Образ лягушки в славянской культуре и мифологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является попытка обобщения, объединения и систематизации знаний об образе и функциях лягушки в славянской мифологии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Изучить исторические и лингвистические данные о славянской мифологии;
Рассмотреть место животных в ряду могущественных сил;
Выявить вариации образа лягушки в мифах славянских народов;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Поэтика образа животных в славянской мифологии 5
§1. Исторические и лингвистические данные о славянской мифологии 6
§2. Животные в ряду могущественных сил славянской мифологии 13
Вывод по первой главе 16
Глава 2. Семантика образа и поступков лягушки в славянской мифологии 17
§1. Лягушка в мифах славянских народов и вариации ее образа 18
§2. Лягушка и русские сказки 26
Вывод по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 80.72 Кб (Скачать файл)

По одной из легенд лягушки – это бывшие люди, затопленные Всемирным потопом; у них, как и у людей, по пять пальцев на руках и ногах: четыре длинных, а один короткий. Придет время, и они снова станут людьми, а, ныне живущие, обратятся в лягушек. В Вятской губернии существовала легенда о том, что в старые времена одна беременная женщина прокляла своего младенца, находящегося еще в утробе, и родила лягушку. Эта легенда соотносится с известным сказочным мотивом наговора на молодую царицу в том, что она родила не ребенка, а лягушку. Этот мотив был использован               А. С. Пушкиным в «Сказке о царе Салтане».

Убивать лягушек – грех. Считалось, что они могут вцепиться в того, кто захочет это сделать, и тогда ее ничем не оторвешь, придется с ней помирать. Убившему лягушку на том свете подадут лягушачий пирог. Если даже сделать это нечаянно, пойдет неостановимый дождь. Чтобы отомстить кому-нибудь, колдуны брали живых змей и жаб, высушивали их в печи, растирали в мелкий порошок, завязывали порошок в холстину и клали в навоз. Спустя некоторое время из каждой пылинки выводилось потомство. Едва народившихся тварей разбрасывали по дворам, где они размножались.

Некоторые подсыпали такой порошок в питье своим врагам, и во внутренностях несчастных жертв появлялись гнезда жаб и змей. Страдальцам обкладывали грудь и живот ягодами свежей малины и земляники: от этого гады выползали наружу. Образ громадной лягушки принимал дьявол во время обряда посвящения в колдуны. [elenagluschenko.livejournal.com]

Лягушка (ляга) – издавна связывалась с сумрачными, покрытыми ряской болотами. Тонкая кожица лягушек быстро высыхает на солнце, поэтому днем они прячутся, вылезая лишь по ночам и во время дождя. Именно из-за вынужденной скрытности лягушек считали принадлежащими подземному, темному миру.

По другим представлениям лягушка – существо, живущее на грани среднего и нижнего миров, страж и проводник между ними. Несмотря на близость к водной среде, живет лягушка все-таки на земле и дышит воздухом. Она чрезвычайно плодовита, поэтому является символом рожающей плоти, зрелого полового чувства. И потому цвет ее – белый, как у луны и месяца, которые издревле связывались с питающим молоком матери.

Ее роль – роженица, убийца вампиров. Время лягушки – конец весны/начало лета. Цвет – белый, зеленый, черный. [slaviy.ru]

В некоторых местностях восточные славяне приписывали лягушке родственные отношения со змеей и другими гадами. Так, в Полесье жабу считали матерью ужа, а также верили, что она спаривается с ним и играет как жена с мужем.

Вместе с тем происхождение лягушки очень часто возводили к человеку. По одной из явно заимствованных легенд, войско фараона, преследовавшее евреев во время их исхода из Египта и потопленное в водах Черного моря, превратилось в лягушек, которых поэтому называют «фараонами». И до сих пор будто бы у самок-лягушек длинные волосы и женская грудь, а у самцов – борода.

«Человеческие» признаки лягушки подчеркиваются в загадках о ней:

Выпуча глаза сидит, по-французски говорит,

По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает.

