Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:00, дипломная работа
Целью настоящей выпускной работе является: на материале конкретных поэтических текстов рассмотреть особенности обращения, классифицировать обращения по семантике, а так же теоретически обосновать анализ обращения.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- изучить историю развития обращения
- выявить обращения в произведениях Маяковского и Есенина.
- определить, чем выражено обращения
- установить в какой позиции оно выступает.
- выявить какие средства усиливают экспрессии
- выявить функции обращений в поэтическом тексте
- дать сопоставительный анализ этих функций.
Введение………………………………………………………………………..6
Глава I.
1.1 История вопроса………………………………………………………….8
1.2 Обращение и вокативные предложения…………………………….....13
Глава II.
2.1 Обращение в произведениях С.А.Есенина и В.В.Маяковского……….18
2.2 Выражения обращения в поэтических произведениях………………..19
2.3 Семантические функции обращения в строе предложения……………20
2.4 Классификация обращения ……………………………………………..25
Заключение …………………………………………………………………...33
Библиография…………………………………………………………………35
Приложение……………………………………………………………………36
Вы ушли
как говорится,
в мир иной
Пустота ….
Летите
в звезды врезаясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость
Нет Есенин,
2.- Здравствуй, Володя!
_ Здравствуй Оля!
_ Завтра новогодие _
Нет ли
Делю,
В ладонях вешаю щепотку
Подчеркнуто-фамильярная форма обращения распространена, в основном, среди лиц старшего поколения. Которые употребляют ее при обращении к наиболее близким знакомым и друзьям. Среди молодого поколения часто считается грубой и некорректной, иногда «гопнической»; в таких коллективах приемлемым считаются обращения грубые, подчеркнуто упрощенные и «приземленные», сродни кличкам (Хрипунов – Хриплый или Хрипатый и т.п.).
Г) Социальная
Форма обращения, связанная гражданским, социальным, политическим или профессиональным статусом или званием (гражданин. Товарищ, сударь,мистер, коллега, доктор, солдат, воин и т.п.) с возможными комбинациями (например: товарищ майор).
1.Профессор,
снимите очки – велосипед!
Я сам расскажу
о времени
2.Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
3) Гражданин фининспектор!
Спасибо…..
не тревожьтесь…
4. Вперед
тракторами по целине!
Домны
коммуне
Сегодня
бейся, революционер,
на баррикадах
5). Мистеры,
у вас
практикуется исстари
окупать
Вы
не поймете
корни
рвения
Д) Гендерная
Форма обращения, связанная с половой принадлежностью (мужчина, женщина,молодой человек, гражданка, гражданин и т.п.).
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
2.Вот вы, женщина, на вас белела густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Это только тягостная бредь.
Письмо
4.ты жива еще моя старушка!
Жив и я. Привет тебе привет!
5.Любимая, ну, что ж! Ну что ж!
Я видел их и не видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю. (Есенин).
6.Мадмуазель, ваш вид извините жалок
На уборную молодость
губить не жалко вам?
Или вы, мадмузель,
Не парижанка. (Парижанка).
Е) Антигендерная
Форма обращения, подчеркнуто несвязанная с половой принадлежностью (дружище, товарищ и т.п.).
1.Уважаемые,
товарищи потомки!
Роясь
Сегодняшнем
наших дней изучая потемки,
Вы,
Возможно,
Спросите и обо мне.
2.Братья мои, люди, люди!
всем мы, все когда-нибудь
в тех благих селеньях будем,
где протопан Млечный Путь.
3.Наплевать, мне товарищи,
высшей степени
Е) Олицетворение
Обращение к неодушевленному предмету географическому названию явлению природы и тогда ли.
Отколотая половина земли,-
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли!
(Инония. Есенин).
2.Гори звезда моя, не падай
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живой сердце не стучит.
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой, какою вы душу пленяете? (Есенин).
Путь – дорога узкая,
Эту милую, как сон
Лишь для той, в кого влюблен.
