Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

У каждого крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Природа, изображаемая в картинах талантливых художников, поэтов, писателей волнует нас своей неповторимостью.

Содержание

Введение 3
1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6
1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6
1.2 Типологии пейзажа в литературе 25
2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме
С. Есенина «Анна Снегина» 32
2.1 Роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32
2.2 Роль пейзажа в поэме С. Есенина «Анна Снегина» 53
2.3 Сравнительная характеристика пейзажа в произведениях
А.С.Пушкина и С. Есенина 64
Заключение 80
Список использованной литературы.................................................................83

Вложенные файлы: 1 файл

Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме.docx

— 166.74 Кб (Скачать файл)

Село, значит, наше – Радово,

Дворов, почитай два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодью рассажены тополя. воры у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни[2, c.119].

В отличие  от «Евгения Онегина», здесь нет  четкого описания времен года. Присутствуют только маленькие строки, отрывки. Но и они дают возможность понять суть: Есенин отзывается о лете более  положительно, чем Пушкин, но осень  у обоих писателей представляет собой чудесное время года:

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.

Бедна наша родина кроткая

В древесную цветень и сочь,

И лето такое короткое,

Как майская теплая ночь.

Заря холодней и багровей.

Туман припадает ниц.

Уже в облетевшей дуброве

Разносится звон синиц[2, c.200].

Обязательно нужно сказать о том, что С.Есенин, так же как и Пушкин, часто использует описание луны, чтобы передать определенное настроение. Это в точности перекликается с «Евгением Онегиным». Например, чтобы показать красоту села Радова, автор использует «красивое» описание луны:

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень [2, c.119].

А чтобы  описать то настроение, которое было у главного героя во время расставания  с Анной, он сравнивает луну с хохочущим  клоуном. Эти выглядит немного зловеще, что усиливает эффект от восприятия общей картины данного момента.

Отличительной чертой «Анны Снегиной» является сиреневый цвет. Есенин выбрал его  для описания событий с которыми связаны былые любовные переживания, такие мягкие, нежные и романтичные, как куст сирени:

Иду я на свой сеновал.

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Состарившийся плетень.

Сиреневая погода

Сиренью забрызгала тишь [24, c.123].

Также используется запах жасмина и сразу представляется прекрасное дерево, с белыми цветочками:

Дом с мезонином

Немного присел на фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад [2, c.112].

Белый цвет создает некое волнение, но в то же время помогает увидеть внутреннюю умиротворенность главного героя:

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду [3, c.119].

На фоне нежных, пастельных тонов используется и ярко алый цвет:

Заря, как пожар на снегу

По нашему мнению, это помогает передать чувство  той горечи, который есть в душе у главного героя и вряд ли когда  пройдет.

Таким образом, «Анна Снегина» сопоставима с  романом Пушкина по многим параметрам: ирония тона повествования, обрамление рассказываемого письмами героев, их имена и их судьбы. Традиция живет, пульсирует, неузнаваемо преображается, таится, но вдруг обнаруживает себя в случайных или в преднамеренных совпадениях, в мелочах. Можно считать, что «Анна Снегина» Есенина – на вершине споров о «Евгении Онегине» Пушкина: полемика здесь достигает высшего напряжения, а «приложением» к поэме стал весь стиль жизни ее творца; онегинское начало воплощалось и воплотилось этим стилем в реальности.

Как для  А.С. Пушкина Татьяна, таки для С. Есенина Анна Снегина – ключевой образ. Как пишет Н.П. Монина «Это символ духовности, нравственной чистоты, мудрости. Это образ земной Софии, соединившей в своем облике Любовь, Мудрость, Красоту» [29].

«Анна Снегина» – это одновременно и «объяснение  с женщиной», и «объяснение с  эпохой», причем первое явно подчинено  второму, ибо в основе поэмы, вопреки  ее локальному, именному названию, лежит  рассказ о революционной ломке  в деревне. При постоянном звучании лирической темы здесь достигнут  широкий масштаб изображения  народной борьбы и глубокое проникновение  в человеческие характеры.

Анна  Снегина – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.

Героиня предстает перед нами земной женщиной, прекрасной, по-своему противоречивой, беззлобной даже в момент потери своих  земель (...)

Овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти.

Скажите,

 Вам больно, Анна,

 За ваш хуторской разор?

 Но как-то печально и странно

 Она опустила свой взор [2, c.272].

Эмиграция тоже не озлобляет ее: она способна радоваться успехам своей далекой  родины и с чувством светлой грусти вспоминать поэта, все невозвратимое  прошлое. «Беспричинное» письмо Анны полно тоски одинокого человека по утраченной родине. Оно «надклассово», и за взволнованными словами грешно пытаться рассмотреть всего лишь «дочь помещицы».

Нельзя  не согласиться и с теми литературоведами, которые считают «Анну Снегину» одним из задушевнейших созданий Есенина. Оно отмечено монументальностью, эпической величавостью и лирической проникновенностью. Лейтмотивом через всю поэму проходят лирические строки о юности, весеннем рассвете, навсегда остающемся в памяти человека; роман с Анной написан по-есенински тонко и нежно, а рассказ льется с той свободой, которая свойственна эпике, воспроизводящей ничем не стесняемое течение жизни.

Для лирического героя, живущего в атмосфере ненависти, кажется странным смирение Анны. Автору же оно видится мудрым. И мудрость эта в том, что героиня, пройдя через испытания кровавого времени, через разлуку с Родиной, сумела не озлобиться, не ожесточиться, а сохранить в себе любовь к своей стране, к людям, к миру, сумела сохранить душу.

В поэме  тесно связаны тема родины и тема времени. В хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) – это рязанская  земля 1917 года; в пятой главе –  набросок судьбы одного из уголков  большой деревенской Руси от революции  до первых мирных лет (действие в поэме  кончается 1923 годом). Естественно, что  за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа.

         Показательно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа.

        Таким образом, прослежено, насколько  глубоко и искренне любил творчество  А.С. Пушкина Сергей Есенин, как похожи эти авторы в оценке поступков своих героев, как близки были в восприятии природы, как предельно честно и правдиво старались показать в произведениях отражение великих исторических событий в судьбах своих героев.

 

 

          Заключение

Типология пейзажей очень разнообразна. В зависимости  от предмета, или фактуры описания, различают пейзажи деревенский  и городской, или урбанистический, морской, лесной, горный, динамичный, статичный, вообще литературы «путешествий, пейзаж по временам года: летний, зимний, весенний, осенний и т. д.

В каждом из видов пейзажа свои традиции, своя преемственность: не только «подражание», но и «отталкивание» от предшественников.

Функции пейзажа в романе различны: это  и создание фона, на котором происходит действие, и создание настроения, и  обрамление чувств и эмоций автора в лирических отступлениях, и раскрытие  внутреннего облика героев, и задержка хода сюжетного действия.

Картины природы выступают в качестве фона, на котором происходит действие. Так, например, поэт соотносит приход осени с прекращением крестьянских работ: «на нивах шум работ умолк», «на утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева».

Через восприятие природы поэт пытается раскрыть характер героев.

Так, например, если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. В разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной.

Кругла, красна лицом она,

    Как эта глупая луна 

    На этом глупом небосклоне [2, c.115].

Хотя Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней...»

Описание  картин природы – это возможность и автору сказать о своей любви к России, ее бескрайним просторам, прекрасным пейзажам.

Пейзаж  символизирует и возраст героини, перемены в ее судьбе. Так, наступление  осени в романе совпадает с  эпохой зрелости в жизни Татьяны, с ее замужеством.

Таким образом, пейзаж в романе «Евгений Онегин»  полифункционален, он помогает лучше  понять мысли, характер чувства героев и автора произведения.

Картины родной природы, пейзаж в поэме С.Есенина «Анна Снегина» помогают понять мысли, переживания, чувства, настроения героя.

Глядя на светлый весенний пейзаж, на цветение садов родной земли, герой еще  острее ощущает ужас и несправедливость, которые несет за собой война.

В этой поэме, несмотря на ее, не очень большой  объем, очень много описаний природы. Так же, как и Пушкин, Есенин описывает  природу тогда, когда хочет показать определенные чувства, показать важность этого момента, глубину чувств, насыщенность. Это прослеживается в сценах, когда  главный герой едет к себе домой, в родное село. И каждый раз он говорит о нем только хорошее:

Село, значит, наше – Радово,

Дворов, почитай два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодью рассажены тополя.

Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно [2, c.119].

В двух произведениях авторы отводят большую роль описанием природы. Хотя, по нашему мнению, сравнить пейзажи в романе А. Пушкина и поэме С.Есенина проблематично. Если в романе в 254 страницы, по мнению  Г. Макогоненко, пейзаж занимает скромное место, то в поэме C. Есенина в десяток страниц, как нам кажется, он ещё скромнее

В отличие  от «Евгения Онегина», здесь нет  четкого описания времен года. Присутствуют только маленькие строки, отрывки. Но и они дают возможность понять суть: Есенин отзывается о лете более  положительно, чем Пушкин, но осень  у обоих писателей представляет собой чудесное время года.

Таким образом, обращение к картинам пейзажа  помогает авторам выразить свою идею, создает психологический настрой  восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к неизбежным изменениям в  их жизни, показывает глубокие переживания  и настроение самих поэтов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Пушкин, А. С. Собрание сочинений в восьми томах. Том 3[Текст] / А. С. Пушкин. – М.: Дрофа, 1976.– 250 с.
  2. Пушкин, А. С.   Евгений Онегин [Текст] / А. С. Пушкин. – М.: Дрофа, 2006. –3 с. – (Б-ка отеч. классической худож. лит.)
  3. Есенин, С. Собрание сочинений в 3-х т. т.1/ Сост.А.Козловский, [Текст]/ Ю. Прокушев. – М.: Правда, 1970.–381 с.
  4. Есенин, С. Стихотворения и поэмы [Текст] / С. Есенин // Советская Россия. –  М.: Правда, 1985. – 272 с.
  5. Алексеев, М. П. Пушкин и мировая литература [Текст]  / М.П. Алексеев; отв. ред.: Г.П. Макогоненко, С.А. Фомичев. – Ленинград: Наука, 1987. – 611 с.
  6. Барков, А.  «Евгений Онегин» и ошибки пушкинистики [Текст] / А. Барков  // Книголюб. –  2004. – № 6. – С. 18
  7. Бельская,  Л.Л. Осень в русской поэзии [Текст] / Л.Л. Бельская // Русская речь. – 2010.  – № 5 (сентябрь-октябрь).– С.3 – 11 ; № 6 (ноябрь-декабрь). –  С. 3 –12; 2011.  – № 1 (январь – февраль). –  С. 11 – 15; № 2 (март-апрель). – С. 29– 38; № 3 (май-июнь). – С. 27 – 34.
  8. Берков, П. Н.   Введение в изучение истории русской литературы ХVIII века. Ч. 1: Очерк литературной историографии XVIII века [Текст] / П. Берков. – Ленинград.: Издательство Ленинградского университета, 1964. – 261 с.
  9. Бродский,  Н.Л. Евгений Онегин роман А.С. Пушкина [Текст] / Н.Л. Бродский. – М.: уч.-пед. Изд-во Министерства просвещения РСФСР, –1950. – 408 с.
  10. Волков,А.С. Теория литературы [Текст] / А.С. Волков.–М.: Владос, – 1995. – 297 с.
  11. Воронский,  А. Искусство видеть мир [Текст] / А. Воронский. – М.: Художник. – 1987.– С. 52– 73
  12. Голубков, М.М. Русская литература ХХ в.: После раскола [Текст]:учеб. пособие для вузов / М. М. Голубков. –  М.: Аспект-Пресс. – 2002. – 267 с.
  13. Гусев, В. Пушкин: уроки стиля [Текст] / В. Гусев «Рождение стиля».–М.: 1980. – 79 с.
  14. Джанышбеков, Н. Введение в литературу[Текст] / Н. Джанышбеков. – Алматы.: Герда, 2006. – 292 с.
  15. Долгополов, Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала XX века [Текст] / Л. К. Долгополов.– Л.: Худож. лит., 1977. – 397 с.
  16. История русского романа[Текст]/ ред. тома Г. М. Фридлендер.– Москва: Издательство Академии наук СССР, 1962.–626 с.
  17. История русской литературы XX века. В четырех книгах [Текст] / под ред. Л. Ф. Алексеевой. – М.: Высшая школа.  –2005.  –366 с.
  18. История русской литературы: в 3 т. Т. 2. Литература первой половины ХIХ века [Текст] / гл. ред. Д. Д. Благой. – Москва: Издательство Академии наук СССР, 1963. – 918 с.
  19. История русской советской литературы: (1917-1941) [Текст]  / под ред. А.И . Метченко, С. М. Петрова.– Москва: Просвещение, 1983.– 511 с.
  20. Карпов, А.С. Поэмы С. Есенина [Текст]: учебное пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / А. С. Карпов. – Москва: Высшая школа, 1989.– 111 с.
  21. Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. Развитие       стиля и жанра [Текст] / В.В. Кожинов. – М.: Наука, 1978. – 321 с.
  22. Кожинов, В.В. Проблема автора и путь писателя. Литературно-теоретические исследования [Текст] / В.В. Кожинов. – М.: Наука, 1978. – 189 с.
  23. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения [Текст] / Б.О. Корман. – М.: Наука, 1972. – 179 с.
  24. Левидов, А.М. Автор – образ – читатель [Текст] / А. М. Левидов. – Л.:Изд-во ЛГУ, 1983. – 287 с.
  25. Литература [Текст]: учебник / под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия, 2006. – 656 с.
  26. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.В. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 487 с.
  27. Маранцман, В. Г. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении: пособие для учителя [Текст] / В.Г. Маранцман. – Москва: Просвещение, 1983.– 159 с.
  28. Макогоненко, Г. Роман Пушкина «Евгений Онегин»[Текст] / Г. Макогоненко. – М.: Худож. Лит.,1963. – 145 с.
  29. Монина, Н.П. Софийная антропология в поэзии Серебряного века // http://rusjaz.da.ru/
  30. Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) [Текст] / В. В. Мусатов. – М.: Академия, 2001. – 310 с.
  31. Скатов, Н. Н.«Русские поэты природы». Очерки[Текст]/ Н.Н. Скатов.– М., 1991
  32. Набоков, Ю. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина [Текст] / Ю. Набоков; пер. с англ. под ред. А.Н. Николюкина. – Москва: Интелвак, 1999. – 1008 с.
  33. Осмоловский, Ю. Мотивы родной природы [Текст] / Ю. Осмоловский.– М.: Художник, 1966. –   № 7. –    С. 35 –  35
  34. Основы литературоведения [Текст] / под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Мысль, 2000. – 254 с.
  35. Поспелов,Г.Н. Теория литературы [Текст]/ Г.Н. Поспелов.– М.: Выс. шк., 1978. – 351с.
  36. Пяткин, С. «Анна Снегина» С. Есенина [Текст] / С. Пяткин.– электронный ресурс
  37. Резчикова, И.В. Символика в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (сон Татьяны) [Текст]  / И.В. Резчикова // Филологические науки, 2001. –  № 2. –  С. 23 –40
  38. Роднянская, И.Б. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / И. Б. Роднянская.– М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 13 – 14
  39. Русская литература XX века. – М.: Гардарики. – 2004. – 482 с.
  40. Русская литература XX века: В 2 т.: 1920 – 1930-е годы [Текст] / Л.П. Кременцов и др.–    М.: Академия,  2005. –  496 с.
  41. Садыков, Х. Н. Введение в литературоведение [Текст] / Х. Н. Садыков. – Алматы : Искусство,  2004. – 408 с.
  42. Себина, Е.Н. Пейзаж [Текст] / Е.Н. Себина. – М.: Искусство, 1987.– 254 с.
  43. Ситник, К. Импрессионизм во Франции [Текст] / К. Ситник // Юный художник. – 1939. – № 8. – С.24 – 27
  44. Смирнова, Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века[Текст] /  Л. А. Смирнова.– М.: Просвещение, 1993. – 286 с.
  45. Соколинский, В.М. Вопрос о жанре пейзажа и его видах [Текст] / В. М. Соколинский // Изобразительное искусство в школе. – 2009. – № 2. – С. 65 – 74
  46. Соколов, А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX в.[Текст] / А.Г. Соколов. – М.: Академия, 1999. – 349 с.
  47. Старк Вадим. Новые прочтения в десятой главе «Евгения Онегина» [Текст]  / Старк Вадим // Звезда. –  2012. –  № 9. – С. 185 – 191
  48. Старк Вадим.  «Снег выпал только в январе...»: Внутренняя хронология романа «Евгений Онегин» [Текст] / Старк Вадим // Звезда.– 2011. – № 6. – С. 186 – 195.
  49. Стасевич, В.Н. Пейзаж. Картина и действительность [Текст]: пособие для учителей / В. Н. Стасевич. – М.: Просвещение, 1978. – 179 с.
  50. Сурат Ирина.    «И новый человек ты будешь»: [Текст] / Сурат Ирина // Новый мир.– 2009. – № 5. – С. 152 -165
  51. Уразаева,К.Б. Поэтика быта в романе А.С. Пушкина«Евгений Онегин» [Текст] / Уразаева К.Б. // Вестник КазНУ. Сер.филологическая. – 2010. –  № 4 – 5. –  С. 282–285.
  52. Хализев,В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев.– М.: Выс. шк., 2005.– 405 с.
  53. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»...: Система  пейзажных образов в русской поэзии [Текст] / М. Н. Эпштейн. – М.: Выс. шк., 1990. – 303 с.
  54. Этюды о картинах: (Сб. статей) [Текст] / под ред. И.Е. Даниловой. – М.: Искусство, 1986. – 215 с.

Информация о работе Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»