МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ГОРЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКОВ
ДВНЗ «Донбасский государственный
педагогический университет»
Кафедра зарубежной литературы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по зарубежной литературе
на тему: Образ Петра І в произведениях
А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Полтава»,
«Медный всадник»
Студентки IV курса 409 а группы
Направление подготовки
6.020303 Філологія*
специальности английский,
русский язык
и зарубежная литература
Балаева И.В.
Научный руководитель:
к. филол. н., доцент
Шишкина И. Е.
Национальная шкала ________________
Количество баллов: ____Оценка:
ECTS
Члены
комиссии________________ ___________________________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
________________
___________________________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
________________
___________________________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
г. Горловка – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ І. ОБРАЗ ПЕТРА
І В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………........................................................................5
РАЗДЕЛ ІІ. ВИДЕНИЕ
ОБРАЗА ПЕТРА І ПУШКИНЫМ……………………………………………………………………10
2.1. Петров образ в прозе
«Арап Петра Великого»……………………………..11
2.2. Трактовка образа Петра
І в поэме «Полтава»………………………………14
2.3. Двойственность отношения
А.С. Пушкина к Петру І в «Медном
всаднике»…………………………………………………………………………..17
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…………………………………………..23
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Личность Петра – одна из самых
значительных в русской истории. Масштабы
его деятельности поистине велики. Исключительно
его единоличной волей было преобразовано
огромное государство, по сути, произведена
революция, затронувшая и основы политического
устройства, и все сферы общественной
жизни, и семейный уклад каждого отдельного
жителя России. Реформы, проведенные Петром,
были столь значительны, что их последствия
были ощутимы еще и столетия спустя.
В своей курсовой работе, я бы
хотела сконцентрироваться не столько
на историческом значении личности Петра
І, сколько на изображении его в русской
литературе ХІХ века, а именно, в работах
А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Полтава»,
«Медный всадник».
Цель: определение роли и значения
образа Петра I в творчестве А.С. Пушкина,
выявление неоднозначности и неординарности
исторического деятеля, показанного писателем.
В рамках поставленных целей
работы можно выделить следующие задачи:
- Ближе познакомиться и глубже
изучить произведения А.С. Пушкина, затрагивающие петровскую тему.
- Выявить их тематическую и идейную
направленность.
- Определить особенности изображения
Петра I писателем.
- Обобщить и систематизировать
результаты исследовательской деятельности.
- Сделать выводы по теме, обозначив
положительные и отрицательные черты
личности Петра I.
4
Объект исследования: деятельность Петра І, изображение
и описание его личности в литературе.
Предмет исследования: образ Петра І в произведениях
А.С. Пушкина «Арап Петра Великого», «Медный
всадник», «Полтава».
Методы исследования: описательный, историко-культурный,
метод целостного и мотивированного исследования
произведения.
Теоретическое и
практическое значение курсовой работы состоит в том,
что ее материал можно использовать как
методическое пособие для учителей школ
и преподавателей высших учебных заведений.
Данная работа, также, может быть использована
при написании других курсовых, бакалаврских,
дипломных и магистрских работ.
Структура работы: работа состоит из введения,
двух разделов, выводов и списка использованной
литературы.
5
РАЗДЕЛ І. Образ Петра
І в мировой литературе.
«Любой человек противоречив,
любой несет в душе и являет в поступках
свет и тьму, доброе и злое. Почему же тогда
столько споров именно о царе-реформаторе?
Очевидно потому, что петровские реформы
во многом определили исторический путь
России и, значит, обращаясь к образу Петра,
мы обращаемся во многом к истокам нашей
культуры, нашей цивилизации, пытаемся
понять нечто очень важное в себе самих»
[1;283].
Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся
вперед, натура Петра Первого всегда привлекала
к себе внимание поэтов и писателей. Ломоносов почитал Петра — великого
собирателя земель, неутомимого работника
и ученого мужа.
Говоря об английской литературе
нельзя не заметить того, что могущественный
царь и строгий руководитель не оставил
равнодушными и их. После приезда Петра
в Англию, и даже спустя несколько лет,
его личность и деяния, также привлекали
многих литераторов. Среди них были знаменитые
журналисты такие как Д. Аддисон и Р. Стиль,
автор знаменитого романа «Робинзон Крузо»
Д. Дефо, написавший также «Историю Петра
Великого» в 1722 г «Беспристрастная история
жизни и деяний Петра Алексеевича» была
приписана перу британского офицера, находившегося
на русской службе. Образы русского царя
и Московии в этом сочинении были подготовлены
многочисленными корреспонденциями в
журналах Аддисона и Стиля. Рассказы о
северном соседе и правлении царя, носившего
«жесткое» имя (греческое имя Петр в переводе
на русский язык означает «камень»),сопровождались
различными подробностями, в частности,
упоминаниями о наказании батогами, а
также описаниями Петербурга, «который
приобретал вид Портсмута».
6
После всестороннего и тщательного
знакомства в Англии с морской техникой,
наукой, стилем жизни, чеканкой монет Петр
I вывез из Англии около шестидесяти человек,
среди которых были знаменитые математики,
приглашенные для обучения русских, медики,
специалисты по морскому делу, военной
технике, добыче полезных ископаемых.
Капитан Перри, проживший в России более
пятнадцати лет, написал книгу «Состояние
России при нынешнем царе», которая послужила
для Д. Дефо источником «сибирского эпизода»
во второй части приключений Робинзона
Крузо. В эссе Ричарда Стиля «Любовь к
славе» противопоставляется Людовик,
король французский, и Петр I, русский император.
Стиль не без восхищения пишет о незаурядных
способностях царя, путешествующего инкогнито
по разным странам, чтобы научиться самому
всему необходимому. Именно этот царь
заложил основы великой и непреходящей
славы. Главной заслугой Петра Р. Стиль
считает создание армии, но одновременно
оценивает и умение властвовать собой:
«Он был ужасен в бою и милостив при победе...».
Такие слова и само сопоставление с французским
королем Людовиком Великим свидетельствует
о том, что в сознании англичан произошел
коренной перелом в отношении к русским,
и перелом этот был сознательно подготовлен
прессой. Известные факты жизни и деятельности
Петра привлекли внимание Бернара Мандевиля
(1670-1733), автора «Басни о пчелах», где он
весьма положительно оценивал реформаторскую
деятельность Петра в связи с собственными
размышлениями о реформах в Англии. Несомненный
интерес для исследователей представляют
публикации в журналах и других произведений,
в которых упоминаются или описываются
характер Петра и облик России. О Петре
вспоминает Уильям Конгрив в своей комедии
«Так поступают в свете», когда один из
героев, рассуждающий о существующем брачном
законодательстве, замечает: «А я научился
этому у придворных его величества царя
Петра, когда зимой он вел переговоры,
— так вот за перцовым бренди они открыли
мне некоторые тайны
7
семейных нравов и политики
северного полушария. Право, нам стоит
кое-что у них перенять» [2;273].
Петра в Англии приветствовали
«Поздравительной поэмой великому и могущественному
царю Московии по случаю его прибытия
в Англию» [3]. Написана поэма была второстепенным
придворным стихотворцем Стрингером Мозесом,
но факт ее написания сам по себе примечателен.
В Петре признавали те качества, которые
впоследствии будут отмечены историком
Т. Маколеем: «Империи Александра и Трояна
были маленькими государствами по сравнению
с громадным пространством этой скифской
пустыни» [4]. Маколей писал об обширном
уме Петра, его талантах отличного
полководца и государственного человека,
с особым интересом относящегося к Голландии
и Англии как к государствам, преуспевшим
в кораблестроении.
Но нельзя сказать однозначно,
что Петр получал одинаково хвалебную
характеристику у знаменитых англичан.
Так, если Р. Стиль называл его богоподобным
государем, отдав ему предпочтение перед
Людовиком XIV, то А. Поуп не разделял восторгов
по поводу его реформаторской деятельности,
а Д. Свифт был на стороне шведского короля
в его конфликтах с Петром. Одно можно
утверждать с уверенностью — образ Петра
проходит через английскую литературу
XVIII столетия, затрагивая абсолютно все
жанры — от эссе до драмы и романа. Достаточно
упомянуть анонимное произведение 1748
г. «Северные герои, или Кровавая борьба
между Карлом XII, королем Швеции, и Петром
Великим, царем Московии, с историей любви
графа Гилленстерна и принцессы Элимиры»,
в котором исторические персонажи соседствовали
с литературными героями романа Смолетта
«Приключения Родерика Рэндома» и
8
героями У. Шекспира. Необходимо
назвать также произведение Д. Кифи «Царь
Петр» и роман А. Черри «ПетрВеликий, или
Деревянные стены».
