Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:20, реферат
Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.).
Координирующая роль учителя. На учителя возлагаются такие функции, как координирование образовательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование и т. д. Взаимодействие с обучаемыми осуществляется в основном асинхронно с помощью средств телекоммуникации.
Гибкость. Учащиеся в целом не посещают регулярных занятий, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета.
Модульность. В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые, освоены обучаемым, создают целостное представление об определенной предметной области.
Асинхронность. В процессе учебы обучающий и обучаемый могут взаимодействовать по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Широкий диапазон. Количество учащихся и их географическое местопребывание не являются критичными параметрами. Все учащиеся имеют доступ к РИОР, а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи.
Дистанционное обучение преимущественно ориентировано на применение в высшей школе, в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов; также, накоплен позитивный опыт внедрения его элементов в средней школе.
Открытое образование — система обучения, использующая технологии и методики дистанционного обучения, обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся, и доступная любому желающему без анализа исходного уровня его знаний.
Интеграцию дистанционной и традиционной форм организации обучения отражает понятие «электронное обучение». Электронное обучение — обучение, основанное на применении в педагогическом процессе информационных и телекоммуникационных технологий, таких как on-line-обучение, обучение на основе веб-технологий, мультимедиа и др.
В настоящее время термин «электронное обучение» постепенно вытесняет термины «дистанционное обучение» и «компьютерное обучение», поскольку компьютерные технологии обучения широко применяются как в традиционных системах обучения, так и в системах дистанционного обучения.
Применение презентаций в педагогическом процессе. Виды учебных презентаций
Презентация является целенаправленным коммуникационно-информационным процессом, который выступает средством представления и передачи аудитории определенного материала. По форме презентации могут быть самые разные: на выставочном стенде, в классе, по телевидению или радио и т. д. Эффективность демонстрации достигается с помощью слайдов, которые в ходе презентации докладчик показывает для иллюстрации своих идей. Слайд—логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции.
Современным средством разработки и демонстрации презентации выступает компьютер. Компьютерная презентация — набор слайдов, объединенных одной идеей и хранящихся в общем файле. Учебная презентация — компьютерная презентация, предназначенная для достижения дидактических целей. Целесообразность применения учебных презентаций в процессе обучения обусловлена следующими факторами: визуализацией изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.); возможностью систематизации и структурного представления учебного материала; тиражируемостыо, простотой разработки и корректировки презентации; ограниченным количеством традиционных источников учебного материала.
Учебные презентации, используемые в педагогическом процессе, в зависимости от степени активности ученика в процессе демонстрации можно разделить на презентации-визуализации и интерактивные презентации.
Учебная презентация | |||||
Презентация-визуализация (сопровождающая презентация) |
Интерактивная презентация | ||||
Сопровождающая объяснение учителя |
Сопровождающая выступление ученика |
Обучающая |
Обобщающая |
Консультационная |
Контролирующая |
Презентация-визуализация (сопровождающая презентация) применяется для наглядного сопровождения излагаемого материала, направлена на повышение его информативности и предполагает визуальное акцентирование и структурирование, иллюстрирование наглядными примерами, демонстрацию динамики. Управляет презентацией-визуализацией сам объясняющий. Она может разрабатываться и демонстрироваться как учителями, так и учащимися. Презентации, управление которыми осуществляется индивидуально каждым обучаемым, относятся к интерактивным презентациям. Такие презентации ориентированы на организацию самостоятельной работы учащихся. Логика построения, структура и дозирование материала в таких презентациях существенно отличается от презентации-визуализации.
В зависимости от выполняемой дидактической задачи интерактивная презентация может быть: обучающей (позволяет учащемуся самостоятельно усвоить новую тему); обобщающей (применяется для обобщения и систематизации знаний); консультационной (предназначена для преподнесения новой информации в мультимедийной форме); контролирующей (используется для определения состояния или отдельных особенностей обучаемого на текущий момент времени на основе выполнения стандартизованных заданий). Если презентация используется в процессе всего урока, применяется на ключевых его этапах, можно говорить о новой разновидности современного урока — уроке-презентации.
Требования к созданию
различных видов учебных
Как показал практический опыт, при разработке учебных презентаций основные трудности у учителей вызывает осмысление целей ее применения в учебном процессе, потребностей учащихся, выявление преимуществ мультимедийного способа представления информации и другие действия креативного характера. Разработка учебной презентации включает четыре основных этапа: концептуальное проектирование — создание презентации - разработка методических рекомендаций — педагогическая реализация и анализ результатов.
На этапе концептуального проектирования формируются концепция и вид создаваемой презентации, продумываются ее основные функции и характеристики, определяются структура, содержательная направленность и глубина представляемого учебного материала, принимаются принципиальные дидактические и программно- технические решения.
Концептуальное проектирование — наиболее сложная и ответственная стадия разработки презентации. Выбор темы и подбор материала остаются творческими процессами педагога и не автоматизируются. Автоматизации подлежат лишь процессы воплощения авторских идей в готовый продукт и процессы его публичного воспроизведения. Результатом этапа концептуального проектирования является формирование эскиза презентации.
На этапе непосредственного соз
Основная цель педагогической реализации — перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия, после которого осуществляется оценка результатов. На этом этапе устанавливается, достигнуты ли цели применения учебной презентации (например, в осуществлении соответствующих изменений в знаниях учащихся).
Приступая к составлению презентации, необходимо учесть ряд требований связанных с формами, методами и возможностями представления учебного материала в виде последовательности слайдов. Составлять макет слайдов, подбирать иллюстрации, продумывать текст и логику построения презентации нужно заранее, так как импровизация снижает эффективность проводимого занятия. Необходимо детально продумать дизайн презентации и цветовое решение каждого слайда. Если презентация состоит преимущественно из текста, то предпочтительнее светлые тона, на фоне которых он будет зрительно восприниматься даже с последней парты.
Связанные по смыслу информационные элементы необходимо объединять в группы, при этом каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста или весь слайд. Основная идея абзаца должна находиться в самом начале, поскольку лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца. Предложения должны быть по возможности короткими для лучшего их усвоения. Желательно не перегружать слайд наличием больших текстовых блоков.
Предпочтительнее использование табличного формата. Он в отличие от текстового позволяет компактно представить материал и показать связи между понятиями, явлениями и т. п.
Графика должна органично дополнять текст. Динамика взаимоотношений визуальных и вербальных элементов и их количество определяются функциональной направленностью учебного материала. Большие иллюстрации могут храниться в отдельном альбоме рисунков, оформляемом в виде самостоятельного модуля презентации, на который указываются гиперссылки. При этом надо продумать фон рисунков, чтобы он подчеркивал все их детали. Наличие графических изображений на самом слайде должно быть взаимосвязано с текстом. Изображение должно быть иллюстрацией, равной по смыслу самому тексту, а не просто фоном.
Вся вербальная информация должна тщательно проверяться на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок, которые ставят под сомнение функциональную грамотность составителя презентации.
Презентация, сопровождающая объяснение (презентация-визуализация), не должна подменять и вытеснять самого учителя. Поэтому оптимальное количество основных слайдов презентации — порядка 10 для одного урока. Тогда не возникает «гонки за временем» по ходу занятия, появляется возможность осмыслить прочитанное и увиденное на слайде.
Дизайн презентаций оказывает непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход к выбору дизайна презентации, который должен соответствовать требованиям эстетики и эргономики. Основным компонентом дизайна учебной презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм.
Рассмотрим структурные
Титульный слайд следует оформлять с помощью графических вставок и фонов, он должен быть по возможности красочным, способствовать улучшению эмоционального состояния учащихся и повышать их интерес к изучаемой теме. На титульном слайде обычно указывают название темы, сведения об авторе, дату разработки, информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна представлять собой отдельный слайд с описанием всех используемых экранных кнопок для уточнения их функционального назначения. Основные требования к элементам управления — понятность, наличие на экране нужных подсказок в нужный момент и минимальное (только необходимое) количество элементов управленияна миуюй странице. Основными элементами управления являются: кнопки перехода из оглавления на начало тем; кнопки перехода со слайда на слайд вперед и назад; кнока возврата в оглавление; кнопка вызова подсказки; кнопка перехода в словарь теринов; гиперссылки для перехода к иллюстрациям, таблицам, видео и т. п.
Элементы управления презентацией, имеющие не очевидное представление, должны обеспечиваться всплывающими подсказками. Справочная система по работе с управляющими элементами презентации должна вызываться практически с любого слайда, и поэтому ее желательно представить на всех кадрах управляющей кнопкой на экране.
Оглавление является важным структурным элементом презентации. С одной стороны, оно должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой — максимально обозримым, то есть находиться на одном слайде. Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.
Учебный материал в презентации, как правило, представлен в краткой форме. Такое представление достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала. Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п. В презентацию могут быть также интегрированы элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и т. д.
Наличие словаря терминов (глоссария) весьма желательно в интерактивной презентации по изучению новой темы (обучающей, консультационной). Предпочтительнее оформить словарь терминов и определений на отдельном слайде (серии слайдов). Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах учебного материала целесообразно поместить соответствующую кнопку. Система контроля знаний может быть организована как эспресс-тестирование (в презентации-визуализации) или через систему гиперссылок (в интерактивной презентации).
Информационные ресурсы по теме представляют собой перечень источников информации, как на бумажных, так и на электронных (DVD-ROM, распределенные информационные образовательные ресурсы) носителях, используемых педагогом при подготовке презентации. Список ресурсов может содержать обязательные и допол нительные источники информации, предлагаемые учащимся для самостоятельного изучения отдельных вопросов по теме урока.
Структура других видов интерактивной презентации, а также презентации-визутизации может быть такой же (за исключением справочной системы и оглавления). В целом структура презентации зависит от той локальной педагогической задачи, которую она решает.
Особенности применения презентаций в педагогическом процессе
Методика использования
Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем