Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:49, дипломная работа
У каждого крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Природа, изображаемая в картинах талантливых художников, поэтов, писателей волнует нас своей неповторимостью.
Введение 3
1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6
1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6
1.2 Типологии пейзажа в литературе 25
2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме
С. Есенина «Анна Снегина» 32
2.1 Роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32
2.2 Роль пейзажа в поэме С. Есенина «Анна Снегина» 53
2.3 Сравнительная характеристика пейзажа в произведениях
А.С.Пушкина и С. Есенина 64
Заключение 80
Список использованной литературы.................................................................83
Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью рассажены тополя. воры у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни[2, c.119].
В отличие от «Евгения Онегина», здесь нет четкого описания времен года. Присутствуют только маленькие строки, отрывки. Но и они дают возможность понять суть: Есенин отзывается о лете более положительно, чем Пушкин, но осень у обоих писателей представляет собой чудесное время года:
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.
Бедна наша родина кроткая
В древесную цветень и сочь,
И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь.
Заря холодней и багровей.
Туман припадает ниц.
Уже в облетевшей дуброве
Разносится звон синиц[2, c.200].
Обязательно нужно сказать о том, что С.Есенин, так же как и Пушкин, часто использует описание луны, чтобы передать определенное настроение. Это в точности перекликается с «Евгением Онегиным». Например, чтобы показать красоту села Радова, автор использует «красивое» описание луны:
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень [2, c.119].
А чтобы описать то настроение, которое было у главного героя во время расставания с Анной, он сравнивает луну с хохочущим клоуном. Эти выглядит немного зловеще, что усиливает эффект от восприятия общей картины данного момента.
Отличительной чертой «Анны Снегиной» является сиреневый цвет. Есенин выбрал его для описания событий с которыми связаны былые любовные переживания, такие мягкие, нежные и романтичные, как куст сирени:
Иду я на свой сеновал.
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Состарившийся плетень.
Сиреневая погода
Сиренью забрызгала тишь [24, c.123].
Также используется
запах жасмина и сразу
Дом с мезонином
Немного присел на фасад.
Волнующе пахнет жасмином
Плетневый его палисад [2, c.112].
Белый цвет создает некое волнение, но в то же время помогает увидеть внутреннюю умиротворенность главного героя:
Дымком отдает росяница
На яблонях белых в саду [3, c.119].
На фоне нежных, пастельных тонов используется и ярко алый цвет:
Заря, как пожар на снегу
По нашему мнению, это помогает передать чувство той горечи, который есть в душе у главного героя и вряд ли когда пройдет.
Таким образом,
«Анна Снегина» сопоставима с
романом Пушкина по многим параметрам:
ирония тона повествования, обрамление
рассказываемого письмами героев, их
имена и их судьбы. Традиция живет,
пульсирует, неузнаваемо преображается,
таится, но вдруг обнаруживает себя
в случайных или в
Как для А.С. Пушкина Татьяна, таки для С. Есенина Анна Снегина – ключевой образ. Как пишет Н.П. Монина «Это символ духовности, нравственной чистоты, мудрости. Это образ земной Софии, соединившей в своем облике Любовь, Мудрость, Красоту» [29].
«Анна Снегина» – это одновременно и «объяснение с женщиной», и «объяснение с эпохой», причем первое явно подчинено второму, ибо в основе поэмы, вопреки ее локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке в деревне. При постоянном звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры.
Анна Снегина – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.
Героиня предстает перед нами земной женщиной, прекрасной, по-своему противоречивой, беззлобной даже в момент потери своих земель (...)
Овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти.
Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор [2, c.272].
Эмиграция тоже не озлобляет ее: она способна радоваться успехам своей далекой родины и с чувством светлой грусти вспоминать поэта, все невозвратимое прошлое. «Беспричинное» письмо Анны полно тоски одинокого человека по утраченной родине. Оно «надклассово», и за взволнованными словами грешно пытаться рассмотреть всего лишь «дочь помещицы».
Нельзя не согласиться и с теми литературоведами, которые считают «Анну Снегину» одним из задушевнейших созданий Есенина. Оно отмечено монументальностью, эпической величавостью и лирической проникновенностью. Лейтмотивом через всю поэму проходят лирические строки о юности, весеннем рассвете, навсегда остающемся в памяти человека; роман с Анной написан по-есенински тонко и нежно, а рассказ льется с той свободой, которая свойственна эпике, воспроизводящей ничем не стесняемое течение жизни.
Для лирического героя, живущего в атмосфере ненависти, кажется странным смирение Анны. Автору же оно видится мудрым. И мудрость эта в том, что героиня, пройдя через испытания кровавого времени, через разлуку с Родиной, сумела не озлобиться, не ожесточиться, а сохранить в себе любовь к своей стране, к людям, к миру, сумела сохранить душу.
В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. В хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) – это рязанская земля 1917 года; в пятой главе – набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа.
Показательно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа.
Таким образом, прослежено, насколько
глубоко и искренне любил
Типология пейзажей очень разнообразна. В зависимости от предмета, или фактуры описания, различают пейзажи деревенский и городской, или урбанистический, морской, лесной, горный, динамичный, статичный, вообще литературы «путешествий, пейзаж по временам года: летний, зимний, весенний, осенний и т. д.
В каждом из видов пейзажа свои традиции, своя преемственность: не только «подражание», но и «отталкивание» от предшественников.
Функции пейзажа в романе различны: это и создание фона, на котором происходит действие, и создание настроения, и обрамление чувств и эмоций автора в лирических отступлениях, и раскрытие внутреннего облика героев, и задержка хода сюжетного действия.
Картины природы выступают в качестве фона, на котором происходит действие. Так, например, поэт соотносит приход осени с прекращением крестьянских работ: «на нивах шум работ умолк», «на утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева».
Через восприятие природы поэт пытается раскрыть характер героев.
Так, например, если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. В разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной.
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне [2, c.115].
Хотя Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней...»
Описание картин природы – это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее бескрайним просторам, прекрасным пейзажам.
Пейзаж
символизирует и возраст
Таким образом, пейзаж в романе «Евгений Онегин» полифункционален, он помогает лучше понять мысли, характер чувства героев и автора произведения.
Картины родной природы, пейзаж в поэме С.Есенина «Анна Снегина» помогают понять мысли, переживания, чувства, настроения героя.
Глядя на светлый весенний пейзаж, на цветение садов родной земли, герой еще острее ощущает ужас и несправедливость, которые несет за собой война.
В этой поэме, несмотря на ее, не очень большой объем, очень много описаний природы. Так же, как и Пушкин, Есенин описывает природу тогда, когда хочет показать определенные чувства, показать важность этого момента, глубину чувств, насыщенность. Это прослеживается в сценах, когда главный герой едет к себе домой, в родное село. И каждый раз он говорит о нем только хорошее:
Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью рассажены тополя.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно [2, c.119].
В двух произведениях авторы отводят большую роль описанием природы. Хотя, по нашему мнению, сравнить пейзажи в романе А. Пушкина и поэме С.Есенина проблематично. Если в романе в 254 страницы, по мнению Г. Макогоненко, пейзаж занимает скромное место, то в поэме C. Есенина в десяток страниц, как нам кажется, он ещё скромнее
В отличие от «Евгения Онегина», здесь нет четкого описания времен года. Присутствуют только маленькие строки, отрывки. Но и они дают возможность понять суть: Есенин отзывается о лете более положительно, чем Пушкин, но осень у обоих писателей представляет собой чудесное время года.
Таким образом,
обращение к картинам пейзажа
помогает авторам выразить свою идею,
создает психологический
Список использованной литературы
Информация о работе Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»