Обращаясь к литературе ХІХ века, хочется
остановиться на произведении А.Н. Толстого
«Петр І». В своем романе автор изображает
царя: его герой дан в развитии. Мы видим,
как на протяжении романа Петр Первый
мужает и из неуверенного в себе и пугливого
подростка вырастает в сильную личность.Царь
мечтает сделать Россию мощным государством,
способным занять подобающее ей место
среди европейских государств. Это удается
Петру, но ценой неимоверных усилий, напряжением
всех сил.
Царь проявляет недюжинные организаторские
способности, он сплачивает вокруг себя
таких же волевых, смелых и инициативных
людей, с помощью которых одержит в дальнейшем
военные и трудовые победы. Толстой не
приукрашивает своего героя, он показывает,
что царь не щадит не только себя, но и
окружающих. На смену умирающим строителям
Санкт-Петербурга прибывают новые и новые,
но эти жертвы не бессмысленны. Петр по-своему
заботится о людях, он требует от Меньшикова,
генерал-губернатора Санкт-Петербурга,
чтобы тот обеспечивал людей нормальным
питанием, одеждой, не губил людей зря,
прикрываясь высокими целями. Толстой
правдиво показал жестокое время, когда
отдельная жизнь ничего не стоила.
Так в русской литературе сложился традиционный портрет Петра Первого — царя-строителя, жестокого,
но справедливого, старающегося вывести
варварскую Россию на европейские рельсы.
Упоминали о Петре первом и французские
литераторы. Например В.Гюго писал: «Петр
стремится достичь совершенства в ремесле
палача; он упражняется в рубке голов;
сначала он рубит только по пять голов
в день; этого мало, но он проявляет усердие
и доходит до двадцати пяти. Для царя редкий
9
талант – уметь ударом кнута отсечь женщине
грудь» [5;382]. На первый взгляд кажется,
что В. Гюго отказывается от традиционного
образа Петра I и создает новый – образ
безжалостного деспота. Действительно,
редко у кого из французских литераторов
упоминания о Петре связывались с описанием
подобной жестокости.
Ж. де Сталь считала, что «Петр
I сделал неоценимое благодеяние России»
[6;38]. А. Дюма, в произведениях которого,
пожалуй, все члены семейства Романовых
имеют карикатурные черты, а Иван Грозный
показан настоящим извергом, с неизменным
уважением и серьезностью говорил о Петре
Великом. Вид землянки Петра I в Дербенте
настраивает мысли романиста на эпический
лад: «Вот еще одно из мест пребывания
этого гения, освященное признательностью
народов. Русские заслуживают удивления
в том отношении, что полтора столетия,
истекших со времени смерти Петра, нисколько
не уменьшили почтения, которое они питают
к его памяти» [7;98]. Мериме посвятил Петру
I двухчастную «Историю царствования Петра
Великого», где старался показать прогрессивность
его политики. Известно, что Бальзак задумывал
«драму в шекспировском духе» о Петре
I и его второй жене. Свой характер Бальзак
сравнивал с характером Петра. «Буланже
удалось, – писал он Ганской, преподнося
ей в подарок свой портрет работы Луи Буланже,
– изобразить в моем портрете, – и это
мне в нем нравится, – ту мою настойчивость
в духе Колиньи и Петра Великого, ту мою
непоколебимую веру в будущее, которые
составляют основу моего характера» [8;148].
Более того, первое обращение
к «русской» теме самого В. Гюго было связано
именно с личностью Петра I. В третьем выпуске
«Conservateur littéraire» (1816) было опубликовано
стихотворение Гюго («Discours…») на заданную
Французской академией тему.
Между прочим юный автор в нескольких
стихах восторженно отзывался о Петре
I. Характеристика царя, который «для того,
чтобы просветить свои
10
невежественные народы, спустился
до их уровня», «учился сначала сам тем
искусствам, которым он собирался их научить»
[9-10], выдержана в духе хвалебной оды, соответствует
представлению о Петре Великом, созданному
Вольтером, и не имеет ничего общего с
тем, как Гюго оценивал личность Петра
в дальнейшем своем творчестве.
Однако именно присутствие
в литературе традиционного образа Петра
I, к которому обращались многие современники
Гюго и который временами принимает вид
устоявшейся аллегории, доказывает, что,
описывая жестокости царя, Гюго не мог
создать нового образа Петра. При чтении
в трактате Гюго о петровских казнях французский
читатель хранит в сознании традиционный
образ Петра I, имеющий стабильную семантику.
Автор лишь акцентирует внимание на деспотических
чертах петровского характера, придает
образу новое осмысление.