Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:49, дипломная работа
У каждого крупного писателя XIX–XXвв. – особое, специфичное изображение природного мира, подаваемого преимущественно в форме пейзажей. В произведениях великих русских писателей, таких как И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев и А.А. Фет, И.А. Бунин и М. Горький, М.М.Пришвин и Б.Л. Пастернакприрода осваивается в ее личностной значимости для авторов и их героев.
Природа, изображаемая в картинах талантливых художников, поэтов, писателей волнует нас своей неповторимостью.
Введение 3
1 Пейзаж как художественный приём в русской литературе 6
1.1 Функции пейзажа в художественном произведении 6
1.2 Типологии пейзажа в литературе 25
2 Пейзаж в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме
С. Есенина «Анна Снегина» 32
2.1 Роль пейзажа в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 32
2.2 Роль пейзажа в поэме С. Есенина «Анна Снегина» 53
2.3 Сравнительная характеристика пейзажа в произведениях
А.С.Пушкина и С. Есенина 64
Заключение 80
Список использованной литературы.................................................................83
Как пишет Г. Макогоненко, зима или осень, лето или весна у него - это не просто разные времена года, различные краски, особенные приметы. Это, прежде всего, определенные, устойчивые, веками сложившиеся условия, обстоятельства и формы народной жизни. Каждое время года порождает свои работы, образ жизни и труда, определяет быт, обряды, обычаи, игры и т.д. Природа сливается с жизнью народа [28, c. 64].
Любовь автора к родной природе, к Родине, к её просторам, своеобразию времён года передаётся через такие великолепные картины:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры.
Деревья в зимнем серебре... [2, c.175].
В «Евгении Онегине» мы сталкиваемся с новой разновидностью унылого пейзажа:
... грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег.
Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи [2, c. 175].
Здесь изображен «погодный» пейзаж.
Подобная реалистическая конкретность характерна для осенних пейзажей в «Евгении Онегине». Здeсь картины природы выстyпают в качестве фона, на кoтором происходит действие. Поэт сooтносит приход осени с прекращением кpестьянских работ: «на нивах шум работ умолк», «на утренней заре пастух не гонит уж коров из хлeва». Hаступает «довольно скучная пора».
В глуши что делать в эту пору?
Гулять? Деревня той порой
Невольно докучает взору
Однообразной наготой [2, с.71].
Невыразимого очарованияполны зимние пейзажи в «Евгении Онегине»: треск морозов, которые серебрятся средь полей; блистающая льдом речка; первый снег, падающий звездами на «брег»; деревья в «зимнем серебре»; «на стеклах легкие узоры И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром». Картины эти очень реалистичны, конкретны, соотнесены с русской деревенской жизнью и крестьянским бытом:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив...[2, с.71]
Такая зима приобретает новое качество – она становитсярусской.Русскими оказываются обряды, явления природы и жизни. Тем самым через образы природы входит в роман тема России, русского, народного, тема положительного начала. Эти описания становятся той живой атмосферой, в которой живут герои и читатель.
На первый взгляд, пушкинскую зиму можно сравнить с изображениями природыв лирике Тютчева и Некрасова – тоже великолепие снега, блистающего на солнце, праздничная встреча со светом. Но эта красота застывшей природы не сковывает человека, не погружает его в сон, напротив, благодаря зиме в человеке пробуждается заряд энергии, который гасится теплыми временами года – весной и летом, стесняющими ум и чувства, губящими душевные способности.
Зима у Пушкина предстает в образах движения: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, // На дровнях обновляет путь...»; «Бразды пушистые взрывая, // Летит кибитка удалая...»; «Как весело, обув железом острым ноги, // Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!» Прелесть зимы в том, что она позволяет находить источник энергии в самом себе, жить бодро и трезво в охлажденном, заснеженном мире. «Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек» – их неподвижностью мерить быстроту собственного движения [2, c.182].
«Русская зима лучше русского лета – этой карикатуры южных зим. Она похожа на самое себя, тогда как наше лето столько же похоже на лето, сколько декорационные деревья в театре похожи на настоящие деревья в лесу. Пушкин первый понял это, и первый выразил», – писал Белинский.
По мнению Н.Л. Бродского, рисуя картины зимы с такими подробностями, как «крестьянин на дровнях», «ямщик в тулупе», «дворовый мальчик», Пушкин предвидел, что для обширного круга дворянских читателей вроде тех, кто оскорбился, что поэт назвал девою «простую крестьянку», а «благородных барышень девчонками», эти картины покажутся «низкой природой». Не считаясь с этими враждебными отзывами, Пушкин смело вводил в свой роман реалистические описания русской природы и быта [9, c.186].
Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу.
Но проходит осень, суровая зима, и вновь «улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года» – весну, с ее яркими, буйными красками и неизменным торжеством жизни, радостного обновления:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей [49, с.152].
По мнению И. Суратова, в описании весны встречаются признаки, устойчивые в поэзии Пушкина[49,с.152]. Первые же строчки заставляют припомнить отрывок из II песни «Руслана и Людмилы»:
Весной растопленного снега
Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли.
Oбраз пчелы, лeтящей из кeльи вoсковой за дaнью пoлевой, повтoряется в песне, близкой по стилю к фольклоpу:
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетает первая пчёлка.
Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины! [49, с.152]
Пyшкин и в годы юности признавался, что весна «обыкновенно наводит на него тоску и даже вредит его здоровью», и в 1833 г. (стихотворение «Осень») вoсклицал:
.. .Я не люблю весны;
Скучна мне оттепель:
вонь, грязь; весной я болен;
Кpовь бродит; чувства, ум тоскою стеснены;
Суровою зимой я более доволен
В поля, друзья! скорей, скорей,
В каретах, тяжко нагруженных,
На долгих иль на почтовых
Тянитесь из застав градских[49, с.152].
Но весна ассоциируется у поэта и с юностью, с любовью, с трепетом сердца. И пейзаж этот плавно переходит в лирическое отступление, сливаясь с воспоминаниями автора о том, что было так дорого его душе. Кроме того, картина обновления природы, как это ни парадоксально, напоминает «об увяданьи наших лет», пробуждая в душе поэта мысли о вечном.
Романтический пейзаж вызывает в памяти романтический образ – образ погибшего «во цвете лет» поэта. И здесь возникает едва уловимый мотив противостояния вечной, могучей природы и хрупкой человеческой судьбы. Прелестная картина ручейка на зеленом лугу, речки, пения соловья и цветущего шиповника контрастна картине гробового камня «в тени двух сосен устарелых», где лежит безвременно погибший Владимир Ленский. Так оживление природы и «дуновенье веющей весны» напоминают нам о мечтах юности и одновременно – о бренности человеческого существования.
Но есть в романе и другой весенний пейзаж. Его, пожалуй, можно назвать городским:
Весна живит его: впервые
Свои покои запертые,
Где зимовал он, как сурок,
Двойные окна, камелек
Oн ясным утром оставляет,
Несется вдоль Невы в санях.
На синих, иссеченных льдах
Играет солнце; грязно тает
Ha улицах разрытый снег...[49, с.153].
В романе А.С. Пушкинапривлекает внимание и особая конкретность, реалистичность пейзажа, соотношение картины природы с русским бытом, с национальными особенностями жизни. Прошли времена, когда поэту были нужны «пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал», теперь взору его милы совсем иные картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи –
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых... [2, c.211]
Теперь остановимся на значении пейзажа в раскрытии автором характера героев. Если, рассказывая о своем «милом идеале»– Татьяне, создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания, то непоэтичный Евгений Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной.
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне [2,c.115].
Хотя и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: «И, утренней луны бледней...»
А место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый мечтатель», убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша:
Есть место: влево от селенья,
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
...Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой[2, c.115].
Природа помогает поэту раскрыть свою близость с Онегиным. Он предстаёт перед читателем в поэтической дымке петербургских белых ночей: как часто летнею порою, когда прозрачно и светло ночное небо над Невою и вод весёлое стекло не отражает лик Дианы… Дыханьем ночи благосклонной безмолвно упивались мы…!»
Остро и тонко понимавший поэзию Белинский, процитировав эти строки, писал: «Из этих стихов мы ясно видим, по крайней мере, то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что в душе его жила поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей» [28, c.55].
И.С. Тургенев отмечал, что хотя Пушкинские пейзажи не блестят множеством красок, они поражают богатством психологических нюансов, их меткой направленностью.
Интеpесно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. В Лаpиной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму [2, c.212].
В сценах сна Татьяны, природа становится таинственной, загадочной:
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных [2, c.213].
С помощью пейзажей Пушкин раскрывает и внутренний мир Татьяны:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет...[2, c.211].
Этот pомантический пейзаж соотносится с юностью Татьяны, с ожиданием первой любви. Kроме того, уже в этой картине А.С. Пушкин определяет дyшевный склад героини – ее задумчивость, мечтательность, поэтичность.
Информация о работе Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и поэме С. Есенина «Анна Снегина»