Повести петровского времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:22, курс лекций

Краткое описание

Желая выбраться из окружающей его «великой скудости», юноша отправился в «Санктпетербурх», записался там в матросы, а затем вместе с другими молодыми дворянами был отправлен правительством в Голландию «для лучшего познания наук». Там он жил и учился практически у «галанского гостя». В течение этих лет Василий упорно изучал морское дело и щедро помогал родителям. По окончании срока командировки, несмотря на уговоры патрона, юноша отправился на родину повидаться с отцом. Буря разбила корабль и занесла Василия на разбойничий остров. Начинается ряд приключений.

Вложенные файлы: 1 файл

Русская литература XVIII века -ГОС (2).docx

— 104.39 Кб (Скачать файл)

   Далее Державин продолжает свой рассказ о восприятии красот деревенской жизни. Он кормит пшеницей голубей, восторгается чистотой речки. Его умиляет пение птиц, с восторгом слушает он звуки пастушьего рога, ласточку, которая свила гнездо на его доме и эта тишина, покой, красота и чистота деревенской природы наводит на мысли о славных подвигах тех славных мужчин, чьи портреты развешаны у него дома по стенам, и среди них Державин выделяет портрет Суворова. А тем временем его жена принимает изделия своих дворовых. К ней приносят разные полотна, сукна, ткани, салфетки, скатерти, ковры, кружева, приносят ей мед, приносят ей как сребро трепещуших лещей, ягоды пурпурные, приносят ей как бархат-пух грибы, затем она спрашивает о состоянии больных, она приносит калач, кому лекарства, затем слушает о состоянии дел в имении от старосты, а поэт до обеда или играет в карты, или идет в свой кабинет и размышляет о пройденной жизни. «Все суета сует. Я вздыхаю …. … Во всем вездесущая воля». Настает час обеда. Державин спускается к обеду, и стол, накрытый к обеду, он сравнивает с цветником, поставленный узором. «Багряна ветчина … Там щука». «Почему это все прекрасно? Почему манит все это взор?». Державин объясняет, что этот стол представляет Русь, запах домашний, свежий, здравый. Далее, после обеда, наступает время отдыха. Он посещает деревенскую кузницу, оглядывает окружающую природу, любуется ею, тихими, отлогими берегами реки, видит редкие холмики, любуется работой жнецов, а затем постепенно уходящий день вызывает в его душе скорбь о минувшем красном дне. И он вновь вспоминает о былой славе, о победах русских и обращается к будущему, вспоминая свое прошлое, что он прожил счастливую жизнь, был свидетелем побед, подытоживая, замечает, «чего в моей дремлющей тогда не входит ум». Эти строки Пушкин взял в качестве эпиграфа к своему стихотворению «Осень».

   Заканчивается ода представлением будущего. Пройдут годы, он умрет, разрушится село Званка, и будущие потомки, проходя мимо этих мест, быть может вспомнят, что «здесь Бога жил певец –Фелиций». 

 

 

 

 

  1. Философская лирика Г. Державина.

 

 

Державин Гаврила Романович (1743-1816) – русский поэт, представитель русского классицизма.

Державин  в своем творчестве обращается к  жанру оды, который был одним  из ведущих жанров классицизма. Но под  пером Державина ода полностью  разрушается.   Как известно, русская  литература XVIII века с самого начала своего возникновения развивалась в двух направлениях: сатирическом, идущим от Кантемира, и одическом, идущим от Ломоносова. В творчестве Державина соединились эти две струи.        

Тематика  од:

  Оды о властьдержащих – Тема «Фелицы» – оды «Фелица», «Ведение мурзы», «Благодарность Фелиции»;

  Философские оды – «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад» – тема смерти, непостоянства

   мира, человек – песчинка во вселенной; 

  Сатирические оды – «Властителям и судиям», «Вельможа» – восприятие сильных мира сего;

  Гражданские – «На взятие Варшавы», «Переход через Альпийские горы», «На взятие Измаила», «Снигирь»

   – прославление силы и мощи русского оружия, воина;

Поэт и поэзия – стихи «Памятник» и «Лебедь», ода «Признание» – рассуждение о жизни, о роли поэзии, о

   своем отношении к поэтическому творчеству;

Картины русской жизни – ода «Умеренность», ода «Евгения. Жизнь Званская» – отражение русской 

   жизни, русского быта.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ОДЫ – «На смерть князя Мещерского» – жизнь быстротечна, никто не убежит от смерти, но «Жизнь есть».

          «Бог» – Бог всемогущ, главное  создание –  человек – «песчинка  во вселенной», после смерти 

                         человек  обретает бессмертие  души.