Чаще всего лягушка соотносилась не с человеком вообще, а конкретно с женщиной. Эта связь обнаруживается в народной речи в сравнении: «Баба, что жаба», а также в распространенном экспрессивном назывании злой женщины «жабой». Такая связь прослеживалась в приметах. Белорусы, например, верили, что если в Новый год, на Рождество в дом первой придет женщина, то весь год в хате будут жабы. В толкованиях снов лягушка символизировала для парня девушку, а для женщины – подругу. [Мадлевская 2005: 292-298]

Лягушка в колодце олицетворяла человека с ограниченным кругом видения и понимания. В христианстве она символизирует одновременно и воскресение, и отвратительный аспект греха, зло, еретиков, ненасытное наслаждение мирскими удовольствиями, зависть, жадность. [holy-cat.livejournal.com]

Хтоническая природа лягушки объясняет представления о ее связи с землей и водой. По народным поверьям, ее убиение способно вызвать дождь. Причину засухи восточные славяне видели в том, что лягушка закрывала источник влаги. Чтобы пошел дождь, жители Полесья, а также русские во многих местностях убивали лягушек, нанизывали их на нитку и вешали на куст, что, по народным представлениям, должно было обеспечить открывание источника небесных вод. В Оренбуржье вплоть до 1950-х годов дождь вызывали, разрубая лягушку и зарывая ее кверху животом в землю. Повсеместно существовала примета, что весной лягушки начинают квакать перед первым громом и, соответственно, – первым дождем.

«Нечистота» лягушки как особенность существа хтонической природы обусловливала приписывание ей в народной традиции демонологических свойств. Очень часто лягушки соотносились с колдуньями, ворующими молоко чужих коров. Повсеместно у русских были распространены поверья об обращении ведьм в особых лягушек – коровниц, дворовых, высасывающих у коров молоко. В нее превращалась, согласно преданию, существовавшему в Ярославской губернии, проклятая родителями или некрещеная девушка.

По народным представлениям, передача колдовского знания происходила с помощью лягушки. Например, ее глотали при посвящении в колдовство: «Колдун ведет тебя в баню на зори, он попросит, она выскочит, скакуха, эту скакуху нужно проглотить в себя». В одном из мифологических рассказов повествуется о другом способе принятия женщиной силы от заболевшей колдуньи: обретение «знания» происходит посредством залезания в пасть огромной лягушки. После того как женщина трижды пролезла в обнаженном виде сквозь нутро лягушки, ей колдунья задает вопрос: «Все ли ты видела, все ли теперь знаешь?» — «Та сразу же все поняла и стала с тех пор колдовать».

У восточных славян до сих пор бытуют рассказы о том, что лягушка может впрыгнуть в рот спящему человеку и войти в живот. Там она, по поверьям, растет особенно быстро и сильно сушит человека, доводя его до «сухоты». В народных верованиях жаба также считается ведьмой, приносящей болезни. [ЭСРЯ 1986: 31]

Восточные славяне видели в лягушке домашнего покровителя, а также верили, что домовой может появляться в облике этого животного. На Брянщине лягушку называли «дворовой» и были убеждены, что тот, кто ее прогонит от дома или убьет, умрет сам.  [mifologiya.com]

Лягушка символически связывалась с луной. Во многих мифах говорится о том, что она живет на луне. Как амфибия жаба – существо, которое обитает в двух стихиях. В процессе своего развития лягушка проходит трансформацию: из головастика, который может жить только в воде, превращается во взрослую особь, способную двигаться как в воде, так и на земле. [www.livemaster.ru]

В образе лягушки, согласно народным представлениям, ярко выражено материнское начало. «Материнство» лягушки закрепилось, в частности, в устойчивых словосочетаниях русских и украинцев типа «лягушка-матка», «жаба-матка». У всех восточных славян отмечены поверья о том, что если убить лягушку, то умрет мать. У украинцев есть легенда о брюхатой жабе, которая встречается на дороге с бабой-пупорезкой, и та оказывает ей помощь, перенося через дорогу, за что жаба одаривает женщину волшебным, никогда не заканчивающимся полотном. В другой легенде жаба дает повитухе за помощь ей в родах полотно, внутри которого сидит живая лягушка и ткет его. Таким образом, лягушка соотносится конкретно с утробой как местом вынашивания потомства.

Кроме признака объемности утробу и лягушку объединяет их хтоническая природа. Соотнесение утробы с подземным миром восстанавливается согласно представлениям о появлении детей из «иного» мира, — мира, который расположен под землей. Потусторонняя природа женской утробы прослеживается в ее народном названии «золотник»: в традиционном сознании золото выступало как признак «иного» мира. Кроме того, в культурах европейских народов, в том числе и у славян, существовали представления о женской матке как лягушке. Так, соседи восточных славян — литовцы считали, что «матка в животе бабы живая, в виде  лягушки». У многих славянских народов делали железные и восковые изображения матки в форме жабы и по обету приносили в храм для излечения бесплодия.

Взаимосвязь этого животного с деторождением обусловила известный у восточных славян обычай есть жаб для излечения от бесплодия. Здесь же следует упомянуть о народной примете, согласно которой приснившаяся жаба предвещает беременность и даже, более конкретно, — рождение девочки, что еще раз свидетельствует о женской символике лягушки.

