной сказки « Двенадцать месяцев» и пьесы – сказки С.Я.Маршака.
- Как бы вы закончили эту сказку по – своему? Почему?
10. Итог урока.
- Чему учит нас пьеса – сказка С.Я.Маршака?
Мы сегодня прочитали отрывок
пьесы – сказки. Если кто из вас
хочет прочитать всё
11. Домашнее задание:
краткий пересказ пьесы –
Выставление оценок.
Урок по теме: Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом»
Цели:
Оборудование: портрет С. Я. Маршака, выставка книг, иллюстрации к пьесам, декорации, костюмы, слова на карточках “пьеса”, “ремарка”, “действие”, “картина”, “диалог”, “монолог”, “реплика”.
Ход занятия
1.Учитель. Произведения С.Я.
Творчество С.Я. Маршака многогранно: он и детский поэт, и автор лирических стихов для взрослых, переводчик, сатирик, критик, сказочник, наставник многих поэтов, драматург, пьесы которого идут во многих театрах. Работа для детского театра увлекала С.Я. Маршака всю жизнь. “Моими первыми произведениями для детей были сказки в стихах для театра”, - писал Маршак.
Сегодня мы ещё раз встретимся с С.Я.Маршаком – драматургом, автором замечательных пьес, вспомним любимых героев, порадуемся игре актёров в пьесе-сказке “Кошкин дом”.
2. Перед вами 2 команды: 1-ая команда
выбрала себе название “
Задание 1.
Учитель. Каждая команда приготовила иллюстрации к пьесам С.Я. Маршака и отрывок из пьесы. По отрывку и иллюстрации другая команда должна назвать пьесу
“Подснежник” |
“Костёр” |
Разлетелось, точно дым, (“Горя бояться - счастья не видать”. Сказка-комедия). Здесь, у этой старой ёлки, (“Сказка про Козла”) Мороженщик (кричит). (“Петрушка - иностранец”) |
Ты катись, катись, колечко, (“Двенадцать месяцев”. Драматическая сказка.) Вот живут они – лягушка, (“Теремок”) Против дома у ворот (“Кошкин дом”.) |
Задание 2.
Учитель. Каждой команде я раздаю по 2 листка. На одном – отрывок из рассказа, на другом – отрывок из пьесы. Вам нужно объяснить, где напечатан отрывок из пьесы. (Ребята выбирают и отвечают)
“Подснежник” |
“Костёр” |
Пьеса – на 1-ом листке. Пьеса – это произведение, написанное для постановки на сцене, в театре. Здесь на втором листке отрывок из произведения написан сплошным текстом, а в пьесе он разбит на роли. Пьеса делится на части: действия, картины. |
Мы тоже считаем, что пьеса – на 1-ом листке. Пьеса начинается необычно, не так, как рассказ. Сначала автор приводит список действующих лиц. Например, здесь в “Сказке про Козла” действующие лица: Дед, Баба, Козёл, Волк-вожак и ещё шесть волков. |