3.Вижу вас, злачные нивы,
С стадом буланых коней
С дудкой пастушкой в ивах
Бродит апостол Андрей.
Обращение, кроме основной функции – привлечь внимание собеседника, может иметь еще оценочную функцию, когда называемое лицо или предмет характеризуется с той или иной стороны, такие обращения часто выражается экспрессивными словами.
Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить? (Есенин).
Обращение часто выражается местоимением с частицей о. это обращение обычно сопровождается определительными придаточными, например: О моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств
Выводы
Проанализировав произведение Маяковского и Есенина мы убедились в том, что Маяковского обращение служит для призыва. Оно вызывает пропаганды и агитации оно почти у Есенина не более лирично и он часто обращается к неодушевленным предметам к природе, к родине, которые выполняет стилистическую функцию служат средством воспроизведения
Анализ примеров показал, что использование обращения не одинакового Есенина и Маяковского. В поэзии Маяковского обращение служит для призыва, пропаганды и агитации оно всегда восклицательной интонации. У Есенина же, более лирично и он часто обращается и неодушевленным предметам, к природе, к родине, которые выполняет стилистическую функцию служат средством воспроизведения.
Анализируя их, приходим к следующим выводам:
Из этих примеров видно что В.В.Маяковский в своих произведениях в больше степени использовал обращения социальной группы. И это не удивительно ведь Маяковский писал в то время когда нужно было высказывать свои мысли так чтобы они доходили до адресата. И именно поэтому он так грозно и жестоко обращался к разным представителям власти.
А Есенин был более мягкой по характеру личность. У него все должно выражаться в гармонии. То он обращается к родному приюту:
Прости, родной приют. Чем послужил тебе, и тем уж доволен (Есенин).
То к своей маме:
Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь.
Ты жива еще, моя старушка!
Жив и я.привет тебе привет! (Письмо матери).
Литература
1.Большая советская
Ф.И. Буслаев историческая грамматика русского языка изд. М.,1975 стр.209
2. Гольден.В.Е. Обращение: теоретические проблемы: учебное пособие для вузов/
3.В.Е. Гольден. – Саратов: книжный дом. «Либриком»1987
4.Галкина, Федорук Е.М. «О стиле поэзии Сергея Есенина М.,1965
5. Есенин С. Поэмы. М:. «Художественная литература». 1980
6. Есенин С. Стихотворения. М:.«Художественная литература» 1982
7.Максимов Л.Ю. Обращение в стихотворной речи- В кН. Современный русский язык ( синтаксис) и морфология М.,1965
8. Маяковский В.В. Сборник стихотворений и поэм. Мектеп.1986.
9. Маяковский В.В. Сочинение в двух томах. Первый том стихотворения. М:. «Правда» 1988.
10.Проничев В.П. синтаксис обращения Л.,1971
11.Руднев А.Г. Синтаксис осложненного предложения М.,1959
12.Русская грамматика М.,1980.
13А.М.Пешковский. Русский синтаксис в научном освещении. Изд.6 М.,1938 стр.367.
14. ( А.А.Шахматов. Синтаксис русского языка. Изд.2-е. Л.,1941 стр.86)
15. Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Л:. «Просвещения».
16. Д.Н.Овсянико- Куликовский. Синтаксис русского языка. Спб., 1912 стр.292-293
Приложение
А) Ты и вы.
Вы
Обеспокоенные мыслью одной –
«изящно пляшу ли» -
Смотрите, как развлекаюсь
Я –
Площадной
Сутенер и карточный шулер!
Облака в штанах 48 стр.
Постепенно вживался небесам в уклад.
Выхожу с другим глазеть,
Не пришло ли новых.
А, и вы!
Радостно обнял.
Поэма «Человек» 80стр.
Ты, конечно, не за этим пришел,
Чтоб рассказать ее нам?
Информация о работе Обращение в поэтической речи С.А. Есенина и В.В. Маяковского