Своеобразная связь лягушки с деторождением прослеживается в назывании в украинском языке жабы и растения «детородник» одним словом — «короста», «коростовка».

Способность лягушки раздуваться внешне соотносит ее образ с беременной женщиной. Это проявляется также в народных приметах: если во время беременности женщина с испугом наступит на лягушку, у ребенка на теле будет пятно, похожее на лягушку. Кроме того, у  русских пятна, которые появляются на лице женщины в период беременности, тоже называются «лягушки». Считалось, что лягушки вытягивают из воды новорожденных и приносят их в дом.

Символика «материнства» лягушки отчасти подтверждается тесной связью этого животного с молоком. Украинцы, например, даже причисляли их к животным, дающим молоко. У белорусов лягушек кидали в молоко, чтобы оно было холодным и «не осело». Общеизвестны также представления, что во время грозы молоко не скиснет, если в него успеть посадить лягушку.

В фольклоре и магической практике образ лягушки нередко наделялся и любовно-брачной символикой. В свадебной обрядности словаков, граничащих с восточными славянами, существовал ритуальный танец «жабска», имитирующий спаривание лягушек. У них же пекли свадебный калач «радостник» с изображением молодоженов и лягушки.

Лягушки повсеместно у русских использовались в любовной магии. В Вятской губернии, чтобы приворожить к себе предмет любви, ловили пару скрестившихся лягушек и сажали в муравейник, позже доставали оттуда оставшиеся косточки в виде петельки и крючка, который зацепляли на одежде возлюбленного. [mifologiya.com]

Лягушка – существо мудрое, иногда хитрое и коварное. Она беспощадно уничтожает врагов человеческого рода, покровительствует материнству и выступает посредником между земным и подземным мирами. Схожесть конечностей и внутренностей лягушек с человеческими породила поверье о прекрасной девушке, заключенной в скользкую шкурку земноводного. А это знак высочайшего уважения наших предков к лягушкам. [slaviy.ru]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Лягушка и русские сказки.

Сказка – прекрасное творение народного искусства. Учёные толкуют ее по-разному. Одни, с безусловной очевидностью стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народа к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды – несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходится ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали исследователей. [seytut19.ru]

 Известный сказковед  Эрна Васильевна Померанцева даёт определение, с которым стоит согласиться: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были». [Померанцева 1956: 32-44]

Сказки, вопреки народному убеждению, не составляют продукта чистой фантазии: в них отразились быт и воззрения очень древнего происхождения, но впоследствии народом забытые. Волшебные превращения очень богато представлены в русских сказках. Практически любая вещь или живое существо может быть превращено во что-либо иное, причём знающий сразу распознаёт настоящее качество видимого. Таким образом философский дуализм формы и содержания в сказках находит такое решение: одно и то же содержание может наполнять очень разные формы, вплоть до противоположных. То есть в прекрасной форме может быть отвратительное содержание (красивые, но злые персонажи) и в отталкивающих формах может находиться прекрасное (Царевна-лягушка, чудище из «Аленького цветочка» и т.д.). [www.russianplanet.ru]

Цезарь Петрович Короленко выделил различные мифы о женщине, которые можно интерпретировать на основе сказочных женских образов. Например, миф о суперженщине, которая может сделать все: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Таким качеством в русских сказках наделены Василиса Премудрая, Марья Моревна, Хозяйка Медной горы, Царевна-лягушка и др. Значительное место занимает образ женщины – труженицы, хозяюшки, который переплетается с образом хранительницы домашнего очага, где она шьет, вяжет, купает детей, готовится к празднику и др. Героини  сказок  «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка» и другие олицетворяют образ умелой, заботливой, умной хозяйки. Внутренняя сущность женщины, скрывающаяся за ее внешним обликом, показана в  сказке «Царевна-лягушка», где за внешней безобразностью таится красавица, рукодельница, умница. [Малова 2007: 66-69]

Эта сказка, один из шедевров русского народного творчества, воплотивший в себе и сакральные обряды предков и зарождающуюся волну христианских укладов, и ту тонкую поучающую суть, которая формирует правильные жизненные ценности. [govorra.ru]

Царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом Василиса Премудрая – символ Знаний и Власти. [www.mirovozzrenie.ru] Благодаря помощникам (мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным  образом  создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте она с честью выдерживает все испытания, которые готовит царь для своих невесток. [www.dreams4kids.ru]

Информация о работе Образ лягушки в славянской культуре и мифологии