          «Водопад» – водопад – вечность, в бездне и мгле исчезают  ложная гордость, мнимое великолепие.

 

  ФИЛОСОВСКИЕ ОДЫ ДЕРЖАВИНА («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад»). С Державина русская философская ода получила новое звучание. Размышляя о бренности и скоротечности человеческой жизни, он представляет в этой оде исповедью человека, осознающего себя личностью. Все в этой оде предельно конкретно. Называется ода «На смерть князя Мещерского», с которым Державин был лично знаком. В  этой оде Мещерский обращается, делится своей горечью с общим их другом Перфильевым.

Начинается  ода со звукоподражания «глагол времен металла звон», где скопление согласных создают ощущение биения маятника. Державин рассуждает о быстротечности человеческой жизни. Едва человек увидел сей свет, это биение маятника приближает его к могиле. Державин рисует зрительный образ смерти, которая

Уже зубами смерть скрежещет, 
Как молнией косою блещет, 
И дни мои, как злак, сечет. 

Неотвратимость  этого процесса велика, «Ибо никто от роковых когтей, Никая тварь не убегает».  Все подвластны смерти: и монарх, и узник. Смерть глотает царства, человек приемлет

 … с жизнью смерть свою, 
На то, чтоб умереть, родимся. 
Без жалости всё смерть разит: 
И звезды ею сокрушатся, 
И солнцы ею потушатся, 
И всем мирам она грозит.

Также произошло  и с сыном русским князем Мещерским. Жизнь его была полна радости, любви, и там, где ещё вчера  стоял стол, полный яств, теперь на этом столе стоит гроб, «и бледна смерть на всех глядит». Обобщая выдвинутую мысль, Державин пишет:

Глядит на всех — и на царей, 
Кому в державу тесны миры; 
Глядит на пышных богачей, 
Что в злате и сребре кумиры.

 Используя  резкий контраст, Державин подчеркивает  суть самой жизни: «Сегодня Бог, а завтра прах, Сегодня льстит надежда лестно, А завтра, где ты, человек?».

Державин  делает своеобразный итог из своей  собственной жизни, что его молодость  исчезла как сладкий сон, его  уже не столь волнует красота, не восхищает радость. Но ода при  всем пессимистическом строе заканчивается  оптимистически:

Жизнь есть небес мгновенный дар; 
Устрой ее себе к покою 
И с чистою твоей душою 
Благословляй судеб удар.

К философским  одам Державина относится его  знаменитая ода «Бог». Это логическое рассуждение  Державина на тему о происхождении мира, человека. Он показывает бесконечность мира и связанность единства всех явлений. Начинается ода с обращения к бесконечному пространству:

О Ты, пространством бесконечный, 
Живый в движеньи вещества, 
Теченьем времени превечный, 
Без лиц, в трех лицах Божества!.

 Бог  –  это дух сущий и единый, ему нет места и причины,  его никто постичь не может,  он все собою наполняет, объемлет, зиждет, созерцает. Бог создал вселенную, Бог может все,  он может «измерить океан глубокий, сочесть пески, лучи планет». Бог единым словом создал вселенную, создал множество миров, а также создал самое главное – человека, и вложил в него разум, но «человек –  это песчинка во всей вселенной». Державин прославляет могущество Бога,  человек соединяет в единое целое все, созданное Богом: «Я – связь миров». Человек – это источник жизни, но человек – смертное существо. Но Бог создал так, что человек после смерти обретает бессмертие своей души. И это божье величие настолько потрясает сознание поэта, что он посмел прикоснуться к этой теме, что он смог выразить свои чувства, свои мысли и за это он льет слезы благодарности.

Следующая философская ода – ода «Водопад». Она была написана в связи со смертью одного из могущественных людей XVIII века графа Таврического Потемкина. Ода начинается с изображения потрясающей красоты водопада:

Алмазна сыплется гора 
С высот четыремя скалами, 
Жемчугу бездна и сребра 
Кипит внизу, бьет вверх буграми.

Водопад – это вечность. В бездне и  мгле исчезают ложная гордость, мнимое великолепие. И Державин рисует типы человеческих характеров, аллегорически  изображая в образах коня, лани, волка. Лань – это кротость, волк – злоба, конь – гордость. Рисуя  красоту водопада Державин вновь и вновь обращается к сущности человеческой жизни:

Не зрим ли всякой день гробов, 
Седин дряхлеющей вселенной?.

Рассуждая о жизни и смерти Потемкина, поэт произносит суд над жизнью Потемкина  устами великого полководца Румянцева.

 Блажен, когда, стремясь за  славой, 
Он пользу общую хранил, 
Был милосерд в войне кровавой 
И самых жизнь врагов щадил.

Державин  считает, что Потемкин, чей труп лежит  над темном лоне, что его уста безмолвствуют, что земля стала его одром, и «он с высоты честей внезапно пал среди степей». И далее Державин вновь и вновь размышляет о сущности человеческой жизни.

Лишь истина дает венцы 
Заслугам, кои не увянут.

 

  1.  Повесть Карамзина «Бедная Лиза» – произведение русского сентиментализма.

 

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766-1826) – русский писатель, историк, идеолог дворянства и просвещенного абсолютизма, основоположник русского сентиментализма.

ПУБЛИЦИСТИКА: «Письма русского путешественника» в виде  дружеского послания – впечатления о поездке, нашли отражение общественно-политическая жизнь Европы, эстетические взгляды на различные национальности.

ПОВЕСТИ:  «Наталья, дочь Боярская» – показана картина государственно гуманности и справедливости, где царь радел лишь о благополучии подчиненных, а приближенные царя были верными и не  пользовались своим положением. «Бедная Лиза» – Карамзин выступает как основоположник русского сентиментализма.  Проникновенно и поэтично описал автор трогательную историю простой девушки, способной на глубокое,

сильное чувство.

     «Остров Борнгольм» – вписывается в ранний европейский романтизм;

     «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» – в основе  историческое событие – взятие Иваном IV

                                                                                                       Новгорода.

ОСНОВНОЕ СОЧИНЕНИЕ: «История государства Российского» в 12-ти томах.

«Бедная Лиза»

Сюжет: из европейской любовной литературы.

Черты сентиментализма:

Главная героиня: бедная крестьянка Лиза.

Утверждается культ чувства.

Особенности:

Нет строго деления героев на положительных и отрицательных;

Нет сословного конфликта;

Лишена морали.

Природа – герой повести – но не участвует в жизнь героев.

 

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Автор намекает, что лично знаком с Эрастом («Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле») и подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьевы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».  
 Главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, рано оставшуюся без отца-кормильца и живущую с матерью в хижине. По-мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, «ибо и крестьянки любить умеют».  
      На Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать всё реалистично. Его цель – пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.  
  Уже современники отмечали новизну главного героя – Эраста. В канонах классицизма соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, погубивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался злодеем. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманывает девушку. Сначала он питает искренние нежные чувства к наивной поселянке. Не задумываясь о будущем, он полагает, что не причинит зла Лизе, будет всегда рядом с ней, как брат с сестрой, и они будут счастливы вместе.  
      Новаторским был и язык повести. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, близкой к разговорной. В то же время стала насыщенной красивыми эпитетами, риторическим оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и её матери витиеватая, философичная («Ах, Лиза! – говорила она. – Как все хорошо у господа бога!.. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!»; ««Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». – «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!»).  
      Цель такого языка – воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи повествователя «Бедной Лизы» мы слышим изобилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!»; «Прекрасная бедная Лиза с старушкою своей»; «Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!» Какая трогательная картина!»  
 Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы.  
      «Бедная Лиза» начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека.

   События разворачиваются в Москве и на природе. «Натура», то есть природа, вслед за рассказчиком пристально «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остаётся глуха и слепа к переживаниям героини.  
      Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Даже напротив – «мрак вечера питал желания». Непонятное происходит с душой Лизы: «Мне показалось, что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!». Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдаёт душу Эрасту. Гроза разражается лишь после – «казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Лиза пугается грома, «как преступница». Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее. 

   В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся натура пребывала в молчании». «Молчание» натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчёркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает её от разочарования.  
   Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму  с его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания. 

   Герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам.

   Сословного конфликта в повести нет: Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе.

Кроме того, в отличие от произведений классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности: автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям.

 

 

 

  1.  Повесть Карамзина «Остров Борнгольм»: черты предромантизма.

 

КАРАМЗИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1766-1826) – русский писатель, историк, идеолог дворянства и просвещенного абсолютизма, основоположник русского сентиментализма

ПУБЛИЦИСТИКА: «Письма русского путешественника» в виде  дружеского послания – впечатления о поездке,  нашли отражение общественно-политическая жизнь Европы, эстетические взгляды на различные национальности.

ПОВЕСТИ:  «Наталья, дочь Боярская» – показана картина государственно гуманности и справедливости, где царь  радел лишь о благополучии подчиненных, а приближенные царя были верными и не  пользовались своим положением.   «Бедная Лиза» – Карамзин выступает как основоположник русского сентиментализма.  Проникновенно и поэтично описал автор трогательную историю простой девушки, способной на глубокое,

Информация о работе Повести петровского времени