Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:31, дипломная работа
Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Поэтому, этот жанр имеет большое глубокое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические аспекты исследования……………………………….….7
1.1. Особенности восприятия сказок детьми младшего школьного возраста……………………………………………………………………....7
1.2. Очерк творчества С.Я. Маршака, художественные особенности его сказок………………………………………………………………………..16
Глава II. Методические аспекты исследования…………………………………26
2.1. Обобщение опыта работы педагогов по использованию сказок в процессе обучения детей младшего школьного возраста……………….26
2.2. Методика работы над сказками в начальной школе………………..33
Глава III. Практические аспекты исследования…………………………………41
3.1. Организация и методика изучения преподавания сказок С.Я. Маршака в начальной школе………………………………………………41
3.2. Анализ полученных результатов……………………………………..44
Заключение.............................................................................................................46
Список литературы................................................................................................48
Приложение 1….…………………………………………………………………..52
Приложение 2….…………………………………………………………………..76
Задание 3.
Учитель. Продолжим разговор об особенностях пьесы. Я держу в руках две карточки со словами. Объясните значение этих слов.
“Подснежник” |
“Костёр” |
Ремарки – пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Например (читают): “Действие первое. В избе. Дед (входит в избу с вязанкой дров). Ремарки пишутся в скобках перед словами действующих лиц. |
Реплики персонажей – ответ, замечание на слова собеседника, высказывание в ответ на слова другого персонажа. |
Задание 4.
Учитель. Объясните, что такое монолог и диалог, приведите примеры из пьес. (Пьесы у каждой команды на столе).
“Подснежник” |
“Костёр” |
Монолог – речь одного из литературных героев. Сам герой говорит о своих мыслях, чувствах. Пример: Падчерица ...А мне что-то хорошее приснилось, и теплее даже стало. Что же это мне приснилось? Ах, вот оно что! Будто мать моя по дому с лампой идёт, и огонёк прямо мне в глаза светит. (“Двенадцать месяцев”, действие второе, картина первая). |
Диалог – это разговор двух или более лиц. Он передаёт развитие событий, мысли и поступки героев. Пример: Волк. Лисавета, здравствуй! Лиса. Как дела, зубастый? Волк. Ничего идут дела, Голова ещё цела... (“Теремок”) |
Учитель. Правильно, ребята. В поступках героев, в словах (диалогах и монологах) раскрывается характер героя.
3. Игра со зрителями. “Какой месяц говорит эти слова в пьесе
“Двенадцать месяцев”?”.
“Подснежник” |
“Костёр” |
Снег теперь уже не тот, - |
Разбегайтесь, ручьи, |
Зрители отвечают: “Март” |
Зрители отвечают: “Апрель”. |
4. Жюри подводит итоги.
5. “О музыкальной сказке “Кошкин дом”. Кравцова Татьяна Сергеевна, педагог.
-Дорогие ребята! Мы рады видеть
вас, потому что сегодня в
этом зале у нас музыкальная
сказка. Самуил Яковлевич Маршак
написал пьесу-сказку “Кошкин
дом”. Композитор Василий Золотарев
написал музыку к ней. Цель
работы над музыкальной
В сюжете этой сказки характеры героев меняются. Богатые красавица-Кошка и Кот превращаются в бездомных, умоляющих о помощи, но на их просьбы никто из бывших друзей не обращает внимания, все заняты собой. Вы почувствуете , что дружба здесь какая-то однобокая, что это не друзья, потому что в трудную минуту друзья всегда помогают. Долго ищут приют Кот и Кошка, и вдруг – чудо! Жалкие котята, которых Кот Василий и Кошка прогнали, не помнят зла и приютили их.
В самом начале сказки звучит песня “Тили-бим-бом” в исполнении хора. Звучат слова, которые придают настрой предстоящему действию “посиди, да погоди - сказка будет впереди...”. “Песня котят” вызывает жалость к бедным, голодным котятам. Пьеса “Гости” настраивает на торжественную атмосферу бала, и в доме Кошки звучит вальс. Гости парами кружатся, только у тётушки Свиньи нет пары. Что ж, не беда, танцевать можно и со стулом!
Кульминацией сказки является сцена пожара. Пьеса “Пожар” является полной противоположностью всему предыдущему музыкальному материалу. Звон треугольника (как звуки колокола) оповещает о беде. Сумбур на сцене – все носятся, бегают, суматоха, интонации рассказчика тревожные. Все в оцепенении – случилось непоправимое: рухнул Кошкин дом. Звучит грустная мелодия. Кот и Кошка напоминают тех несчастных котят, которые стучались к ним и просили еды. Эта мелодия ведет наших героев от дома к дому, где им будет отказано в ночлеге. Пьеса “Петушки” - очень легкомысленная, веселая, озорная, напоминает петушиный бой. Завершает музыкальную сказку пьеса “На всю улицу веселье”. Она написана композитором в духе народного веселья, праздника, объединяет всех персонажей в радостной пляске.
Слушая нашу сказку, Вы почувствуете развитие музыкальных образов, поймёте цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться, не отворачиваться от тех, кто обратился к тебе за помощью, так как любой человек может оказаться в беде. Настоящий друг познается в беде. Ребята, которые готовили спектакль, надеются, что зрители будут довольны, получат заряд светлых чувств и положительных эмоций.
6. Итог. (После просмотра пьесы “Кошкин дом”. Обсуждение.)
-Понравилось ли исполнение
-Что больше всего понравилось? Почему?
