Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:22, курс лекций
Желая выбраться из окружающей его «великой скудости», юноша отправился в «Санктпетербурх», записался там в матросы, а затем вместе с другими молодыми дворянами был отправлен правительством в Голландию «для лучшего познания наук». Там он жил и учился практически у «галанского гостя». В течение этих лет Василий упорно изучал морское дело и щедро помогал родителям. По окончании срока командировки, несмотря на уговоры патрона, юноша отправился на родину повидаться с отцом. Буря разбила корабль и занесла Василия на разбойничий остров. Начинается ряд приключений.
Таким образом, каждый герой – продукт той среды, в которой сформировался как личность. И это было впервые в русской драматургии, когда нравы определяли характер того или иного героя.
Другой художественный прием – это тема глупости, которая соединяет всех героев пьесы. Каждый из героев считает себя умным, но на самом деле, каждый из них не просто глуп, а ещё и туп, алчен (жадный), ограничен. Так, например, Бригадирша, которую муж называет «дурищей» (она и на самом деле глупа), говорит: «Слава Богу, мне ума занимать не надо». Она знает, как сберечь рубль, лишь бы не отдать рубль, она готова вынести «горячку с пятнами». Цель её жизни – сколотить крепкое хозяйство. Она безграмотна, тупа, ограничена, но ведущая её черта сближает её с Советником: он тоже глуп, скуп. К тому же он – ханжа, прикрывается христианскими заповедями, чтобы скрыть полное убожество, человеческую черствость и невежество. За всю жизнь он прочитал только одну книгу «Уложение законов» и мог законы трактовать так, как ему выгодно.
● До нас дошла также вторая редакция комедии «Недоросль» (написана в 1780, поставлена в 1782, опубликована в 1783 году). Сравнительный анализ первой редакции «Недоросля» с поздней (1780 год) показывает, что ранний «Недоросль» претворяет поздний «Недоросль», поскольку в раннем «Недоросле» основная проблема – воспитание дворянских недорослей.
По словам Гоголя – это «истинно-общественная комедия», где Фонвизин вскрыл «раны и болезни общества».
В этой комедии Фонвизин ставит следующие основные проблемы:
Содержание: небольшая по содержанию комедия, состоящая из трех актов, рисует представление Фонвизина о том, каковым должно быть воспитание дворянских недорослей. И в этой комедии драматург вводит нас в атмосферу провинциального помещичьего быта. Для того, чтобы усилить значение быта для обрисовки характеров, Фонвизин вводит в пьесу отдельные ремарки, указывает, как должны произносится отдельные реплики, которые также служат дополнительным средством характеристик героев.
«Недоросль» открывается сценой, которая обозначается как проблема (крепостничества) произведения. Госпожа Простакова примеряет кафтан, который сшил её сыну крепостной Тришка. Эта сцена вводит нас в атмосферу помещичьего произвола. Помещики, в лице Простаковой, Скотинина, потерявшие человеческий облик, могут делать со своими крепостными все, что захотят. Для Простаковой – главное, как можно больше содрать со своих крестьян, и на эту тему Простакова ведет разговор со своим братом. Следствие рабства действительно ужасно. Простакова в конец разорила своих крестьян: «С тех пор, как все, что у крестьян и было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!». Но оказывается искусству драть с мужика три шкуры нет предела. Скотинин изыскал новое средство, о чем с гордостью говорит сестре: «Все сдеру со своих крестьян, и концы в воду».
Простакова и Скотинин лишены элементарных человеческих качеств. Не случайно, Фонвизин называет их фамилиями, которые раскрывают сущность характеров этих людей. Простакова и Скотинин – люди невежественные, неграмотные. Злая фурия Простакова представлена во всем объеме своего отвратительного облика, для неё главное – это деньги.
На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простаковой и Скотинина: положительные персонажи то прямо обличают их поступки, то тонко иронизируют над ними, то автор лукавым юмором заставляет их самообличаться.
Державин Гаврила Романович (1743-1816) – русский поэт, представитель русского классицизма.
Державин в своем творчестве обращается к жанру оды, который был одним из ведущих жанров классицизма. Но под пером Державина ода полностью разрушается. Как известно, русская литература XVIII века с самого начала своего возникновения развивалась в двух направлениях: сатирическом, идущим от Кантемира, и одическом, идущим от Ломоносова. В творчестве Державина соединились эти две струи.
Тематика од:
Оды о властьдержащих – Тема «Фелицы» – оды «Фелица», «Ведение мурзы», «Благодарность Фелиции»;
Философские оды – «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» – тема смерти, непостоянства
мира, человек – песчинка во вселенной;
Сатирические оды – «Властителям и судиям», «Вельможа» – восприятие сильных мира сего;
Гражданские – «На взятие Варшавы», «Переход через Альпийские горы», «На взятие Измаила», «Снигирь»
– прославление силы и мощи русского оружия, воина;
Поэт и поэзия – стихи «Памятник» и «Лебедь», ода «Признание» – рассуждение о жизни, о роли поэзии, о
своем отношении к поэтическому творчеству;
Картины русской жизни – ода «Умеренность», ода «Евгения. Жизнь Званская» – отражение русской деревенской
жизни, русского быта, размышления о пройденной жизни, представление о будущем.
Державин в своем творчестве обращается к жанру оды, который был одним из ведущих жанров классицизма. Но под пером Державина ода полностью разрушается. Как известно, русская литература XVI века с самого начала своего возникновения развивалась в двух направлениях: сатирическом, идущим от Кантемира, и одическом, идущим от Ломоносова. В творчестве Державина соединились эти две струи. Кроме того, он вносит в оду личностной характер. В одах Державин выступает как отдельная человеческая личность, со своим миром, со своим пониманием, со своими оценками происходящего. В одах заговорила природа, она заиграла всеми красками, и Державин создает говорящую живопись.
Державин – поэт со своей определенной судьбой, поэт, который сделал предметом поэзии обыденную жизнь рядового человека. Он рисует радости, горести этого человека, его каждодневные заботы, поэтому тематика од Державина чрезвычайно разнообразна и охватывает все стороны человеческой жизни.
Оды о властьдержащих («Фелица», «Ведение мурзы, Благодарность Фелиции»)./по своим политическим взглядам Державин был сторонником просвещенной монархии и последовательным защитником крепостного права, но видел и темные стороны самодержавно-крепостнического строя/
Как поэт Державин прославился своей одой «Фелица». Эта ода посвящена Екатерине II. Незадолго до написания этой оды, Екатерина пишет своему внуку Александру I сказку, где себя представила в лице Киргиз-кайсацкой царевны Фелицы. Слово «фелица» означает «счастье». И когда Державин называет свою оду «Фелица», то становится ясно, кому адресована ода. Начинается ода с обращения к литературному персонажу Фелице. Во второй строфе, обращаясь к Фелице, автор просит, чтобы она дала ему наставление, как пышно и правдиво жить, как укрощать страстей волненье и счастливым на свете быть. Фелица мудра, только ей доступно владеть всеми благодетелями.
Фелица не похожа на тех, кто окружает её трон. Державин, наряду с тем, что представляет «образ на троне», подчеркивает, что ей противопоставляются её вельможи, которых она называет мурзами. Сам автор присоединяется к мурзам, которые в отличии от Фелиции, не заботятся о государственных делах, и он создает запоминающиеся портреты мурз Елизаветы. О Потемкине Державин пишет: «А я, проспавший до полудни, курю табак и кофе пью, преображая в праздник будни …» (4 строки); О Петре Панине: «Или о всех делах заботу оставя, езжу на охоту и забавляюсь лаем псов»; О Нарышкине: «Или музыкой и певцами, органом и волынкой вдруг, или кулачными бойцами и пляской веселю свой дух». Об Алексее Орлове: «По склонности моей к премене , имея шапку набекрень, лечу на резвом бегуне».
Обобщая образы мурз, Державин заявляет: «Таков, Фелица, я развратен, но на меня весь свет похож». Когда эта ода попала в руки Екатерины II, она была поражена, как автор, никогда не обращавшийся с нею, так точно изобразил её. И мало того, что её, он дал абсолютно точные характеристики её вельможам-фаворитам.
Сатирические оды державина. К ним относится ода «Властителям и судиям» (1794) (это переложение 81 псалма). В этом произведении Державин представляет в ярких сатирических красках свое восприятие сильных мира сего. Обличительная ода стоит у истоков гражданской поэзии, позднее развитой Пушкиным и Лермонтовым.
Ода начинается словами: «Восстал всевышний Бог и он решил судить несправедливых и злых». Те злодейства, которые совершаются на земле, вызвали глубочайший протест у Бога, и он обращается к земным богам с вопросом: «Доколе рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых». Он объясняет, что сильные мира сего должны знать свое предназначение в жизни: «Ваш долг есть спасать от бед невинных, несчастливым подать покров, от сильных защищать бессильных …». Но бог видит, что злодейства продолжают сотрясать землю, «неправда взыблет небеса». Видя всю эту несправедливость, Бог обращается к царям:
Цари, я мнил, вы – боги властны,
никто над вами не судья.
Но вы как я подобострастны
и также смертны как и я», – подключает свой голос поэт.
Он предупреждает, что цари также смертны, как все обыкновенные люди, они подобно так умрут, как «с древа увядший лист падет, и вы подобно так умрете, как ваш последний раб умрет». Видя царящие зло и несправедливость, поэт обращает взоры к Богу и призывает его изменить существующий порядок вещей.
Прославление силы и мощи русского воина. («На взятие Варшавы», «Переход через Альпийские горы», «На взятие Измаила», «Снигирь» (Суворову)).
Оды, написанные на эту тему, прославляют русских полководцев Суворова, Румянцева. В эти годы русские войска под руководством генералов-полковников совершали чудеса героизма и прославляли мощь и силу русского оружия. Этой теме Державин посвятил ряд од: «На взятие Варшавы», «Переход через Альпийские горы», «На взятие Измаила». И Суворову он посвятил ряд од, из которых выделяется ода «Снигирь».
6 мая 1800 года при Державине скончался Суворов, что глубоко потрясло Державина. Он приходит к себе домой и решает написать оду памяти Суворова. Ода называется «Снигирь» (1800). Дело в том, что у Державина была птица, ученый снегирь, который выучил два такта военного марша. И когда Державин принялся писать оду, он её назвал именем этой птички – «Снигирь» –, и чтобы она не трепыхалась в клетке, накрыл клетку платком.
Начинается ода с обращения к снегирю, который по привычке начал свистеть такты военного марша. Державин говорит ему:
Что ты
заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдём войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гро́бе лежат.
Далее в оде Державин рисует образ великого Суворова. Он рисует его бесстрашным, он перед ратью пылал, он был прост в еде и в жизни, он мог ездить на кляче, есть сухари, он был прост в общении с солдатами, он мог спать на соломе, встречать рассвет с солдатами, он и в стуже, и в зное закаливал свой меч. Суворов всегда был первым в мужском строю, он мог вызывать зависть, он мог жить для царей.
Заканчивается ода выражением страшной боли, что «уже нет львиного сердца, нет уже крыльев орлиных, нет его с нами. С кем воевать?»
Поэт и поэзия. (стихотворение «Памятник», «Лебедь», ода «Признание»).
Помимо военно-патриотических песен Державин создает большой цикл произведений, в которых рассуждает о поэзии, о своей жизни. К теме поэт и поэзия относится ряд стихотворений, среди которых выделяются «Памятник», «Лебедь», «Признание», в которых Державин рассуждает о своей жизни, о роли поэзии, о своем отношении к поэтическому творчеству.
«Памятник» (1796), стихотворение. Свое стихотворение Державин переложил из стихотворения Горация «Памятник». А дальнейшем Пушкин в основу своего «Памятника» взял «Памятник» Державина. Это произведение было написано в 1796 году.
В первой строфе говориться о том, что поэт воздвиг себе памятник, который «тверже металлов и выше пирамид», и ничего его не сломит. Во второй строфе он подчеркивает, что слава его будет жить до тех пор, «до коль славный род вселен будет чтить». Третья строфа – Державин верит в свое национальное бессмертие. Четвертая строфа – выделяются основные темы творчества Державина. Это тема Фелицы, философская лирика, сатирические стихи.
Всяк будет
помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый
я дерзнул в забавном русском
слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Картины русской жизни в поэзии. ( ода «Умеренность», ода «Евгения. Жизнь Званская»).
В творчестве Державина получила широкое отражение русская жизнь. До Державина никто не изображал картины русского быта. В своих произведениях Державин представил русскому читателю сочные картины русского быта. Живописными красками он рисует обеденный стол, на котором и борщ, и рыба, и фрукты, и настолько он ярко живописует эти картины, что создается впечатление, что это не стих, а нарисованная картина. Не случайно Державина называли «живописцем слова». Рисуя картины быта своего времени, Державин в то же время сторонник умеренного образа жизни. В своей оде «Умеренность» Державин провозглашает здоровый образ жизни, поскольку чревоугодие вредно для здоровья. Эту основную мысль своей оды «Умеренность» Державин развивал в одной из самых известных од «Евгению. Жизнь Званская».
Уже на склоне лет Державин решил удалиться от суетливого Петербурга, где кипят разные человеческие страсти. Он покупает недалеко от Петербурга имение Званское и проводит свои последние годы в этом имении. В оде «Евгению. …» поэт рисует один день из своей жизни, полной неразрывной связи с природой, делится своими воспоминаниями о прошлом, думами о настоящем. Происходит своеобразная переоценка жизненного пути.
Начинается ода с общих рассуждений поэта о том, как хорошо, когда ты не зависишь от мнения людей, что ты свободен от долгов, свободен от мнения других, что ты можешь не искать при дворе ни злата, ни честей, и тебе чужды самые разнообразные суеты. Он говорит о том, счастлив уединением и тишиной на Званке, и что ничего ему не нужно, кроме того, что он здоров, доволен и живет в согласии со своей женой. Описывая свой день с момента, когда просыпается, Державин в восторге от того, что он может наслаждаться природой, что он ни от кого не зависит, что он может дышать чистым воздухом, ощущать влагу росы.