-Какие советы Вы бы дали актёрам?
7. Учитель. Маршак был убеждён,
что хорошие книги могут
Спасибо вам, ребята! Вы порадовали нас своей игрой!
Урок по теме: «Сказка С.Я. Маршака «Терем-теремок»
Цели урока:
1) Образовательная: пробуждать у детей интерес к творчеству С.Я. Маршака; учить вести ролевую игру; отрабатывать умение интонацией передать настроения и чувства героев;
2) Развивающая: развивать творческие возможности детей, память, внимание, прививать любовь к чтению.
3) Воспитывающая: воспитывать уважение к товарищам, ответственность, умение работать в команде, бережно относиться к природе.
4) Практическая: вовлекать детей в театральную постановку.
Оборудование урока:
театральная афиша, дополнительные книги для жужжащего чтения, фотография С. Я. Маршака, раскраска “Теремок”, тетради по чтению, портреты животных экологического терема.
План урока
Введение в урок.
Начинаем мы урок
Не совсем обычный
Все попали в городок
Очень фантастичный.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством очень известного детского поэта С. Я. Маршака – переводчика, сатирика. Поработаем над различными видами чтения на нашем уроке – спектакле. А все мы сегодня – жители необычного фантастического городка. А почему? – Об этом вы узнаете в ходе урока.
Первый вид чтения: “многократное чтение с фиксированием результатов за 1 мин. в спец. блокнотах.
Откроем тетради по чтению и рассмотрим ваши иллюстрации к сказке С. Я. Маршака “Терем-теремок”. Обмен тетрадями в парах, соотнесение эпизода из сказки с иллюстрацией.
Что о жизни автора этой сказки мы узнали на прошлом уроке?
– Где и когда родился С. Я. Маршак? (4 ноября 1887 г. в г. Воронеже.)
– Где прошло его раннее детство и первые школьные годы? (В городе Острогожске Воронежской области.)
– Во сколько лет автор поступил в Петербургскую гимназию? (В 13 лет.)
– Где ещё учился поэт и завершил своё образование? (В Англии в Лондонском университете.)
К вашим знаниям можно добавить некоторые сведения о том, что в 1914 г. Маршак возвратился на родину. А в 1921 г. создал под Краснодаром Фантастический детский городок, где была школа, детский сад, библиотека и даже театр для ребят. Это был дом для детей. Здесь кормили, поили, воспитывали. В детском городке процветали добро, творческий труд, красота. – Как вы понимаете смысл этих слов. Хотелось бы, чтобы и на нашем уроке присутствовали добро, красота и творческий труд. Ведь ещё в начале урока мы организовали свой городок, похожий на Фантастический детский городок Маршака.
С. Я. Маршак сочинял для детского театра пьесы – сказки. Одной из них и была пьеса “Терем – теремок”. Её очень легко поставить на сцене. Что мы сегодня и сделаем. Но сначала немного отдохнём.
Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю, мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит.
– Кто в теремочке живёт?
– Кто кто в невысоком живёт?
– Кто кто в невысоком живёт?
(По очереди выбегают
на каждый куплет дети в
костюме лягушки, мышки,
Второй вид нашего чтения на уроке – инсценировка пьесы “Терем – теремок”. Так ребятам понравилась сказка, что захотелось сыграть её на нашей сцене. Но сначала познакомимся с театральной афишей. Прочтём фамилии действующих лиц. Весь класс будет следить за точностью инсценирования по учебнику на с.163-165.(фрагмент).
Смена масок персонажей. Продолжение инсценирования с.165-172.
Беседа по содержанию:
– Чем сказка “Терем – теремок” С. Я. Маршака отличается от русской народной сказки? (Сказка Маршака авторская, а здесь народная. Самуил Яковлевич Маршак не ввёл в свою пьесу персонажа – зайца. Но зато есть добрый дед и злой дед.)
– Опишите, какой в сказке изображена лиса? (Хитрой плутовкой.)
– А как называет волк лису? (Лисавета.)
– Когда на сцене появляется Злой дед или Добрый дед?
– А когда в “Теремке” всем живётся хорошо? (Когда все дружные.)
Надо добавить, что и мы, и все животные, и растения живём в одном Тереме – природном. Есть такая наука – “Экология” – наука о природном тереме. У каждого животного или растения своя комната. Людям надо беречь природу.
– Что было бы, если не стало лягушек? (Тогда расплодятся комары, будет много вредных насекомых, а аистов, журавлей, лис будет всё меньше и меньше, т. к. их жизнь связана с жизнью лягушек, которыми они питаются.
Вспомним в конце нашего урока, каких героев мы должны поместить в наш красивый теремок. (Дети перечисляют и прикрепляют портреты животных на иллюстрацию теремка.) Будем относиться к природе бережно, по-доброму!
– Что было сегодня самым интересным на уроке?
– Чья роль вам запомнилась больше?
– Знаете ли вы, что жизнь автора этой пьесы была трагична. Дочка у Маршака умерла, когда ей было 1,5 года. Умер сын в 22 года. Через несколько лет умерла жена. Но С. Я. Маршак преодолел все трудности и продолжал писать для детей стихи, переводил произведения с других языков.
За работу на уроке каждый получит страничку раскраски “Теремок”
Оцените свою работу на уроке – спектакле.
С.173 вопросы, нарисовать
декорации к прочитанной
Урок по теме «Путешествие в город, который построил Маршак»
Подготовка детей:
Цели и задачи: